Елена Савинова
Проект в подготовительной группе «Дружбой надо дорожить!»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы. Известный философ Ф. Ларошфуко сказал, что дружба – «самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости». Однако, дружба – дело непростое. Дружба не развивается спонтанно, а формируется благодаря развитию у детей нравственных качеств, таких как взаимопонимание, уважение, толерантность и сопереживание. Психологи утверждают, что у многих современных детей нет друзей, и их отношения со сверстниками поверхностные. Телевизор, компьютер, телефон заменяют им общение с друзьями. Если раньше шумные ватаги ребят носились по дворам, то сейчас этого не увидишь. Словно разучились дети играть и дружить.
Публикация «Проект в подготовительной группе „Дружбой надо дорожить!“» размещена в разделах
Вид проекта : исследовательский, творческий, ролевой, групповой.
Продолжительность проекта : среднесрочный
Участники проекта : воспитанники группы, воспитатель, родители.
Срок проведения: сентябрь 2024г.
Возраст детей: 5-7 лет.
Проблема: Все чаще педагоги стали сталкиваться с проблемами в сфере общения дошкольников. В ходе длительных наблюдений за поведением и самостоятельной деятельностью детей, за жизнью в группе во время образовательного процесса, режимных моментов, мы отметили, что многие дети не умеют общаться между собой, считаться с мнением другого, договариваться, решать проблемные ситуации мирным путем, защищать свою точку зрения без ссор, обид и конфликтов с применением физического воздействия. Дети не владеют в достаточной степени представлениями о понятиях «дружба», «друзья».
Цель: воспитание дружеских чувств – доверия, взаимовыручки, сопереживания, создание дружеских отношений в группе; развитие навыков эффективного взаимодействия детей через понятие «дружба», используя различные методы и приемы.
Задачи:
расширять представления детей о том, что такое дружба;
выявить уровень благополучия взаимоотношений в группе;
формировать представления детей о дружбе между людьми;
познакомить детей с эмоциональными состояниями человека в разных ситуациях;
формировать умение замечать положительные качества другого человека и говорить о
них;
расширять словарный запас для выражения дружеских чувств;
формировать умения правильно оценивать свои поступки и своих друзей;
развивать эмоциональную сторону детской личности;
способствовать становлению разных способов знакомства и поддержания дружеских
отношений;
развивать творческие и речевые способности детей в поддержании дружеских
отношений;
воспитывать позитивное отношение к дружбе между людьми;
воспитывать культуру общения (умение внимательно выслушивать товарища, не
перебивать и не повторять сказанное им);
способствовать повышению самооценки детей;
вовлечь родителей к участию в проекте.
Методы и технологии:
- наблюдение;
- беседа;
- просмотр мультимедийных презентаций;
- обсуждение проблемных ситуаций;
- настольно – печатные игры;
- игры-инсценировки;
- коммуникативные игры;
-чтение художественной литературы;
-слушание музыкальных произведений;
-рисование:
- подвижные игры и др.
Предполагаемый результат: реализация данного проекта способствует формированию дружеских взаимоотношений у детей группы : умение жить в коллективе, считаться с мнением других детей, адекватно оценивать себя и своих друзей, помогает усвоить нормы и правила поведения, облегчает переход из детского сада в школу, к активному общению в период адаптации.
Этапы проекта :
1 этап – Подготовительный.
Прием 3-х вопросов:
- Что мы знаем? (Дружба – это когда вместе играют, не ссорятся)
- Что мы хотим узнать? (Как можно подружиться, какие отношения должны быть между друзьями, в каких литературных произведениях говорится о дружбе)
- Где мы это можем узнать?
1. Наблюдение за другими детьми, играющими на различных площадках.
2. У родителей.
3. Занятия в детском саду.
Разработка проекта :
1. Изучение уровня знаний детей по теме.
2. Подбор методической литературы по теме проекта.
3. Подбор художественной литературы.
4. Создание предметно - развивающей среды для осуществления проекта :
- Карточки эмоций
- Сюжетные картинки по теме
5. Разработка познавательных видов деятельности (беседы, презентации, викторины).
6. Взаимодействие с родителями воспитанников группы :
- Привлечь родителей к созданию фотоколлажа «Дружбой надо дорожить»
7. Составление плана основного этапа проекта.
2 этап - основной. Реализация проекта
Направления работы Виды деятельности Задачи
Познавательное
развитие
Речевое развитие
• Беседа на тему:
«Что дружба?»
• Беседа на тему:
«Что эмоции?»
• Беседа на тему: «Драться или
договариваться»
•Просмотр презентации «Если с другом вышел в путь…»
-формирование представлений о дружбе между людьми;
-знакомство с эмоциональными состояниями человека в разных
ситуациях;
-развивать умение контролировать свое
Эмоциональное состояние в процессе
общения со сверстниками;
-воспитывать межличностные отношения с окружающими взрослыми и
сверстниками;
-вспомнить с детьми литературные
произведения о дружбе и друзьях.
Социально-коммуникативное
•Д/и «Наши добрые слова»
•Д/упражнения «Угадай
настроение», «Передай
настроение»
•Анкетирование детей «Что такое дружба?», «Кто твой друг?»
•Игры, обучающие сотрудничеству:
«Доброе животное»,
«Маленький остров»
•Д/и «Угадай друга по голосу»
•Инсценировка разных проблемных ситуаций «Мой друг меня обидел».
-развивать у детей
навыки общения
в различных ситуациях;
-продолжать учить
быть внимательным к
чувствам и желаниям
других детей, передавать свои
положительные эмоции
другим;
-формирование
представлений о дружбе между людьми;
-коррекция у
детей нежелательных
черт характера и поведения;
-умение узнавать
своего друга в разных
ситуациях.
Речевое развитие
Чтение сказки
М. Пляцковского
«Урок дружбы»;
Чтение рассказов В. Осеевой;
Чтение рассказа
В. Драгунского
«Друг детства»;
Разучивание стихов и пословиц о дружбе;
Чтение скороговорки
«Крошка Енот»;
П/гимнастика «Дружба», «В гости
мы зовем друзей» - продолжать приучать
детей слушать сказки
стихотворения,
эмоционально
воспринимая их
содержание; учить
сопереживать героям,
понимать их поступки;
-развивать у детей
навыки общения в
различных жизненных
ситуациях;
- учить сопереживать
героям, понимать их
поступки;
-продолжать знакомить
с народным творчеством;
-приучать эмоционально
воспринимать
содержание;
- развитие речи, мелкой
моторики.
Художественно –эстетическое
развитие
Художественное
творчество (рисование) «Мой друг»;
Художественное
творчество (аппликация,
ст. гр.) «Сердце дружбы»
Выставка рисунков на тему: «Неразлучные друзья»;
Ручной труд- создание
книги «Дружбой надо дорожить»
Слушание музыкальных
композиций:
«Дружба крепкая»
«Подружки», «Песенка друзей»;
Разучивание танца «Есть друзья-барбарики».
- учить детей рисовать
портрет друга,
передавать его
характерные черты;
- продолжать учить
обводить по контуру,
вырезать по контуру,
воспитывать умение
работать сообща;
- продолжать учить
рисовать человека,
вырезать по контуру,
работать сообща;
-привлечь родителей к
совместной работе с
детьми, вспомнить
рассказы и сказки на
тему проекта;
- учить детей создавать свои книги, работать
сообща;
- укреплять дружеские
взаимоотношения,
развитие речи,
развитие танцевальных
движений, умение
передавать свои эмоции.
Физическое развитие.
Физминутка настроение»;
Физминутка «Встречаем друзей»;
Игры на сотрудничество:
«Слепой и поводырь»;
«Паутина»;
«Путаница»;
«Дорожка препятствий»;
Физкультурный досуг «Мама, папа
и я –спортивная семья»
-умение координировать речь с движением,
развивать творческие
способности;
-умение координировать речь с движением;
-умение выполнять
движения по сигналу,
упражнять в беге в
разных направлениях;
-укреплять дружеские
взаимоотношения;
развивать навыки
совместной деятельности детей и
родителей.
3 этап – Заключительный
Содержаний мероприятий Участники
1. Совместная выставка рисунков «Неразлучные друзья»;
2. Наблюдение за другими детьми, играющими на различных площадках;
3. НОД «О дружбе и друзьях»;
4. Создание викторины «Угадай героя сказки»;
5. Привлечь родителей к созданию фотоколлажа «Дружбой надо дорожить»
6. Досуг 1 Июня «День защиты детей»6. Оформление результатов проекта;
Родители, дети
Воспитатель, дети, родители
Воспитатель, дети
Воспитатель, дети
Воспитатель дети, родители
Воспитатели, дети.
Выводы по результатам проекта :
В соответствии с целью проекта были реализованы следующие задачи:
- дано понятие «Что такое дружба?»;
- сформировано дружелюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сопереживание, взаимопомощь, внимательное отношение друг к другу;
- активизировано умение детей к совместной деятельности;
- развиты коммуникативные навыки;
- расширены и систематизированы знания о культуре поведения и взаимоотношениях
между детьми;
- проект способствовал становлению разных способов знакомства и поддержания
дружеских отношений;
- расширился словарный запас для выражения дружеских чувств;
- углубилась взаимосвязь по созданию совместных проектов с родителями, что поможет повысить качество реализации образовательного процесса ДОУ.
- определились дальнейшие направления в реализации воспитательной и образовательной работы по проблеме.
Информационно-методическое обеспечение:
• Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников. –М. :ТЦ «Мозаика-Синтез»,
2014г
•- Михеева Е. В. «Развитие эмоционально- двигательной сферы детей 4-7 лет».-
Волгоград. :Учитель,2013г.
• Т. А. Шорыгина. Добрые сказки.
• Интернет-ресурсы