Екатерина Смирнова
Проект в подготовительной группе «У природы нет плохой погоды»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация проекта
Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Направлен на расширение знаний об особенностях погоды родного края, её признаках, роли в жизни человека, на развитие абстрактно-логического мышления, навыков самостоятельной работы; стимулирует к познавательно исследовательской деятельности.
Педагогическая работа содержит практический материал: перспективное планирование взаимодействия с родителями, сценарии и конспекты мероприятий с семьями воспитанников. Формы и методы проекта приемлемы для данного возраста, что позволяет сочетать интересы всех участников проекта : педагогов, родителей, детей.
Публикация «Проект в подготовительной группе „У природы нет плохой погоды“» размещена в разделах
Актуальность
Удивительный мир природы… Он встречает ребенка сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый. Климат округа резко континентальный, характеризуется быстрой сменой погодных условий особенно в переходные периоды - от осени к зиме и от весны к лету, а также в течение суток. Зима суровая и продолжительная.
Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
Ребенок должен чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Необходимо научить беречь и любить природу с малых лет.
Цель проекта :
Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края.
Задачи проекта :
1. Учить детей понимать и оценивать особенности природных явлений нашего края, их влияние на эмоциональное состояние человека; Расширять представление о смене времен года, об изменениях в живой природе осенью.
2. Развивать познавательную активность, понимание причинно - следственных связей.
3. Активизировать словарь детей, обогащать лексику; Развивать эмоционально - образное восприятие.
4. Воспитывать бережное отношение к родной природе, видеть красоту в каждом её проявлении.
Участники проекта
1. Дети подготовительной группы
2. Воспитатель группы
3. Родители воспитанников
4. Музыкальный руководитель
Этапы работы над проектом
· Подготовительный этап
- Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды;
- Определение цели;
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта, определение наиболее эффективных форм работы с семьей.
· Основной этап
- Проведение комплекса мероприятий
- Взаимодействие с родителями
· Заключительный этап
- День открытых дверей "Это интересно знать"
- Презентация материалов проекта
Интеграция образовательных областей
1. Социально - коммуникативное развитие
· Ситуативная беседа: "Природа и здоровье человека" (использование ИКТ)
Цель:
Формирование представлений о здоровье; воспитывать экологическую культуру; развивать познавательную активность детей, чувство уважения к окружающему миру.
· Д/игры "Стань другом природы", "Береги живое в лесу, на лугу", "Береги живое в городе, на водоёме".
Цель:
Закрепить знания о правилах поведения в природе, о взаимосвязи человека с природой
· Труд в природе "Уборка осенней листвы (садовый компост, изучаем увядшие растения)"
Цель:
Воспитывать желание трудиться сообща, развивать наблюдательность.
2. Познавательное развитие
· Беседа "Что такое природа?" (использование ИКТ)
Цель:
Расширять элементарные представления детей о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы, их взаимосвязи.
· Беседа "Что такое погода?"; (использование ИКТ)
Цель:
Дать понятие «погода»; познакомить с факторами, которые влияют на погоду; учить проводить простые наблюдения за погодой; отмечать наблюдения в календаре погоды при помощи условных знаков;
· Предметно схематическое моделирование
"Приметы времён года" (зима, весна, лето, осень)
Цель:
Закрепить основные приметы времен года.
· "Это интересно знать" (использование ИКТ)
Решение познавательных вопросов (воспитатель - родители - дети) :
1. С помощью, каких приборов определяется погода?
2. Приметы погоды.
3. Как погода влияет на состояние человека?
4. Как сезонные изменения погоды влияют на животный и растительный мир?
5. Что значит нелётная погода?
6. Как можно узнать какая будет погода?
7. Что такое осадки?
8. Грибной дождь – это когда с неба падают грибы?
9. Что такое круговорот воды в природе?
10. Как снег попал к нам на землю?
Цель:
Развивать познавательный интерес к природным явлениям.
· Дидактические игры: "Времена года", "Живая, неживая природа", "Сложи картинку".
Цель: формировать представление детей о чередовании времён года и их некоторых характеристиках. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон-растительность-труд людей). Расширять кругозор.
· НОД (комплексное)
"Почему листья желтеют и опадают".
Цель:
Продолжать знакомить с растительным миром: объяснить причину листопада, развивать познавательный интерес к экспериментальной деятельности.
· НОД "Золотая осень".
Цель:
Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
· Опытно-экспериментальная деятельность: "Изучаем свойства воды".
Цель:
Познакомить со свойствами воды, объяснить значение воды для мира живой природы.
"Для чего нужен термометр".
Цель:
Узнать, что такое термометр, познакомить с устройством термометра, научить пользоваться этим прибором, развивать познавательный интерес к экспериментальной деятельности.
· Наблюдение за изменениями в неживой природе (солнцем, ветром, за небом и дождем, за изменениями в лужах, за первым, мокрым снегом, туманом, инеем, первым заморозком).
Цель:
Формировать представление об осенних месяцах. Закрепить знания детей о характерных осенних закономерностях в природе.
· Наблюдение за деревьями: осиной, рябиной, берёзой.
Цель:
Продолжать знакомство с деревьями, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.
· Рассматривание гербария.
Цель: закрепить в памяти детей названия деревьев.
· Экскурсия по городу "По следам уходящей осени", ИКЦ "Старый Сургут".
Цель:
Учить наблюдать за изменениями в природе, уметь описывать погоду, устанавливать связи между живой неживой природой. Закрепить знания детей о приметах осени. Воспитывать любовь к природе родного края.
3. Речевое развитие
· Загадывание и отгадывание загадок о явлениях природы;
· Чтение художественной литературы пословиц, поговорок о природе; народных примет о погоде; "Беседы о природных явлениях и объектах" Т. А. Шорыгина
· Заучивание стихотворений об осени;
· Чтение, обсуждение экологических сказок : "Могучая травинка", "Сказка о радуге", "Кто землю украшает", "Почему у Земли платье зелёное"
Цель:
Учить слушать и обсуждать художественные произведения, объяснять смысл пословиц, поговорок, народных примет, заучивать стихотворения, отгадывать загадки; развивать связную речь.
4. Художественно - эстетическое развитие
· НОД рисование "Волшебное осеннее дерево" (интегрированное с использованием нетрадиционной техники - эстампа, коллективная работа)
Цель:
Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе; Закреплять умение рисовать крону дерева с помощью нетрадиционной техники; Расширять словарный запас детей
· Рассматривание картин "Этюды Северной природы"
· "Природа в картинах русских художников в разные времена года" (ИКТ)
Цель:
Развивать эстетическое восприятие; формировать навыки эстетических контактов с произведением искусства;
· Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди "Времена года". П. Чайковский: "Осенняя песнь" из цикла "Времена года" (Октябрь);
· Слушание "Звуки природы"
Разучивание, пение песен об осени.
Цель:
Создание положительного эмоционального настроения у детей, поддержание у детей интереса к музыкальным, художественным произведениям.
· Посещение выставки "Золотая осень в Сургуте"
Цель:
Обобщить знания о временах года, учить бережному отношению к природе, формировать эстетический вкус, приобщение к прекрасному.
5. Физическое развитие
· П/ игры: "Раз, два, три - этот лист бери!", "Белкины запасы", "Вершки - корешки".
Цель:
Вызвать желание принимать участие в подвижных играх, способствовать развитию двигательной активности, выносливости, внимания.
Ожидаемые результаты
Участие детей в проекте будет способствовать:
· Расширению представлений о природных изменениях осенью, повышению интереса к окружающему миру;
· Развитию творчества, любознательности, наблюдательности;
· Обогащению активного словаря детей;
· Формированию ответственности, доброжелательному отношению со сверстниками и взрослыми;
· Положительному отношению к природе, умению видеть прекрасное в разное время года.
Родители:
· Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей (внимания, памяти, мышления);
· Получение консультаций по формированию экологической культуры детей и взрослых;
· Укрепление связей между детским садом и семьёй.
Формы работы с детьми:
· Непосредственная образовательная деятельность, наблюдения в природе, опытно-экспериментальная деятельность, чтение художественной литературы, заучивание стихов, песен, музыкально – ритмические движения, рассматривание и изучение иллюстрационных материалов, участие в игровой деятельности, самостоятельная деятельность, ситуативные беседы, продуктивная деятельность, использование ИКТ.
С родителями:
· Наглядная пропаганда, беседы, консультации, анкетирование.
Методы и приё мы:
· наглядный (наблюдение, показ, демонстрация);
· словесный (рассказ, чтение, беседа);
· практический (игра, упражнения, опыты и эксперименты).
Формы работы с родителями:
· Консультация для родителей "Прогулка с детьми осенью"; "О пользе прогулки в любое время года";
· Анкетирование "Войти в природу другом";
· Памятка для родителей "Воспитание любви к природе";
· Выпуск стенгазеты "До свидания лето, до свидания";
· Участие в осенней выставке "Золотая осень в Сургуте";
· Для Вас Родители "Высказывания и афоризмы великих людей о природе";
· День открытых дверей "Это интересно знать!";
· Презентация материалов проекта.