Анастасия Кузнецова
Проект в первой младшей группе «Сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
ООО «Ладушки», с/п Обручева, 4
ПРОЕКТ
Участники проекта :
дети группы «Рыбки» и их родители,
Друшлякова Елена Николаевна воспитатель группы «Рыбки»,
Кузнецова Анастасия Владимировна воспитатель группы «Рыбки».
Руководитель: Шамрай Ольга Валерьевна
Томск 2020
Проект «В гостях у сказки»
Тип проекта : познавательно – речевой, групповой.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Публикация «Проект в первой младшей группе „Сказка“» размещена в разделах
С 09.01.2020 г. – по 31.01.2020 г.
Участники проекта : Дети и их родители, воспитатели, музыкальный руководитель, старший воспитатель.
Возраст детей: 2-3 года
Актуальность проблемы:
Ранний возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребёнка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему.
Через сказку легче объяснить малышу что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои наделены смелостью, красотой, трудолюбием, честностью, любовью к Родине. Сказки показывают детям, что бывает, если герои обманывают или поступают не по совести. Из сказки ребенок узнает, что дружба помогает победить зло и что зло всегда бывает наказано.
Сказка – это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни. Дети, которым с раннего детства читают сказки, быстрее начинают говорить. Сказки учат детей сравнивать, сопереживать, помогают формировать основы поведения и общения, развивают фантазию и воображение ребёнка, связную речь и мышление, внимание, память, мимику лица, жесты, а так же его творческий потенциал. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.
Цель проекта : Развитие коммуникативных качеств детей раннего возраста, посредством театрализованной деятельности.
Задачи проекта :
Для детей
Обучающие задачи:
1. Формировать умение передавать характер героев мимикой, жестами, интонацией голоса и пантомимикой
2. Учить детей договаривать слова и предложения.
Развивающие задачи:
1. Развивать речь детей: обогащать пассивный и активный словарь, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения в драматизациях сказок
2. Развивать мышление и творческое воображение
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать взаимопомощь, уважение к товарищу, через литературные жанры
2. Прививать любовь к добру (не проходить мимо чужой беды)
Для педагогов
Повышать компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
Для родителей
Повышать уровень компетентности родителей в ознакомлении детей с устным народным творчеством.
Форма проведения итогового мероприятия
Итоговые мероприятия проекта : кукольный театр «Три поросенка», конкурс детского творчества «Мой любимый герой», выставка «Моя любимая книга».
Оборудование и материалы
1. Книги с русскими народными сказками.
2. Картинки и иллюстрации к сказкам.
3. Персонажи (игрушки) к сказкам.
4. Настольные театры.
5. Видео – аудиозаписи.
6. Материалы для изобразительной деятельности.
Ожидаемые результаты по проекту :
Для детей
Сформировать представление у детей: о животных, о добре и зле.
Развитие коммуникативных качеств у детей раннего возраста.
Развитие интереса к русскому народному творчеству.
Проявление уверенности у детей в своих действиях при взаимоотношениях со сверстниками.
Умение детей выражать свои эмоции с помощью жестов, мимики, сопереживать героям.
Для педагогов
Оснащение театрального уголка различными видами театров.
Подбор дидактических игр на тему «Животные».
Подбор различных иллюстраций к сказкам.
Для родителей
Активное участие родителей в творческой деятельности группы
Содержание проекта
1. Подготовительный этап.
- Определение цели и задач проекта.
- Составление плана основного этапа проектирования.
- Работа с методическим материалом, детской литературой, иллюстраций по данной теме
- Опрос детей «По страницам сказок»;
- Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей»;
- Разработка системы развивающих мероприятий.
- Обсуждение проекта с участниками, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
2. Основной этап.
1. Чтение сказок мамами группы : «Репка», «Курочка ряба», «Колобок», «Теремок», «Как коза избушку построила», «Три медведя», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка», «Три поросенка» и другие.
2. Проведение с детьми бесед: «Какие сказки я знаю», «Зачем нам книга», «Ребенок и книга», «Книга – источник знаний», «Здравствуй сказка».
3. Рассматривание иллюстраций, картинок к сказкам, альбомов с детьми на тему: «Сказка в гости к нам пришла».
4. Просмотр презентации «История книги»
5. Пальчиковые игры: «Мышка», «Зайка», «Домик», «Курочка», «Петушок», «Волк и лиса», «Заиньки», «Строим дом», «Теремок», «Про мишку», «Мишка косолапый».
6. Дидактические игры: «Домик для Колобка»; «Козлята и зайчик»; настольно - печатная игра «Сложи картинку»; настольно-печатная игра «Парные картинки»; разгадывание загадок «Назови сказку по картинке»; речевая игра «Назови героев сказки «Теремок»; «Чудесный мешочек».
7. Сюжетно-ролевые игры «В гостях у колобка», «День рождения Машеньки», «Строители: строим Теремок».
8. Показ сказки «Три поросенка» (кукольный театр).
9. Продуктивная деятельность:
- Рисование карандашами «Репка»
- Раскрашивание красками «Курочка-Ряба»
- Лепка «Колобок»
- Пальчиковое рисование «Колобок»
- Аппликация «Колобок»
3. Заключительный этап
- Конкурс рисунков «Мой любимый герой».
- Выставка книг «Моя любимая книга»
- Совместная творческая деятельность с родителями «Книжка своими руками»
- Развлечение «В мире сказок»
Работа с родителями
1. Предложить родителям почитать детям сказки, придумать свою сказку с ребенком.
2. Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка».
3. Папка- передвижка «Воспитание сказкой».
4. Привлечение родителей к организации акции «Подари свою любимую книжку детям».
5. Привлечение родителей в участие конкурса рисунков «Мой любимый сказочный герой».
6. Помощь родителей в организации выставки книг.
7. Привлечение родителей к совместной деятельности.
Подвижная игра «Найди и промолчи»
Цель: учить ориентироваться в зале. Воспитывать выдержку, смекалку.
Описание игры: Детям воспитатель показывает предмет, и после того как они закрыли глаза, он прячет его. Потом предлагает поискать, но только не брать, а сказать на ушко, где он спрятан. Кто нашёл первый тот и ведущий в следующей игре.
Русская народная подвижная игра «Жмурки с колокольчиком»
Все дети встают в круг и берутся за руки. Таким образом, ограничивается игровое пространство. Считалкой выбирают сначала жмурку, а потом того, кого он будет ловить. Жмурки завязывают глаза и ставят в середину круга. Второму ребенку дают в руки колокольчик.
Все дети хором говорят:
Первенчики, другеньчики,
Звенят, звенят бубенчики!
Один, два, три,
Не зевай, лови!
После этих слов игра начинается. Ориентируясь на звук колокольчик, в который должен постоянно звенеть убегающий ребенок, жмурка ловит его. Затем выбирают новую пару, и игра повторяется. При этом можно уже не считаться, а поручить и выбор жмурки.
Можно играть и в две-три пары одновременно, если в игре принимает участие большое количество народу. Причем правила можно усложнить. Например, одна пара – с колокольчиком, вторая с трещоткой, а третья с дудочкой. Каждый жмурка должен поймать ребенка именно со «своим» музыкальным инструментом.
Подвижная игра «Мы веселые ребята»
Цель: развивать ловкость, увертливость; совершенствовать умение соблюдать правила игры.
Ход игры: дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне также проводится черта – это дома. В центре площадки находится ловишка. Играющие хором произносят.
Мы веселые ребята, любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать. 1,2,3 – лови! После слава «Лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка старается поймать их. Тот, кого ловишка успеет задеть до черты, считаются пойманными и отходят в сторону, пропуская одну перебежку. После двух перебежек выбирается другой ловишка.
Подвижная игра «Найди себе пару»
Цель: развивать ловкость, умение избегать столкновений, действовать по сигналу быстро.
Ход игры: для игры необходимы платочки по количеству детей. Половина платочков одного цвета, половина другого. По сигналу воспитателя дети разбегаются. На слова «Найди пару!» дети имеющие одинаковые платочки встают парой. В случае если ребенок остался без пары, играющие говорят: «Ваня, Ваня не зевай, быстро пару выбирай».
Слова воспитателя можно заменить звуковым сигналом. Игра эмоциональней проходит с музыкальным сопровождением.
Подвижная игра «Найди свой домик»
Цель: формировать умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость, внимание, умение двигаться в разных направлениях.
Ход игры: с помощью воспитателя дети делятся на группы, каждая из которых становится у определенного места. По сигналу они разбегаются по залу в разные стороны. После сигнала «Найди свой домик» - дети должны собраться группами у того места, где стояли вначале.
После освоения игры, исходные дома можно менять местами. Игра эмоциональнее проходит с музыкальным сопровождением.
Подвижная игра «Зайка серый умывается»
Цель: упражнять детей выполнять действия в соответствии с текстом стихотворения, прыгать на двух ногах с продвижением вперед, использовать всю площадь зала.
Ход игры: Дети становятся перед воспитателем полукругом, и все вместе произносят: «Зайка серый умывается, зайка в гости собирается. Вымыл носик, вымыл хвостик, вымыл ухо, вытер сухо!». В соответствии с текстом стихотворения дети выполняют движения, прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед – «направляются в гости».
Дидактическая игра «Назови сказку»
Цель: Помочь детям вспомнить знакомые сказки, потешки.
Развивать умение сопереживать персонажам сказок, песенок, потешек.
Воспитывать любовь, доброжелательность, чуткость к героям сказок и окружающему миру.
Дидактическая игра «Козлята и волк»
Цель: Заканчивать сказку по её началу.
Материал: Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик
Ход игры: Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.
- Слушайте, что было дальше: Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький /показ/… ( Дети договаривают: зайчик)
Воспитатель: зайчик говорит….
Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик.
Воспитатель: Козлята угостили его….
Дети: морковкой, капустой…
Воспитатель: потом они стали…
И т. д.
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Цель: расширение словарного запаса, развитие наблюдательности и сосредоточенности.
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … (Айболит)
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный,
Кто же это? … (Буратино)
В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход!
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит … (крокодил)
Эту сказку ты прочтёшь
Тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый ёж
И его … (ежиха)
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую … (лису).
Настольно-печатная игра
«Путешествие по русским народным сказкам»
Дидактическая задача: Вызывать у детей потребность в общении, развивать зрительное внимание.
Оборудование: 6 больших листов лото с изображением 6 персонажей сказок, 36 маленьких карточек с такими же изображениями.
Игровое действие: Играть можно вдвоем или в небольших группах. Вначале педагог должен убедиться, что дети знают всех персонажей, изображенных на карточках. Поэтому в 1-ой части игры дети называют персонажей.
Вторая часть игры проводится следующим образом: ребенку выдается лист лото, затем ведущий игрок из маленьких карточек, положенных вниз картинкой, выбирает одну из них и показывает изображение, называет персонаж. Ребенок, у которого находится лист лото с данным изображением, берет маленькую карточку и накрывает изображение на большой карточке. Выигравшим считается тот, кто первым закроет все изображения на листе лото.
Дидактическая игра «Шкатулка со сказками»
Цель: Развитие связной речи, фантазии, творческого мышления.
Оборудование: 8 – 10 различных фигурок, коробочка.
Игровое действие: Ведущий предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.
Дидактическая игра «Расскажем сказку вместе»
Цель: формировать у детей навыки речевого общения, стремиться к тому, чтобы дети вступали в подлинное общение, т. е. действовали эмоционально.
Оборудование: Картинки с изображением последовательных эпизодов сказок.
Игровое действие: Ребенок последовательно выставляет на фланелеграфе эпизоды одной сказки (в случае затруднения возможна помощь педагога). Затем, когда все эпизоды сказки разложены, ребенок рассказывает сказку, при этом указывает на каждый эпизод сказки, подкрепляя его текстом сказки.
Дидактическая игра «Помоги Колобку».
Цель: развитие связной речи, творческого воображения, мышления, памяти; определение последовательности событий.
Оборудование: Карточки с сюжетом из сказки «Колобок» (изготавливаются из двух книжек-малышек – по карточке на каждый сюжет)
Игровое действие: Ведущий напоминает ребенку сказку «Колобок», показывает карточки. Затем картинки перемешивают, ребенок вытаскивает любую из них и продолжает рассказ с того места, которому соответствует картинка.
Если ребенок справился, предложите ему рассказать сказку в обратном порядке, как будто пленка прокрутилась назад. Если есть возможность, покажите на видеомагнитофоне, что это значит.
Дидактическая игра «Сравни разных зверят».
Цель: учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.
Количество играющих: 5-6 детей
Игровое правило: отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий
Игровое действие: Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.
- Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину, а мышка любит … (сыр, сухарики).
- Лапы у Мишки толстые, а у мышки (тоненькие). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у мишки … (короткий.
Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.
Дидактическая игра «Козлята и зайчик».
Цель: Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки
Количество играющих: 4-6 детей
Игровое правило: внимательно слушать собеседника
Игровое действие: Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк». Ее можно напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький … (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит: … («Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик».) Козлята … (впустили зайчика). Они угостили его … (капустой, морковкой). Малыши поели и стали … (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл … (на барабане, а козлята … (весело прыгали).
Дидактическая игра «Курочка-Ряба»
по сказке «Курочка Ряба»
Цель: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.
Количество играющих: подгруппа детей
Игровые правила: курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей
Игровое действие: воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба». После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба». Затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя :
- Курочка Ряба, куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка Ряба, зачем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка Ряба, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить?
- Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)
При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка Ряба, куда ты пошла?» и т. д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.
Результаты проекта
Мы, считаем, что задачи, поставленные нами в начале проекта, мы выполнили, этому свидетельствует педагогическая диагностика.
Дети заинтересованно рассматривают иллюстрации, слушают и проговаривают отдельные слова в сказках за взрослыми, активно участвуют в играх- занятиях по развитию речи, дети доброжелательны по отношению к сверстникам и взрослым, малыши стали подвижны, раскрепощенными.
Дети ближе познакомились со сказками, научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям. Дети стали намного активнее проявлять интерес к книгам, бережно к ним относиться. С желанием слушают чтение художественной литературы
Родители стали более опытными в мире сказок, чаще стали читать детям. А совместная деятельность положительно повлияла на детей и родителей. Родители приняли активное участие в конкурсах и акции.
Список литературы.
1. Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей от 1 до 3 лет средствами кукольного театра», АЙРИС ПРЕСС, Москва. 2008 г.
2. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. «Театрализованные игры в детском саду». - М. : Школьная пресса, 2000 г.
3. https://doshvozrast.ru/metodich/pedoput67.htm
4. Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2001 г.
5. Лебедев Ю. А. и др. «Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/». - М. : ВЛАДОС, 2001 г.
6. Кряжева Н. Л. «Мир детских эмоций». – Ярославль: Академия развития, 2001 г.
7. Караманенко Т. Н. «Кукольный театр – дошкольникам.»- М. : Просвещение, 1969 г.
8. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2006.