Надежда Пахомова
Проект в средней группе «Неболейкины»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Неболейкины» в средней группе.
«Чтобы сделать ребенка умным и
рассудительным, сделайте его крепким
и здоровым».
Ж. -Ж. Руссо
Актуальность: В современном обществе, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна.
Публикация «Проект в средней группе „Неболейкины“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка. Поэтому дошкольные учреждения и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье и детском саду на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью.
Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. И если современные стандарты образования обязывают педагогов более тщательно и активно участвовать в области здоровьесбережения детей, то родители воспитанников ДОУ часто игнорируют советы воспитателей, предпочитая более легкий путь в этом направлении. Вместо систематического закаливания, бесед о пользе свежего воздуха и подвижных игр, четкого соблюдения режима дня и режима питания сердобольные мамы и бабушки «кормят» малышей синтетическими лекарственными препаратами, которые согласно рекламе «помогают восстанавливать жизненные силы организма». Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов детского сада, но и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников и их родителей к собственному здоровью. Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. При профессиональном подходе к вопросам здоровьесбережения у каждого ребенка укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим.
Цель проекта : способствовать формированию привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности;
Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, улучшить физическую и умственную работоспособность;
Воспитывать в детях и родителях потребность в здоровом образе жизни;
Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта;
Усвоить правила питания и закрепить представление о пользе овощей и фруктов;
Закреплять представления о влиянии природных факторов окружающей среды на здоровье.
С целью формирования у детей привычек здорового образа жизни был разработан проект «Неболейкины». Проект направлен на помощь воспитанникам средней группы и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за здоровье ребенка и за свое здоровье.
Родителям была объявлена тема проекта, обозначена проблема и проведено анкетирование родителей «Здоровый образ жизни». Было дано первое домашнее задание – совместно с детьми сварить мыло. После этого была оформлена выставка «Мыльная сказка».
Для того, чтобы выявить общее представление о здоровье и заинтересовать темой данного проекта, к детям в гости пришел Зайка-Чихайка. Зайка задавал детям вопросы: «Что такое здоровье?», «Что надо делать, чтобы быть здоровым?». Детьми были даны следующие ответы: «Здоровье – это когда мы не болеем»; «Надо дружить со спортом»; «Надо сильным быть»; «Кто со спортом дружит, никогда не тужит», «Надо овощи любить», «Надо витамины пить» и т. д. Также Зайка с ребятами обсудили «Как можно заботиться о своем здоровье».
Каждую неделю с детьми проводились беседы. Например, в беседе «Советы доктора Неболейко», детям напомнили, что нужно делать, чтобы не болеть, формировали у детей представление о здоровом образе жизни. В другой беседе «Почему нужно мыть лицо и руки» дети закрепляли знания детей о личной гигиене с использованием туалетных принадлежностей, способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни. После беседы о микробах, предложила детям нарисовать этих микробов. Также были проведены и другие беседы: «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Зачем человеку зубная щетка», «Здоровье и болезнь», «Физкультура и здоровье», «Здоровье и окружающий мир», «Как можно заботиться о своем здоровье», «Как можно закаляться» и другие.
Для закрепления представлений о здоровом образе жизни с детьми проводились различные игры. Например, в играх «Что сначала, то потом» и «Предметы личной гигиены» - дети закрепляли умение подбирать и выкладывать последовательность картинок (алгоритм мытья рук). А в игре «Кто больше назовет полезных продуктов», дети закрепляли свои знания о полезных продуктах питания и их значении для человека. В другой игре «Витамины – это таблетки, которые растут на ветке», дети закрепляли знания об овощах и фруктах. В игре «Чудесный мещочек», дети учились описывать объект (овощи и фрукты, развивать тактильные ощущения. Кроме этого с детьми проводились и другие игры: «Что разрушает здоровье, что укрепляет», «Городок здоровья», «Найди правильный ответ», «Что изменилось», «Угадай-ка», «Как вырасти здоровым», «Режим дня» и т. д.
Формирование физической культуры невозможно представить без использования художественной литературы. Ведь при чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. После чтения сказок, рассказов, стихов обсуждали с детьми поступки героев. Задавала вопросы, позволяющие думать и делать выводы. Были прочитаны следующие произведения: - К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», «Королева зубная щётка»; - «Перевязка»» Г. Ладонщиков, - «Мыло» Я Акима, - «Ночь уходит» В. Берестов, - «Девочка чумазая» А. Барто», - «Про девочку, которая плохо кушала» С. Михалков. - «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский. валеологические сказки «О мыльной пене и расчёске» и др. Была оформлена «Полка здоровья», «хозяином» которой был доктор Неболейко. Для этой полки дети принесли свои книги о здоровье, видах спорта, которые они рассматривали и обсуждали.
Для формирования привычек здорового образа жизни и привитию стойких культурно-гигиенических навыков, мы с детьми просмотрели мультфильмы о соблюдении гигиенических норм и культуры быта: «Мойдодыр» и «Доктор Айболит».
Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления. Потому что, во время игры можно увидеть, какие названия полезных и вредных продуктов дети уже запомнили. Так играя в сюжетно-ролевую игру «Магазин полезных продуктов» дети учились не только реализовывать и развивать сюжет игры, но и учились использовать слова-названия полезных и вредных продуктов.
Для повышения уровня физической культуры детей регулярно проводились подвижные игры, физминутки и игры с водой. В подвижной игре «Кошки-мышки», дети развивали двигательную активность. В игре «Озорной мяч», дети учились выполнять подскоки в своем темпе и ритме. В другой игре «Воробышки и автомобиль», ребята закрепляли бег в разных направлениях. Также были проведены различные другие подвижные игры и физминутки («А в лесу растет черника», «Бабочка», «Будем прыгать и скакать» и другие). Как известно игры с водой способствуют физическому развитию ребенка, так как регулярные выполнения в воде являются профилактикой заболеваний, формируют оздоровительные процессы в организме. Также у детей формируются представления об окружающем мире. Проводились различные игры с водой, например: «Плыви, кораблик!», «Переливание воды», «Фонтан» и другие.
Для создания у детей мотивации заниматься физкультурой и спортом, я детей познакомила с некоторыми видами спорта и спортивным инвентарем.
Как говорил Анатолий Васильевич Луначарский: «Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения». И для активизации интереса детей к физкультуре, я устроила мини-соревнования по дартсу. В продолжении совершенствования двигательных умений и навыков у детей, были проведены соревнования «Веселые старты».
Один день был посвящен такому спортивному инвентарю, как мяч. Дети узнали историю появления мяча. После этого дети рисовали свой «Любимый мяч». Также проводились подвижные игры с мячом.
А на занятии по лепке на тему «Спортивный инвентарь», наши воспитанники лепили мяч и гантели. Аппликация «Делаем зарядку».
Также детям очень понравились игры с массажными мячиками («Испечем мы каравай», «Мячик», «Колючий еж» и другие). Как известно, эти мячики развивают ручную умелость и мелкую моторику.
Как известно, благодаря развитию мелкой моторики рук мозг детей получает стимул к активному развитию, анализу и обработке информации. А моторика, в переводе с латинского, означает – движение. Игры развивают координацию движений. А как говорил В. А. Сухомлинский: «Забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, венцом этой гармонии является радость творчества». Поэтому пальчиковым играм тоже уделили внимание («Капуста», «Репка», «Мои пальчики» и другие).
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений. Для закрепления знаний детей, как заботиться о своем здоровье, развивать стремление к чистоте и аккуратности, совместно с музыкальным руководителем провели итоговое мероприятие для детей «В стране Здоровья». К ребятам пришли в гости: Клоун, Лентяйкин и Клепа.
Во время реализации проекта были использованы разнообразные формы взаимодействия с родителями по вопросам приобщения детей к здоровому образу жизни.
С помощью родителей в группе обновили и пополнили спортивный уголок нестандартным оборудованием, в том числе и массажными ковриками. Массажные коврики являются одним из способов формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Общеизвестно, что массаж является одним из самых эффективных способов укрепления здоровья. И поэтому мы применяем массажные коврики.
Также родители для оформления уголка принесли семейное фото на тему: «Мое спортивное лето», где были представлены любимые виды спорта некоторых семей, семейные прогулки, активный отдых, закаливание, совместные утренние пробежки на велосипеде и другие. И сделали коллаж «Мы растем здоровыми».
Семьям была предоставлена возможность делиться своим опытом по приобщению детей к здоровому образу жизни с педагогами и другими родителями. Родители приобрели опыт по созданию благоприятных условий для формирования у детей представлений о здоровом образе жизни дома.
Родители приняли самое активное участие в нашем проекте. Был проведен конкурс видеороликов «Делаем зарядку» для приобщения всех членов семьи к здоровому образу жизни. Также некоторые мамы провели мастер – класс онлайн «Наше здоровое утро», «Витамины на обед» и «Полезный ужин», где раскрыли некоторые секреты приготовления вкусных и полезных блюд. Самым важным мероприятием для детей и родителей стал спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья». Это было итоговое мероприятие. Этот праздник позволил привлечь родителей к активному участию в спортивной жизни группы, способствовали эмоциональному сближению детей и их родителей, появлению общих интересов в сфере здорового образа жизни и спорта у семей.
На протяжении всего проекта родителям давались общие и индивидуальные консультации, такие как, например: «Приобщение детей к здоровому образу жизни», «Овощи и фрукты: полезны?», «Чистота – залог здоровья», «Бережем свое здоровье или правила доктора Неболейко». Оформлялись папки-передвижки, например: «Особенности культурно-гигиенических навыков детей среднего дошкольного возраста» и памятки «Берегите глазки» и другие.
В результате проекта «Неболейкины» была создана система совместных мероприятий, направленных на установление сотруднических отношений между педагогом и семьями воспитанников по приобщению детей к здоровому образу жизни и формированию у детей сознательного отношения к здоровью. У детей сформированы элементарные представления о здоровом образе жизни (понимают значимость физических упражнений для здоровья, умеют выполнять основные культурно-гигиенические правила, оценивать полезность и вредность продуктов и блюд в ежедневном рационе). Повысилась активность родителей в совместной с педагогом деятельности по формированию здорового образа жизни. Семьи воспитанников приобрели знания, практические умения и навыки оздоровительной работы. Родители осознали необходимость и значимость здорового образа жизни. Дети принимали активное участие в спортивном развлечении «В стране Здоровья», подвижных играх, беседах, чтении литературных произведений и других видах деятельности. В ходе занятий и бесед познакомились с разными видами спорта.
Считаю, что мне удалось активизировать родителей и включить их в работу по реализации проекта. Ведь именно родители являются главным примером для своих детей.
С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием интегрированного подхода в этом направлении. Продолжать внедрять в педагогическую практику здоровьесберегательные технологии, направленные на охрану и укрепление здоровья дошкольников. Как говорил Генрих Гейне: «Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье».