Анна Орлова
Проект в средней группе «Азбука вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Азбука вежливости»
Вид проекта : информационно-творческий
Тип проекта : творческий
Продолжительность: кратко - срочный (2 недели)
Участники проекта : воспитатели, дети среднего возраста, родители
Актуальность проекта
Публикация «Проект в средней группе „Азбука вежливости“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Проекты, планы, недели
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Вежливость - одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Культурно-речевое воспитание детей - дело большой социальной значимости. Как писал известный русский учёный А. М. Пешковский, «там, где дети учатся говорить, …там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить, и обозначать свою мысль словом, умел обращаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.
Цель проекта :
-формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; развивать дружеские, доброжелательные отношения в коллективе, коммуникативные навыки; закреплять вежливые слова, воспитывать культуру общения, чуткость, отзывчивость, сопереживание.
Задачи:
Образовательные :-Учить детей употреблять различные формы этикетных выражений.
-Знакомить детей с правилами культурного поведении.
-Формировать навыки вежливого, доброжелательного обращения.
Развивающие: -Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Воспитательные: - Воспитывать скромность, умение соблюдать речевой этикет.
Предполагаемый результат проекта
1. Сформировать у детей чувства сплочённости, доброжелательности друг к другу, сопереживания друг за друга.
2. Укрепление дружеских взаимоотношений детей в коллективе.
3. Появление способности разрешать конфликтные ситуации.
4. Повысить уровень культуры детей и педагогический уровень родителей.
5. Беседы родителей с детьми и чтение книг по данной теме.
Продукт проекта
-Коллективная работа детей с родителями по продуктивной деятельности:
-Выставка литературы о речевом этикете.
-Привлечь родителей к созданию совместно с детьми творческой книги «Вежливые стишки»
-Приобретение художественной литературы на тему: «Будь всегда вежлив!»
Этапы реализации проекта :
1 Подготовительный этап.
- подбор и изучение литературы, наблюдения, беседы, вопросы, рассматривание книг, иллюстраций.
-Создание необходимых условий для реализации проекта (подбор наглядного материала и литературы для совместной организованной деятельности с детьми).
-Оснащение предметно развивающей среды группы для самостоятельной деятельности детей.
-Перспективное планирование проекта
2. Основной этап (практический)
-Комплексно-тематическое планирование по теме проекта
3. Заключительный этап
-Развлекательный досуг «В гостях у феи Вежливости» с использованием ИКТ.
Формы работы с детьми
-Образовательная деятельность (занятия);
-Исследовательская деятельность;
-Игры: подвижные, словесные, пальчиковые, дидактические, сюжетно-ролевые, настольные, театрализованные, конструкторские;
-Наблюдения;
-Экспериментирование;
-Чтение художественной литературы;
-Создание проблемных ситуаций;
-Рассказ воспитателя
Формы работы с родителями
-Консультации (размещение информационного материала);
-Участие в оснащении предметно-развивающей среды по теме проекта;
-Проведение выставки художественной литературы «Будь всегда вежлив!».
-Анкетирование
-Создание совместно с детьми творческой книги «Вежливые стишки»
Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,
Комплексно-тематический план (содержание см. приложение)
Образовательные области Виды деятельности
Познавательное развитие Развлекательный досуг
«Как волк прощение просил»
«История Красной шапочки»
Просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций
«Вежливые стишки»
«Сказка как царь отменил вежливые слова»
«Учимся вежливости»
Мультфильм «Волшебное слово»
Д\и
«Что такое хорошо, что такое плохо»
«Копилка добрых слов», «Оцени поступок»,
«Рассели жильцов ( персонажи: радость, грусть, гнев)»
Исследовательская деятельность
Игры детей с природным материалом.
"Готовим тесто"-опыты с водой и мукой.
"Из чего варят кашу"-вода. пшено.
Рассказ воспитателя
«Почему вежливым быть лучше» (см. «Вежливые сказки» Т. Шорыгина)
«В гостях у подруги» (см. «вежливые сказки» Т. Шорыгина)
Наблюдение
- как птички дружно клюют крошки, как дружно играют дети в старших группах.
Речевое развитие Словесные игры
«Назови вежливые слова»
«Догадайся» (закончи предложение) :
- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)
- Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)
- Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече (здравствуйте)
- Когда нас бранят за шалости, говорим …. (простите нас, пожалуйста).
«Кто позвал» (назови ласково)
«Плохо-хорошо», «Копилка добрых слов»
Чтение художественной литературы:
Н. Красильников «Доброе утро», Е. Благинина «С добрым утором», С. Михалков «Ежели вы вежливы», Осеева «Волшебное слово», Сухомлинский «Для чего говорят спасибо», С. Мирошниченко «Злая волшебница», «Неизвиняйка», «Женина беда»,Кузнецов «Мы поссорились с подружкой»,
Сказки: «Айога», С. Козлова «Трям! Здравствуй», М. Дружининой «Кто знает волшебное слово», А. Кондратьева «Добрый день», А. Яшина «Я люблю когда при встречи», Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса», Л. Воронкова «Что сказала бы мама?», узбекская сказка «Упрямые козы».
Е. Пермяка «Самое страшное», В. Осеева «Кто наказал его».
Заучивание стихов, пословиц и поговорок о дружбе
Н. Красильников «Доброе утро»
А. Усачев «Приветствия»
Викторина
«Если с другом вышел в путь»
«Школа вежливых наук»
Социально-коммуникативное развитие Ситуация общения
-Кто и зачем придумал вежливые слова?
- Герои каких сказок помогали друг другу?
- В каких сказках герои были внимательные и заботливые?
- В каких сказках брат и сестра помогали друг другу?
- Когда мы говорим слова «скажите пожалуйста», «разрешите спросить»?
- Как нужно разговаривать со взрослыми?
- Как нужно разговаривать в общественных местах?
- Какие правила культурного поведения вы знаете?
- Какие правила вам трудно выполнять?
- Какие знаете пословицы о культуре поведения?
Решение проблемной ситуации
«Как поздороваться, как попрощаться?
«Как дарить подарки»?
Обсуждение пословиц о дружбе, вежливости.
«Кукла упала и разбила нос. Как ее утешить?»
«Ситуативная игра: на улицу вынесли один велосипед. Все мальчики хотят на нем кататься, как им поступить?»
Разбор ситуаций по картинкам
Сюжетно – ролевые игры
«Бюро добрых дел» (развивать игровой диалог; игровое взаимодействие; воспитывать культуру поведения и общения друг с другом.
Игры с телефоном (научить вежливо разговаривать по телефону; расширить социальный опыт детей)
«Магазин» (расширять содержание игровых сюжетов, применение вежливых слов в диалоге)
«Семья» ( игровые сюжеты: едем в гости, день рождения у Кати)
«Строители» (строим дом для друга)
«Мы в автобусе»
Труд
-помощь няне в уборке группы : уход за растениями, уборка и мытье игрушек, помощь при сервироке стола;
Художественно-эстетическое развитие Слушание песен
«Если добрый ты» (Муз. Савельева Б., сл. Пляцковского М).
«Улыбка» (В Шаинский, «Если с другом вышел в путь», «Настоящий друг»,
Предложить детям определить настроение песни:
(Пропала собака, Песня Красной Шапочки, Колыбельная медведицы, Буратино)
-Д. Тухманов «Планета добра»
-М. Мельник «Не обижайте муравья»
Кукольные спектакли
Кукольные театры:
«Самый большой друг», «Друзья познаются в беде», «Не буду просить прощения» по мотивам сказки О. Прокофьевой, «Вежливые сороки», «Три медведя»,
«Лиса и заяц»
Игра – пантомима. Предложить изобразить, как можно без слов поздороваться, попрощаться, помириться. Как люди обижаются, удивляются, огорчаются, улыбаются.
Учимся мириться
Поведенческий тренинг. Предложить детям способы помогающие «выпустить из себя злого дракона» : (потопать ногами, надуть воздушный шарик злостью)
Рассматривание иллюстраций
«Хорошо- плохо»
«Правила поведения»
«Дружная игра»
Рисование
«Веселые рожицы»
«Веселый петушок»
«Доброе солнышко»
Лепка
«Подарок другу»
«Цветок пожеланий»
Аппликация
«Дерево добра»
«Вежливая корова»
«Цветы радости» (коллект работа)
Физическое развитие Пальчиковые игры
«Моя семья»,
«Руки для мамы»,
«Листочек»
"Две сороконожки"
"Мой мизинчик"
Подвижные игры
«Вежливый мышонок», «Бездомный заяц», «Веселая скакалка», «Дружные ребята», «Гуси,гуси»
«Найди себе пару», «Третий лишний», «Садовник», «Перелетные птицы», «Гуси-лебеди».
Взаимодействие с родителями Консультация
Папка-передвижка:
«Как вырастить культурного ребенка»
«Что значит быть вежливым»?
«Добр ли ваш ребенок?»
Памятка для родителей
Памятка: «Учите детей общаться»
Памятка «Секреты любви и взаимопонимания»
Конкурс для родителей:
-Выставка литературы о речевом этикете.
-Создание совместно с детьми творческой книги «Вежливые стишки»
Итоговое мероприятие Занятие- развлечение
Развлечение «В гостях у феи Вежливости»