Анна Тараканова
Проект по нетрадиционной изодеятельности в первой младшей группе «Клякса»
▼ Скачать + Заказать документы
Сроки реализации:
долгосрочный (декабрь 2019г. – май 2020г.)
Участники проекта :
• Дети младшей группы
• Воспитатели
• Родители воспитанников
Актуальность проекта
Известно, что ранний возраст играет важную роль в развитии психических процессов ребенка. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники. Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.
Публикация «Проект по нетрадиционной изодеятельности в первой младшей группе „Клякса“» размещена в разделах
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Кляксография. Рисуем кляксы
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2020
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет не интересно рисовать пальчиками, делать отпечаток собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Цель: развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
1. Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
2. Развитие навыков продуктивной деятельности с посредством нетрадиционной рисовании;
3. Приобщение детей к изобразительному искусству;
4. Развивать творческую активность воображения у детей, моторику рук;
Предполагаемый результат
Дети
• Сформированность у детей знаний о нетрадиционных способах рисования;
• Владение простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
• Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
• Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
• Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Родители
• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники;
• Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
• Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги
• Пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме.
• Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
• Распространение педагогического опыта в использовании изобразительных технологий, электронных образовательных ресурсов.
Формы работы с детьми:
создание игровой ситуации, проговаривание последовательности работы, наблюдения, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, организованная деятельность.
Продукты проектной деятельности : рисунки, выставки.
Деятельность по осуществлению проекта :
Перспективный план совместной деятельности по рисованию с использованием нетрадиционных техники
Декабрь рисование пальчиками
Цветные пальчики
Цели: учить детей рисовать красками при помощи пальцев, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Материал: специальные краски для рисования руками или разведённая гуашь, один лист бумаги большого формата для коллективного рисунка, вода, салфетки.
Ветка рябины
Цели: закрепить навык рисования красками при помощи пальцев, закреплять знания цветов, формировать интерес к рисованию.
Материал: специальные краски для рисования руками или разведённая гуашь, готовая картинка с изображением ветки, вода, салфетки.
Бусы
Цели: закрепить навык рисования красками при помощи пальцев, закреплять знания цветов, формировать интерес к рисованию.
Материал: специальные краски для рисования руками или разведённая гуашь, готовая картинка с изображением ниточки для бус, вода, салфетки.
Нарядим елочку
Цели: учить самостоятельному рисованию красками при помощи пальцев по образцу (без показа); уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.
Материалы: специальные краски для рисования руками, разведённая гуашь или акварель; бумага для рисования красками формата А4 с заготовками для рисунков (по количеству детей) : контурами ёлок; вода в баночках; салфетки; готовая картинка – образец.
Январь
Цветные ладошки
Цели: учить детей рисовать ладошками; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.
Материалы: специальные краски для рисования руками или разведённая гуашь или акварель различных цветов; бумага для рисования красками формата А 4; вода в миске для споласкивания рук; блюдца; салфетки.
Птички
Цели: учить детей рисовать ладошками; уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.
Материалы: специальные краски для рисования руками, разведённая гуашь, акварель, бумага для рисования красками формата А 4 (по количеству детей); вода в миске для споласкивания рук; блюдца; салфетки.
Солнышко
Цели: продолжать учить детей рисовать ладошками; формировать интерес и положительное отношение к рисованию;
Материалы: специальные краски для рисования руками или разведённая гуашь или акварель различных цветов;бумага, вода в миске для споласкивания рук; блюдца; салфетки.
Бабочка
Цели: совершенствовать умения детей рисовать ладошками; формировать интерес и положительное отношение к рисованию;
Материалы: специальные краски для рисования руками или разведённая гуашь или акварель различных цветов; бумага, вода в миске для споласкивания рук; блюдца; салфетки
Февраль
Рисование ватными палочками Маленькой ёлочке холодно зимой
Цели: Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить наносить отпечатки. Учить рисовать ёлочку.
Материалы: Бумага, зелёная гуашь, белая гуашь в мисочке, салфетки, образцы ёлочек.
Снежные комочки
Цели: Знакомить с новым методом рисования – смятой бумагой; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию
Материалы: Бумага, гуашь, салфетки.
Узор на галстуке
Цели: продолжать учить детей рисовать ватными палочками; ориентироваться на листе бумаги; уточнить и закрепить знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Материал: рисунок – образец; листы бумаги белого цвета; ватные палочки; гуашь.
Веточка мимозы
Цели: учить рисовать веточку мимозы ватными палочками; уточнять и закреплять знания цветов; воспитывать желание сделать маме подарок своими руками.
Материал: листы бумаги с заготовками для рисунков (по количеству детей); ватные палочки; гуашевая краска желтого цвета; салфетки; стаканчики с водой; рисунок – образец.
Март
Птицы клюют ягоды
Цели: Учить рисовать колпачком. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство композиции.
Материалы: Бумага, гуашь, колпачки, бумажные салфетки.
Ветка сирени
Цели: Закрепить умение рисовать колпачком. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство композиции.
Материалы: Листы с изображением ветки, колпачки, гуашь
Цветы для мамочки
Цели: Освоить технику рисования металлическими губками. Развивать интерес к выполнению работы.
Материалы: Гуашь, плотные цветные листы, салфетки, металлические губки.
Ежик
Цели: Закрепить умение детей рисовать вилкой, наносить отпечатки. Учить рисовать ежика.
Материалы: Бумага, зелёная гуашь, белая гуашь в мисочке, салфетки, образцы ёлочек.
Апрель
Штамп В гостях у жирафа
Цели: Учить равномерно, распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость
Материалы: Картон, краски, изображение жирафа,
Разноцветный дождик
Цели: Учить равномерно, распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость. Развивать световосприятие.
Материалы: Картон, краски, салфетки.
Кубики
Цели: научить детей рисовать красками с помощью штампа, используя деревянные фигурки; ориентироваться на листе бумаги; уточнять и закреплять знания цветов и форм; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Материалы: гуашь; листы бумаги для рисования красками формата А4 (по количеству детей); деревянные фигурки – кубики (не обработанные лаком или краской); полиэтиленовые крышки; вода в банках; салфетки; разноцветные кубики.
Башни
Цели: продолжать учить детей рисовать красками при помощи штампа, используя деревянные кубики; соблюдать ритм при использовании двух цветов; ориентироваться на листе бумаги, располагать отпечатки определенным образом относительно друг друга; уточнять и закреплять знание цветов и форм; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Материалы: краски - гуашь или акварель; листы бумаги для рисования красками формата А4 (по количеству детей); деревянные фигурки – кубики (не обработанные лаком или краской); полиэтиленовые крышки; вода в банках; салфетки; разноцветные кубики из строительного набора. Учить рисовать колпачком. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство композиции.
Май
Вишнёвый компот
Цели: Продолжать знакомство с техникой печатания колпачком, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки.
Материалы: силуэт банки, красная гуашь, салфетки, колпачки.
Салют
Цели: закрепить навык рисования красками при помощи пальцев, закреплять знания цветов, формировать интерес к рисованию и Дню Победы.
Материал: специальные краски для рисования руками или разведённая гуашь, вода, салфетки.
Одуванчики
Цели: знакомить детей с новой техникой; закрепить знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Материал: рисунок – образец; листы бумаги с заготовками для рисунков; гуашь, поролон, бумага.
Цыпленок
Цели: продолжать знакомить детей с техникой рисования смятой бумагой и поролоном; закрепить знания цветов.
Материал: рисунок – образец; листы бумаги с заготовками для рисунков; гуашь, бумага, поролон.
Полевые цветы
Цели: знакомить детей с новой техникой; закрепить знания цветов; формировать интерес к рисованию ветов.
Материал: рисунок – образец; листы бумаги с заготовками для рисунков; гуашь, втулка.
Консультации для родителей: «Нетрадиционные методы рисования, как средство эстетического воспитания», «Нетрадиционное рисование в детском саду».
Заключение
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление младших дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
• Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования.
• Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
• Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
• Тактильной чувствительности ( при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
• Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Список литературы:
1. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.
2. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.
3. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
5. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
6. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
7. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. ТЦ Сфера, 2005.
___