Анна Березина
Проект в старшей группе «Наши добрые герои»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта «Наши добрые герои».
Образовательная организация
МДОУ д/с №20 «Умка»
Авторы проекта:
Березина Анна Александровна, воспитатель
Кузнецова Ирина Николаевна, воспитатель
Тема проекта
«Воспитание добротой»
Творческое название
«Наши добрые герои»
Типология проекта
познавательно-творческий, игровой.
Возрастная категория детей
5-6 лет
Продолжительность
проекта
среднесрочный
Образовательное направление
Познавательное, игровое.
Публикация «Проект в старшей группе „Наши добрые герои“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Цель
приобщение старших дошкольников к социокультурным ценностям через деятельностный подход и развитие интереса к персонажам художественной литературы.
Образовательные задачи
- способствовать умению размышлять над текстом художественного произведения через беседу;
- способствовать умению формулировать свои мысли через озаглавливание 27 историй сказки согласно содержанию глав;
- совершенствовать навыки продуктивной деятельности и воображения при создании пластилиновых фигур героев сказки;
- способствовать положительному творческому опыту совместного создания настольных игр: детской игры — ходилки «Приключения друзей», лото «Друзья»;
- приобщать к социальной культуре групповой настольной игры через участие в турнирах «Любимые игры крокодила Гены» на примере игр: крестики — нолики, домино, ходилки.
Развивающие задачи
- развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях;
- развивать зрительную память, внимание, сообразительность, логику, воображение и образное мышление ребят;
- развивать дух соревновательности и желание добиваться успеха;
- развитие личностных качеств и способностей детей.
Воспитательные задачи
- воспитывать умение оценивать поступки литературных героев повести-сказки Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»;
- формировать доброжелательные, дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игровой деятельности;
- приобщать родителей и детей к проведению совместного семейного досуга и сплочение членов семьи.
Продолжительность проекта
13 января — 14 февраля
Документация проекта
Информационная карта проекта, список тематических названий глав повести-сказки, конспект мастер — класса по лепке «Мой сказочный герой», конспект занятия по окружающему миру «Путешествие в зоопарк», конспект занятия по конструированию «Улица Дружбы», конспект квест-игры «Наши добрые герои», фотоальбом деятельности детей в ходе проекта, презентация проекта в PowerPoint, диагностика детей «Социокультурные ценности».
Этапы проекта:
1. Подготовительный
Изучение методической литературы и подбор повести-сказки Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Подбор настольных дидактические игр (лото, домино, игры-ходилки). Приготовление материала для создания своих настольных игр (бумага для акварели, листы бумаги формата А4, цветной и белый картон, цветная бумага, цветные карандаши, фломастеры, мелки, ножницы, клей, материала для создания турнирной таблицы участников настольных игр (кусок рулона обоев, детские фотографии 4*5, жетоны и медали).
Проведение вводной диагностики «Развитие социокультурных ценностей».
2. Основной
1. Знакомство детей с текстом повести-сказки Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Беседы. Работа по озаглавливанию прочитанных историй.
2. Создание настольной игры - ходилки «Приключения друзей» и лото «Друзья» по мотивам повести-сказки Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья».
3. Проведение мастер — класса предметной лепки «Мой сказочный герой».
Составление пластилиновой композиции «Друзья крокодила Гены и Чебурашки».
4. Окружающий мир «Путешествие в зоопарк»
5. Ежедневное проведение вечерних игр-турниров «Любимые игры Крокодила Гены» с фиксированием результатов в турнирной таблице.
6. Конструирование «Улицы Дружбы» и организация выставки домиков.
7. Организация выставки: «Детские книги наших родителей».
8. Привлечение родителей для участия в проекте: прочитать или прослушать аудио-вариант повести-сказки дома, провести домашний тур настольной игры в крестики-нолики, домино, подобрать свою детскую книгу для выставки.
3. Заключительный
1. Проведение квест — игры «Наши добрые герои».
2. Пополнение РППС группы работами детей: настольная игра - ходилка «Приключения друзей», лото «Друзья», пластилиновая композиция «Друзья крокодила Гены и Чебурашки», выставка домиков на тему: «Улица Дружбы», выставка «Детские книги наших родителей», турнирная таблица «Игры крокодила Гены».
3. Подведение итогов по играм-турнирам, выявление чемпионов игр.
Описание проекта «Наши добрые герои».
Актуальность.
Приобщение детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества, государства является одной из важнейших задач дошкольного образования согласно Федеральному образовательному стандарту.
По мнению ученых-педагогов у детей дошкольного возраста отсутствует субъективное отношение к социокультурным ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка, поэтому у детей еще не сформировано отношение к детскому коллективу и они не способны выделять ценности, привлекательные для них в других людях.
Термин «социокультурное развитие», по мнению Н. Я. Большуновой, означает процесс формирования у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, правде и лжи, времени и пространстве, дружбе и т. д. В ходе социокультурного развития происходит усвоение социального опыта, знаний, умений и навыков, социальных норм, опыта взаимодействия с другими людьми.
Важное значение для социокультурного развития имеет развитие чувств, а главным источником проявления чувств в дошкольном возврате являются различные виды детской деятельности. Дошкольники наиболее ярко выражают свое отношение к окружающему в продуктивных видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
По мнению Н. Я. Большуновой, в старшем дошкольном возрасте развитие социокультурных ценностей может осуществляться с помощью следующих форм и методов работы: викторины, тематические беседы, проблемные ситуации, игровые упражнения, игры, театрализованная деятельность, изучение традиций и обычаев народа, проектная деятельность и т. д. Особое внимание автор уделяет роли сказки в формировании представлений о социокультурных ценностях у дошкольников.
Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что развитие представлений о социокультурных ценностях является важной составляющей процесса социокультурного развития в дошкольном возрасте.
Детей нашей группы однажды заинтересовал вопрос: «Какие книги читали их папам и мамам родители в детстве, каким героям художественной литературы они симпатизировали?» И тогда у нас, воспитателей, появилось желание познакомить детей с книгами детства их родителей, в которых раскрываются положительные качества персонажей. Есть герои, которых помнит и любит не одно поколение. А начать мы решили с книги Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья»
Так как у детей нашей группы часто возникали конфликты во время совместных игр, мы решили приобщать их к социокультурным ценностям через деятельностный подход и развитие интереса к персонажам художественной литературы.
На подготовительном этапе мы изучили методическую литературу и составили план работ по среднесрочному проекту, подготовили необходимый материал. Оповестили родителей о начале проекта и предложили поучаствовать в выставке их детских книг. С детьми были проведены индивидуальные беседы, а так же наблюдалась их свободная игровая деятельность.
После того, как мы выявили диагностический уровень развития социокультурных ценностей по группе, мы приступили к следующему этапу. Каждый день в течение двух недель мы читали повесть-сказку Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья», по 2 главы в день. Обсуждали сюжет сказки и поступки героев в беседах. Главы книги были пронумерованы, поэтому дети предложили озаглавить сказочные истории. В ходе придумывания названий, дети делились мнениями, спорили. По итогам бесед о прочитанном у нас получился список из 27 названий историй.
Детей заинтересовали персонажи повести-сказки, их деятельность. Например, игры крокодила Гены. Дети захотели поиграть в эти игры («Крестики-нолики», «Домино») и даже предложили создать свою игру-ходилку. Поэтому в ходе вечерней деятельности мы создали настольную игру-ходилку «Приключения друзей», лото «Друзья». Дети, под руководством воспитателей, активно участвовали в создании игр: выбирали героев, выстригали, раскрашивали, наклеивали.
Видя, как дети увлеченно играют в новые игры, сделанные своими руками, мы решили создать турнирную таблицу «Любимые игры крокодила Гены». Каждый день дети играли в «Крестики-ноликки», «Домино», игру-ходилку. По результатам игр дети получали жетоны победителей и медали «Крокодила Гены». Успехи фиксировались в турнирной таблице. У детей появилось стремление добиваться успеха в игре и желание играть вместе со сверстниками.
Кроме того, мы занимались продуктивной деятельностью: мастер-класс по предметной лепке «Мой сказочный герой», пластилиновая композиция «Друзья крокодила Гены и Чебурашки», конструирование «Улица Дружбы» и выставка домиков.
Родители детей подключились к участию в проекте, они проводили турниры настольных игр дома для веселого досуга. Дети делились своими впечатлениями о проведенных вечерах, посвященных настольным играм. А о том, как их проводить, мы проконсультировали родителей в информационном уголке раздевалки.
Заключительным этапом проекта послужила увлекательная квест-игра «Наши добрые герои». А так же мы подвели итоги по играм-турнирам и выявили чемпионов.
В ходе проекта и по результатам диагностического наблюдения дети научились:
• Умению размышлять над текстом художественного произведения, оценивать поступки литературных героев;
• Озаглавливать истории сказки;
• Проявлять творческие навыки продуктивной деятельности и воображения при создании пластилиновых фигур героев сказки, при конструировании домиков;
• Совместно создавать настольные игры, умение работать в команде;
• Видеть ценности дружбы в художественных литературных произведениях на примере образа положительных героев и стремиться перенести этот опыт в жизнь;
• Дружески взаимодействовать в игровой деятельности.