Байло Ирина
Проект в первой младшей группе по проблеме социализации ребенка «Я в этом мире человек»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : способствовать своевременному социальному развитию, формированию социальной компетентности у детей раннего возраста в условиях семьи и ДОУ.
Задачи проекта :
• развивать социальную активность детей, игровые навыки;
• учить детей преодолевать негативные эмоции, выражать положительные эмоции, свои чувства;
• формировать культуру общения;
• воспитывать у детей доверительное отношение к окружающим;
Публикация «Проект в первой младшей группе по проблеме социализации ребенка „Я в этом мире человек“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
• повысить компетентность родителей в вопросах руководства детской игрой;
• создать картотеку игр и упражнений по социально-личностному развитию детей.
Показатели по достижению целей проекта :
- сформированность игровых навыков в соответствии с возрастом детей,
- осознанность, системность знаний; свободное владение материалом родителями,
- устойчивость интересов и потребностей детей, адекватность эмоциональных проявлений;
- стабильность поведенческих реакций, степень самостоятельности в выборе действий.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
• формирование у детей игровых умений,
• развитие коммуникативных навыков детей,
• усвоение детьми нравственных норм и правил,
• изменение отношения родителей к решению задач социально-личностного воспитания в детском саду: проявление устойчивого интереса к игровым технологиям, раскрепощенность и инициативность в воспитании своих детей.
Описание основной проблемы и обоснование актуальности её разработки.
Игра имеет очень важное значение в жизни развивающегося человека. По мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер. Игра – это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра – практика детской жизни, поэтому в ней, прежде всего, отражается то, что уже было воспринято ребёнком ранее, в ходе игры эти знания преобразуются, совершенствуются благодаря речи. В игре происходит активная деятельность воображения, под влиянием которого имеющиеся знания комбинируются, действительные, реальные представления сочетаются с выдумкой, фантазией. Кроме того, в процессе совместных игр со сверстниками, у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения. В игре развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Игры вызывают яркие эмоциональные переживания, а это играет стимулирующую роль, что положительно сказывается на нравственном воспитании ребенка. В игре дети вступают в общение со сверстниками, тем самым активно происходит процесс социализации. Неиграющий ребенок – это в той или иной мере ребенок с проблемами в развитии, часто этой проблемой бывает социальная дезадаптация.
Именно поэтому игровая деятельность рассматривается как наиболее доступный и эффективный метод социализации ребенка при его собственной активной позиции, связанный с инициативой, фантазией, творчеством. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (А. С. Макаренко, Д. Б. Эльконин, О. С. Газман, А. С. Спиваковская, С. А. Шмаков, А. И. Усовой и др.) доказывают уникальные возможности игровой деятельности в процессе физического, нравственного воспитания детей, формирования их умения ориентироваться в окружающей действительности, а также утверждают, что игра по своей сути социальна и является действенным средством социализации детей, орудием воспитания социальных навыков и умений, открывающих просторы для творчества социальных отношений.
К сожалению, ведущая деятельность ребенка переживает кризис. Утверждение, что ребенок развивается в игре, давно ни у кого не вызывает сомнений. Однако современные исследователи игры и практикующие педагоги отмечают, что сегодня игра уходит из жизни дошкольников. Большинство детей к концу дошкольного возраста остаются на первом уровне развития игры, содержанием которого являются игровые действия. В свою очередь низкий уровень развития игры тормозит полноценное развитие произвольного поведения. А отсутствие развитой формы игры ведёт к социально-личностному недоразвитию ребёнка. Главной причиной недостаточного развития игры современных детей является отсутствие практического участия взрослых в игровой деятельности детей. Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным.
Недостаточно развитые навыки игровой деятельности, являются причиной низкой социализации ребенка в обществе, что впоследствии влечет за собой недоразвитие коммуникативных качеств, дезадаптацию к школьному обучению, проблемы в общении с окружающими.
Ранний возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре. Все психологические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут свое начало в детской игре. Не случайно педагоги давно отметили, что, каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни.
Именно поэтому важным является социально-личностное развитие детей раннего возраста через развитие игровых действий и умений.
Сроки реализации проекта :
Декабрь 2014 — Апрель 2015гг.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный
- постановка целей и задач проекта
- изучение литературы по теме проекта
- проведение родительских собраний, консультаций (повышение компетентности родителей по вопросам руководства детской игрой)
- приобретение игрового оборудования, подбор игр направленных на социальное развитие ребенка
Практический (реализация намеченных планов)
- дополнительное приобретение игрового оборудования, разработка системы игр и упражнений по социально-личностному развитию детей и практическое применение разработанной системы в работе с детьми.
- проведение родительских собраний, консультаций.
- проведение открытого занятие по теме «Развиваемся, играя».
Обобщающий (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем) - Подведение итогов работы по внедрению и апробации проекта, анализ результатов социально-личностного развития детей раннего возраста.
Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику МАДОУ.
- использование игр в разных видах детской деятельности
- подготовка и проведение консультаций, разработка памяток для педагогов и родителей по вопросам организации и руководства детской игрой
- обновление и обогащение развивающей среды МДОУ
Возможное финансовое обеспечение проекта.
Основными источниками для финансово-экономического обеспечения реализации проекта выступают : финансирование из местного бюджета (повышение квалификации педагогических работников, финансирование из внебюджетных источников (приобретение игрового оборудования, игр и игрушек, компьютерной техники); финансово-экономическая поддержка за счет привлечения спонсорской помощи.