Магомедова
Проект в старшей группе «Город мастеров» на тему «Народные промыслы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в старшей группе на тему : «Город мастеров» (народные промыслы России)
Вид проекта : познавательно – творческий
Тип проекта : краткосрочный
Участники проекта : дети старшей группы, педагоги группы, родители воспитанников.
Публикация «Проект в старшей группе „Город мастеров“ на тему „Народные промыслы России“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Россия. Поделки, конструирование
- Россия. Творчество, ИЗО, поделки, рисование
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность: Человек, который не изучает творчество своего народа, не интересуется им, не может считать себя гражданином своего Отечества. Любовь к Родине зарождается в раннем детстве, когда ребёнок особенно восприимчив ко всему новому, яркому. Народно-прикладное творчество несёт в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время и чем он жил в прошлом. Народно-прикладное искусство благотворно влияет на развитие фантазии, образного мышления детей, на активизацию процесса их творчества.
Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощённом виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.
Цель: создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, видами русской матрёшки.
2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.
3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.
4. Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
5. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.
6. Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства.
7. Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
Гипотеза: объяснить актуальность, важность проблемы, необходимость формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о культуре и видах творчества русского народа. Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.
Предполагаемый результат:
1. Закрепление знаний и представлений детей о народных промыслах России;
2. создание благоприятных условий для развития ребенка и проявления творческих способностей в продуктивной деятельности; умение создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, использовать цветовой строй и элементы композиции, уметь использовать для украшения оживки.
План реализации проекта
Этапы реализации Содержание работы Сроки исполнения
подготовительный Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
Разработка стратегии реализации проекта.
Изучение методической литературы.
Подбор русских народных сказок, былин, стихов и потешек для детей 5-6 лет.
Создание условий для самостоятельной деятельности: альбомы «Герои русских народных сказок», «История русского народа», «Русские народные промыслы», настольные игры: «Собери сказку» и т. п, стенды с изделиями народных промыслов.
приготовление материалов для художественного творчества (цветная бумага, картон, клей, карандаши, акварель, пластилин);
08.12-11.12.2023
основной Познавательное развитие:
Знакомство с разными профессиями в старину.
Рассматривание тематических альбомов:«Хохлома», «Городецкая роспись», «Гжель», «Народные умельцы», «Дымковские узоры».
Беседы - «Филимоновские игрушки - свистульки»
- «Дымковские мастера»
- «Веселые матрешки»
- «Что такое хохлома?»
- «Гжель сине-голубое чудо»
Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек».
Речевое развитие:
Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;
Чтение сказок «Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка», «Теремок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Загадки о народных промыслах,
Чтение небылиц.
Социально-коммуникативное развитие:
Дидактические игры:
-«Узнай из какой сказки это выражение»;
— «Одень куклу в русский народный костюм»;
-«Подбери узор к игрушке»;
-«Определи и назови промысел»;
сюжетно-ролевые игры «Магазин игрушек», «Угостим матрешек чаем»,
«Ждем гостей».
Художественно-эстетическое развитие:
Аппликация «Золотая хохлома»
Рисование "Филимоновские свистульки"
Лепка - " Дымковская барыня»
Работа с раскрасками «Узоры гжель», «Дымковский конь».
Физическое развитие:
Подвижные игры:
-«Уголки»;
-«Ключи»;
-«Два Мороза»;
-«Гуси-лебеди».
Физкультминутки:
-«Шепоток»;
-«Молчание»;
Взаимодействие с семьей
Консультация «Воспитание детей через приобщение к народной культуре».
11.12-15.12.2023
заключительный Оформление выставки поделок детей 15.12.2023
Результаты:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у детей появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к своей стране.
Вывод
После окончания проекта стало очевидным, что у детей нашей группы появилось желание как можно больше знать о народной культуре, её традициях. Ребята пересказывают прочитанное в саду своим родным, с удовольствием играют в народные игры, задают вопросы по русской культуре. У детей развились такие качества, как: эстетический вкус, умение определять виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание. Самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции. Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности.
Список литературы
1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
2. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
3. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
4. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
5. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.