Воронова Виктория
Проект «Дерево прав и обязанностей ребенка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей основ социально-правового сознания
Задачи:
1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.
2. Познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.
Темочки:
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
3. Формирование доброжелательности и чуткости к окружающим, уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).
4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
5. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.
6. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей.
Ожидаемые результаты проекта :
1. Повышение уровня правового воспитания
2. Формирование навыков нравственно-патриотического поведения
3. Усвоение правовых понятий : закон, право, правонарушение, национальные отношения.
4. Повышение социальной компетентности дошкольников.
5. Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами.
6. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
7. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
Характеристики проекта
Тип проекта :
-по доминирующему методу: творческий, познавательный, информационный.
- по характеру участия ребенка в проекте : участник.
- по количеству участников: групповой.
Вид проекта : среднесрочный (3-4 занятия в группе).
Участники проекта : дети, родители, воспитатель. Возраст детей: 5-6 лет.
Образовательные области: правовое воспитание, коммуникация, развитие речи, художественно-эстетическое воспитание.
Форма проведения: через совместную деятельность с детьми и родителями.
Актуальность проекта.
Во всех странах мира ожидают, что дети вырастут ответственными и достойными гражданами, которые будут приносить пользу своему обществу. Правовое обучение – важнейшая часть общего образования, развития гражданской, социальной и правовой культуры. Все граждане мира, дети, молодежь должны научиться пользоваться своими правами с ответственностью, которая является частью их гражданских обязанностей. Данный проект призван подвести детей к пониманию, что удовлетворение их базовых потребностей – являются их правом. Кроме того, в ходе проекта детям дается понимание взаимосвязи прав и обязанностей.
Этапы реализации проекта
Этап Содержание работы Результат
Подготовительный Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта.
Тема проекта. Цели, задачи.
Анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме. Самоконтроль и самообразование воспитателя по теме «Права человека» и «Правам ребенка».
Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности. Оформление информационного уголка для родителей на тему «Права ребенка», рекомендации родителям о просмотре с детьми мультипликационных фильмов на, соответствующую проекту, тематику.
Аналитический Разработка проекта, перспективного плана мероприятий. Перспективно-тематический план.
Подбор материала. Пополнение творческой лаборатории демонстрационным и раздаточным материалом по теме.
Практический Реализация проекта в образовательную практику. Реализация запланированных мероприятий.
Презентационный Публичное представление продукта совместной деятельности. Выставка «Дерева Прав и Обязанностей Детей» в группе, публикация отчета о проекте на странице группы.
Контрольный Подведение итогов, совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата. Обсуждение проекта с родителями на странице группы.
ПЛАН ЗАНЯТИЙ НЕДЕЛИ «ПРАВА РЕБЕНКА»
Занятие 1 «Кто имеет значение»
1. Воспитатель читает детям книгу «Слон Хортон и город Ктотов».
2. Воспитатель с детьми обсуждает главную мысль книги: «личность – есть личность, неважно, насколько она мала». Поднимаются следующие вопросы:
a.Что бы могло приключиться с ктотами, если Хортон не защитил их.
b.Какая главная мысль этой книги? Что означает «личность – есть личность, неважно, насколько она мала?
c.Получаете ли вы надлежащую заботу и уважение, которого заслуживаете? Все ли это получают?
d.Встречали ли вы когда либо человека, похожего на Хортона?
e.Почему Хортону было так трудно убедить других, что ктоты существуют и что их надо спасти?
f.Как мы можем дружить с другими даже, если мы их не можем видеть?
3. После обсуждения воспитатель предлагает детям подумать, что бы они хотели сказать Хортону, если бы они были ктотами. И записывает слова каждого ребенка на вырезанном из бумаги облачке.
4. Воспитатель предлагает детям сделать аппликацию Хортона.
5. Повторить детям, что не только каждый имеет значение, но и каждый имеет права, включая детей. Права гарантируют, что каждый из нас получает должную защиту и уважение. Права детей закреплены специальным документом, который называется «Конвенция Прав Ребенка».
6. Дети обсуждают, какие права, как они думают, должны быть у детей.
7. Дети сравнивают свой список прав со списком прав Конвенции Прав Ребенка.
Занятие 2 «Необходимо и Желательно»
1. В группах дети раскладывают карточки («необходимо и желательно») по трем кучкам: Самые Важные, Важные, Не очень важные.
2. Группы по очереди рассказывают о том, какие карточки они отложили в, как «Очень важные»
3. Дети обсуждают:
a.было ли трудно выбрать ту или иную карту?
b.почему они выделил именно те карточки, как «Самые важные»?
c.какая разница между «Необходимым» и «Желательным»?
d.Почему некоторое «необходимое» надо защищать, как права?
e.Все ли дети могут воспользоваться этими правами?
f.Какие еще права, по вашему мнению, должны иметь дети?
g.Как гарантировать, что права всех детей защищены?
Занятие 3 «Права и Обязанности»
По окончании Занятия 2, собрать карточки «Необходимо».
1. Объяснить, что вместе с правами человек имеет и обязанности. Например, право на возможность выражать свое мнение, сопровождается обязанностью выражать это мнение таким образом, чтобы не нарушить права других людей.
2. В группах дети обсуждают, какие обязанности идут вместе с правами, которые они видят на карточках.
3. Воспитатель раздает карточки с «Правами» и «Обязанностями» детям. Ребенок с «Правами» должен найти ребенка с подходящими «Обязанностями».
Занятие 4 «Права, которые ущемили» и «Права, которые защитили»
1. Воспитатель читает истории «Детей, живущих по всему миру».
2. Дети выбирают из стопки ту карточку, на которой изображено право, которое ущемляется в истории.
3. Воспитатель показывает фотографии и читает истории детей, изображенных на фотографиях.
4. Дети из набора карточек выбирают права/нужды/желания, которые были защищены в прочитанной истории.
Занятие 5 «Создание дерева Прав и Обязанностей Детей»
1. Воспитатель читает книгу Гвена Бида и Боба Плентина «Лучший мир для каждого ребенка».
2. Дети по ходу прослушивания книги и просмотра иллюстраций, освежают в памяти все, услышанное на предыдущих занятиях, называют права детей, которые были ущемлены.
3. Воспитатель демонстрирует заранее изготовленную на ватмане схему дерева и объясняет, что листья и плоды этого дерева – права людей, а корни, это обязанности, выполнение которых питают возможность реализации этих прав.
4. Детям предлагается разделиться на 2 команды и наклеить карточки с правами на изображение плодов и листьев дерева, карточки с обязанностями прикрепляются к корням дерева.
5. После окончания работы над деревом, дети объясняют, почему они приклеили ту или иную карточку именно в то место, где она расположена.