Лучший педагог года

Проект в подготовительной группе компенсирующей направленности «Формирование финансовой грамотности дошкольников«

Шигина Наталья Сергеевна
Проект в подготовительной группе компенсирующей направленности «Формирование финансовой грамотности дошкольников«

Проблема: У детей старшего дошкольного возраста не сформирован понятийный аппарат по финансовой грамотности, нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях.

Программное содержание:

Длительность проекта: краткосрочный.

Тип проекта: познавательный.

По числу участников проекта: групповой.

Место реализации: МБДОУ детский сад №16 г. Лысково.

Актуальность и новизна проекта:

Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании

Публикация «Проект в подготовительной группе компенсирующей направленности „Формирование финансовой грамотности дошкольников„» размещена в разделах

современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под

словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.

Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать

систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения.

Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и

не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.

Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве.

Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения.

С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников 5-7 лет речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных

основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области

финансов (включая творчество и воображение).

Применительно к дошкольнику, находящемуся на начальном этапе жизненного цикла, закладываемые способности управления финансами являются ничем иным, как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

В соответствии с ФГОС ДО, главной целью и результатом образования

является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В

дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы не только школьникам, но и дошкольникам.

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Использование игры эффективно при организации коммуникативной, познавательной, двигательной деятельности. Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности.

Тематика таких игр может быть очень разнообразной: «Что нельзя купить?»,

«Сделал дело – гуляй смело», «Наши цели», «Занять и одолжить», «Копим и

сберегаем», игра-праздник «Русская ярмарка», «Где что купить?», «Выбираем самое важное», «Копим и сберегаем», «Денежкин домик», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Что создается трудом», игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Супермаркет», «Кому что нужно для работы» и пр.

Новизна проекта заключается в разработке системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста финансовой грамотности в занимательной игровой форме, с использованием игр-квестов и игрового интерактивного оборудования.

Объект проекта – гармоничное развитие дошкольников старшего возраста, подготовка дошкольника к социально-экономическим отношениям.

Предмет проекта – финансовая грамотность.

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

- Раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

- Сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

- Подготовить к принятию своих первых финансовых решений;

- Заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

- Научить соотносить понятия надо, хочу и могу;

- Обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:

• трудиться, работать и зарабатывать;

• деньги, доходы;

• покупать, тратить, расходовать, транжирить;

• откладывать, копить, сберегать;

• одалживать, занимать, отдавать, возвращать;

• планировать, экономить.

- Способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;

- Подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.

Развивающие:

- Развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость самостоятельность.

Воспитательные:

- Активизировать коммуникативную деятельность детей;

- Стимулировать интерес к изучению мира финансов;

- Сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;

- Способствовать повышению ответственности и самоконтроля качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;

- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

Время выполнения: 7.11.2023 -30.01.2024.

Участники проекта: педагог-психолог Шигина Н. С., дети подготовительной к школе группы №6 (возраст 6-7 лет, родители.

Развивающая предметно-пространственная среда проекта

Предполагаемый продукт проекта: изготовление макета «Банкомат», лэпбук «Финансовая грамотность», картотека игр «Финансовая грамотность дошкольников», альбом «Путешествие в прошлое денег», методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта.

Список литературы:

1. Киселёва, Л. С., Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ

/ Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина и др. - М. : АРКТИ, 2006.

2. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования. Для детей 5–7 лет

3. СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: формирование предпосылок финансовой грамотности.

4. Люнфин О. Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.

5. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М. : «Вентана-Граф», 2015. 176 с

6. «Волшебный банкомат. Детям об экономике», Татьяна Попова, 2019 г.

7. «Финансовая грамотность дошкольникам», Галина Поварницына, Юлия Киселева, 2020 г.

8. «Обращайся с деньгами "по-взрослому". Финансовая грамотность для детей от мобайликов», Алексей Гридин, 2020 г.

9. «Продавец обуви. Как я создал Nike», Фил Найт, 2020 г.

10. «Экономика для любознательных», Ольга Иваева, 2021 г.

11. «Твои деньги», Джерри Бейли, Фелиция Ло, 2012 г.

12. «Пёс по имени Мани в комиксах», Бодо Шефер, 2019 г.

13. «Говорим с детьми о финансах», Людмила Стахович, Екатерина Семенкова, Людмила Рыжановская, 2019 г.

14. «Экономика в комиксах. Деньги», Клэр Фюма, 2020 г.

15. «Экономика просто и понятно», Александр Никонов, 2021 г.

16. Ссылки на интернет ресурсы:

https://zvuk.com/podcast/16210086 подкасты от сбербанка «Петя и Сберкот»

htts://www/maam.ru.detskijsad/scenarii-kvest-igry-dlia-srednei-grupy- dorogami-pobedy.htmi

htts://www/nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/04/02/rartoteka-tvorcheskih-igr-i-uprazhneniy-po-metodu-storitelling

Содержание проекта

Предполагаемые результаты:

Для детей:

дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

Для родителей:

родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

Для педагогов:

педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Для ДОУ:

- благоприятные условия для профессионального роста педагогов;

- укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей.

Методы и приемы реализации проекта:

Наглядные:

- целевые прогулки;

- рассматривание предметов, иллюстраций, фотографий;

- использование ИКТ.

Словесные:

- художественное слово;

- беседы;

- словесные игры, упражнения;

- консультации и беседы с родителями;

- чтение художественной литературы;

- рассказывание.

Практические:

- создание рппс;

- обследование предметов, материалов;

- индивидуальная работа;

- работа в паре;

- пальчиковые игры;

- дидактические игры;

- самостоятельная деятельность детей;

- фотовыставки.

Этапы реализация проекта:

I этап (организационный):

- прохождение курсов «Основы преподавания финансовой грамотности в образовательных учреждениях»;

- изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала, необходимого для реализации проекта;

- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Формирование финансовой грамотности дошкольников»;

- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике;

- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;

- создание развивающей среды по теме проекта.

II этап (практический):

Познавательное развитие Собирание тематических пазлов.

Решение арифметических задач: «Выбор подарка», «Мяч», «В магазин за продуктами».

Квест-игра по финансовой грамотности.

Д/и «Умственный или физический труд?», «Что можно купить за деньги, а что нет?», Кто где работает?», «Качественные – некачественные товары», «Природные ресурсы», «Кто работает, а кто отдыхает?», «Что сначала, а что потом?», «Учимся экономить», «Товары и услуги», «Кому что нужно для работы?», «Семейный бюджет: доходы и расходы», «Хочу и надо».

Художественно-эстетическое развитие Раскрашивание раскрасок.

Рисование «Моя будущая профессия».

Лепка «Моя копилка».

Физическое развитие П/и «Выбор профессии».

Игра-эстафета «Хорошо — плохо».

Речевое развитие Чтение и обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга», «Приключение монетки», Б. В. Минина «Доверчивый Зайчик», Т. В. Грековой «Клад», Б. В. Минина «Муравьи и старый горшочек», Г. Х. Андерсена «Новое платье короля».

Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка».

Чтение стихотворения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?».

Выразительное чтение стихотворений о труде и профессиях.

Чтение пословиц, поговорок, загадок.

Составление рассказов на темы: «Доходы и расходы моей семьи», «Мы ходим за покупками», «Что значит быть бережливым».

Беседа: «В общем о деньгах», «Как же производят деньги?», «Откуда берутся деньги и на что тратятся?», «История денег в России», «Физиологические и духовные потребности. Потребности будущего», «Деньги – это хорошо или плохо», «Потребности и желания, чем они отличаются», «Цена и ценность», «Рациональность».

Театрализованное представление «Как Зайчика бережливости научили».

Логопедическая игра: «Где это можно купить?».

Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет», «У банкомата», «Прачечная».

Экскурсия в банк «Дом, где живут деньги».

Экскурсия в библиотеку.

ИКТ Презентация «История возникновения денег».

Интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключение монетки».

Просмотр мультфильмов.

Труд Помощь в сервировании стола.

Привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек.

Труд в уголке природы.

Работа на участке дошкольной образовательной организации.

Работа с родителями Анкетирование.

Консультация для родителей.

Папка-передвижка.

Выставка «Моя копилка».

Мини – музей «Путешествие в прошлое денег».

III этап (заключительный):

подведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей: изготовление макета «Банкомат», лэпбук «Финансовая грамотность», картотека игр «Финансовая грамотность дошкольников», альбом «Путешествие в прошлое денег», методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта.

Заключение:

В итоге реализации проекта дети подготовительной группы смогут:

- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом;

- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам,

- осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;

Практические результаты:

- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;

- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно; денежные средства и пр. ;

- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр., которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами. -применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

-следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

Ожидаем, что не только дошкольники за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

Публикации по теме:

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект в подготовительной группе компенсирующей направленности «Формирование финансовой грамотности дошкольников«
Опубликовано: 7 октября 2024 в 14:47
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект в подготовительной группе компенсирующей направленности «Формирование финансовой грамотности дошкольников«» (включая файлы) размещена пользователем Шигина Наталья Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД