Татьяна Коровина
Проект в старшей группе по ЗОЖ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка. Поэтому дошкольные учреждения и семья призваны заложить в дошкольном детстве основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.
Публикация «Проект в старшей группе по ЗОЖ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Быть здоровым – естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.
Педагогическое кредо проекта
Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его
Здоровье не купишь, никто не продаст
Его берегите, как сердце, как глаз.
Тип проекта : познавательно-исследовательский; краткосрочный
Участники проекта : воспитатели, дети и их родители
Возраст: старший дошкольный возраст
Сроки реализации проекта : март – апрель
Продукт проекта :
Цель проекта :
Формировать привычки здорового образа жизни, развивать познавательные и творческие способности детей старшей группы.
Задачи:
приобщить детей и их родителей к здоровому образу жизни;
формировать умение самовыражения, самопознания у воспитанников;
развивать желание у детей и родителей активно участвовать в жизни детского сада.
Предполагаемый результат:
расширение у детей представлений о здоровом образе жизни;
дети познакомятся с литературными произведениями по теме проекта;
узнают, как устроен человек, что полезно, а что вредно для организма, что нужно знать и делать для сохранения здоровья;
дети пополнят свои знания о правильном питании и его значимости для здоровья.
План реализации проекта
I этап – подготовительный
Содержание работы:
подбор методического и дидактического материала;
подбор художественной литературы;
разработка непосредственно образовательной деятельности по проекту;
оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта;
подбор пословиц, поговорок, загадок по теме проекта;
подборка аудио и видеоматериала по теме проекта;
организация развивающей предметно-пространственной среды.
II этап – основной
На данном этапе происходит интеграция всех видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, продуктивная, музыкальная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская) во всех видах образовательных областей.
Содержание работы
Период Виды детской деятельности Работа с родителями
Март
1 неделя Беседа: ««Может ли грязь на руках повлиять на наше здоровье?»
Цель: формировать стремление к здоровому образу жизни, признание ребенком ценности здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре
Дидактическая игра: «Да и нет»
Цель: закрепить знания детей о предметах личной гигиены, их назначении
Пословицы и поговорки о чистоте, порядке, здоровье
Цель: развивать познавательную и речевую активность детей; побуждать детей к активному обсуждению текста поговорки или пословицы
Сюжетно-ролевая игра: «Игрушки на приеме у врача»
Цель: учить детей уходу за больными, пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, заботу Папка-передвижка «Профилактика инфекционных заболеваний»
2 неделя Беседа: «Личная гигиена»
Цель: формировать знания о правилах личной гигиены
Чтение художественной литературы: С. Афонькин «Как победить простуду?», «Откуда берется болезнь?»
Цель: воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, желание вести здоровый образ жизни
Разгадывание загадок
Цель: закреплять умение отгадывать загадки; прививать детям санитарные гигиенические навыки, потребность быть здоровыми
Сюжетно-ролевая игра: «Пункт медицинской помощи»
Цель: формировать представления о правилах оказания первой медицинской помощи при повреждениях кожи
Презентация: «Предметы личной гигиены»
Цель: формировать у детей привычку пользоваться предметами личной гигиены Анкета «Здоровый образ жизни»
3 неделя Беседа: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу!»
Цель: формировать здоровую культуру питания; формировать у детей осознанное отношение к необходимости употреблять в пищу полезные продукты
НОД: «Витамины»
Цель: знакомить с понятием «Витамины», закрепить знания детей о необходимости витаминов в организме человека
Дидактические игры: «Отгадай по запаху», «Отгадай на вкус!»
Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей
Просмотр и анализ мультфильма «Смешарики» серии «Здорово быть здоровым!»
Цель: формировать представления о составляющих здорового образа жизни, о значении физических упражнений, важности сна для здоровья
Подвижная игра: «Поймай и угадай!»
Цель: развивать наблюдательность, активность, инициативу; упражнять в беге, в прыжках Памятка «Питание детей дошкольного возраста»
4 неделя Беседа: «Как мы заботимся о своем здоровье?»
Цель: создавать устойчивые мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих
Рассматривание плаката «Строение человека»
Цель: познакомить детей со строением тела, с частями тела и его функциональным значением
Сюжетно-ролевая игра: «Аптека»
Цель: расширять знания воспитанников о труде работников аптеки; способствовать развитию навыков выполнения различных ролей в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты; развивать воображение дошкольников; помогать налаживать взаимоотношения детей в совместной игре, воспитывать культуру общения в общественных местах
НОД (рисование) «Витамины для здоровья»
Цель: формировать понятие о том, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной
Спортивное развлечение: «Папа, мама, я – здоровая семья»
Цель: пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать приобщению детей к физкультуре и спорту; закреплять раннее разученные навыки; развивать физические качества дошкольников: силу, быстроту, смелость, ловкость, уверенность; воспитывать взаимовыручку, чувство товарищества Консультация «Здоровый образ жизни – залог здоровья ребенка»
5 неделя Беседа: «03 – скорая помощь»
Цель: расширять представления детей о работе «Скорой помощи»
Дидактическая игра: «Окажи помощь»
Цель: познакомить детей с основными элементарными правилами оказания первой помощи при синяках, ссадинах, порезах, ожогах, обморожении, попадании соринки в глаз, формирование умения правильно пользоваться пластырем, йодом, зеленкой и бинтами, обрабатывать рану, промывать, накладывать повязку
НОД (аппликация) «Дерево полезных продуктов»
Цель: воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью; формировать у дошкольников представление о здоровом питании; закреплять и расширять представление детей о пользе для здоровья человека овощей и фруктов
Сюжетно-ролевая игра: «Скорая помощь»
Цель: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения
Чтение художественной литературы: А. Барто «Девочка чумазая»
Цель: закрепить знания детей о культурно-гигиенических навыках, способствующих здоровому образу жизни; формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни Консультация «Формирование культуры трапезы»
Апрель
1 неделя Беседа: «Здоровье и болезнь»
Цель: формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его
Дидактическая игра: «Что полезно, что вредно»
Цель: расширять знания детей о полезных и вредных продуктах
Чтение стихотворения С. Михалкова «Про Мимозу»
Цель: воспитывать привычку к здоровому образу жизни, прививать желание заниматься спортом; формировать представление старших дошкольников о себе, о здоровом образе жизни, о правилах гигиены и охране здоровья
Подвижная игра: «Чье звено быстрее соберется?»
Цель: упражнять детей в беге в различных направлениях; развивать внимание, умение внимательно слушать сигнал воспитателя; закрепить умение быстро ориентироваться в пространстве, строиться в колонну
Игровая ситуация: «Как защититься от микробов?»
Цель: закрепить представление о том, что в воздухе и на окружающих человека предметах могут находиться невидимые и опасные враги – микробы; воспитывать потребность пользоваться правилами личной гигиены
Сюжетно-ролевая игра: «Семья идет в магазин за полезными продуктами»
Цель: закрепить ранее полученные знания о полезных продуктах, здоровом питании Консультация «Поговорим о правильном питании»
2 неделя Беседа: «Что я знаю о себе»
Цель: уточнить знания детей о названии и местоположении разных органов чувств и частей тела
НОД по познавательно-речевому развитию с элементами здоровьесберегающих технологий «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»
Цель: формировать у детей понимания ценности своего здоровья; воспитывать привычку к здоровому образу жизни
Дидактическая игра: «Хорошо – плохо»
Цель: развивать адекватную оценочную деятельность дошкольников, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, умение оценивать поступки и анализировать их
Подвижные игры: «Ручеек», «Гори, гори ясно!»
Цель: развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве; упражнять в быстром беге
Чтение стихотворений Е. А. Алябьевой «Хочу конфет», «Сладкоежка»
Цель: формировать привычки здорового образа жизни, развивать познавательные и творческие способности
Сюжетно-ролевая игра: «На приеме у врача стоматолога»
Цель: развивать и обогащать сюжет игры, отражать в игре труд медицинских работников
Просмотр и анализ мультфильма «Королева Зубная щетка»
Цель: формировать умение получать информацию из разных источников Анкетирование «Условия здорового образа жизни в семье»
3 неделя Опросник для детей «ЗОЖ»
Цель: определить уровень осведомленности (сформированности) о здоровом образе жизни у дошкольников
Дидактическая игра: «Полезные продукты»
Цель: формировать знания у детей о полезной и неполезной пище; развивать здоровые принципы питания; стимулировать желание вырасти здоровыми, сильными, ловкими; помочь детям осознать взаимосвязь между действием витаминов и физкультурой на организм человека
НОД: «Экскурсия в прачечную»
Цель: дать детям представление о труде работников прачечной; закреплять умение правильно называть трудовые действия и самостоятельно выполнять их; воспитывать интерес к труду и аккуратность
Подвижная игра: «Хитрая лиса»
Цель: воспитывать быстроту и ловкость
Загадки о предметах личной гигиены
Цель: формировать у детей навыки личной гигиены; развивать мышление
Сюжетно-ролевая игра: «Поликлиника»
Цель: формировать представления о труде взрослых (работников поликлиники, его роли в обществе и жизни каждого человека
Чтение «Сказка о здоровье и Красоте»
Цель: воспитывать у детей чувства необходимости ведения ЗОЖ, заинтересованности в укрепление и сохранение своего здоровья Консультация «Как быть здоровым телом и душой!»
4 неделя Беседа: «Чтобы не было беды!»
Цель: закреплять знания детей о безопасности жизнедеятельности, помочь им утвердиться в этих знаниях, предостеречь их от беды; прививать детям культуру безопасного поведения
Чтение стихотворения С. Михалкова «Прививка»
Цель: познакомить с юмористическим стихотворением С. Михалкова, развивать образное, аналитическое мышление; творческое воображение; психоэмоциональную сферу; расширять словарный запас
Экскурсия в медицинский кабинет
Цель: формировать у дошкольников элементарные представления о работе медицинской сестры
Подвижная игра: «Чье звено быстрее соберется?»
Цель: упражнять детей в беге в различных направлениях; развивать внимание, умение внимательно слушать сигнал воспитателя; закрепить умение быстро ориентироваться в пространстве, строиться в колонну
Дидактическая игра: «Угадай вид спорта по показу»
Цель: закрепить знание названий видов спорта, умение узнавать их по картинке
Пословицы и поговорки о здоровье
Цель: формировать понятие у детей о том, что здоровье дороже всех богатств, о том, что за здоровьем надо следить и беречь его с молода
Сюжетно-ролевая игра: «Семья на отдыхе»
Цель: создать дружескую атмосферу в детском коллективе в процессе сюжетно-ролевой игры
Итоговое спортивное развлечение: «Физкульт – Ура!»
Цель: формирование здорового образа жизни Памятка «Полезные советы для родителей по формированию здорового образа жизни»
III этап – заключительный
1. Спортивное развлечение: «Физкульт – Ура!»
2. Создание картотеки игр по формированию здорового образа жизни
3. Презентация проекта
Литература
1. Анохина И. А. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста в ДОУ: методические рекомендации – Ульяновск: УИПКПРО, 2010.
2. Асташина М. П. Современные подходы к физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников: Учеб. -метод. пособие / М. П. Асташина. – Омск, 2002г
3. Галанов А. С. «Игры, которые лечат», издательство «Педагогическое общество России», 2005 год
4. Деркунская В. А. «Диагностика культуры здоровья дошкольников», издательство «Педагогическое общество России», 2005 год
5. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. – М. : Просвещение, 2002
6. Картушина М. Ю. «Зеленый огонек здоровья», программа оздоровления дошкольников, издательство «Сфера», 2007год
7. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2009
8. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры - СПб. ,2012.
9. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации / автор-составитель О. В. Чермашенцева, 2012.
10. Тарасова Т. А. Здоровый образ жизни «Я и мое здоровье» (программа занятий, упражнений и дидактических игр). – Москва, 2008г
11. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5 -8 лет. Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
12. Учебно-методические журналы: «Управление ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Воспитатель ДОУ».
13. Шорыгина Т. А. Безопасные сказки. Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице. – М., 2014.
14. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М. ,2014.