Татьяна Башинская
Проект «В мире животных»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в подготовительной группе «В мире животных»
Кто любит животных, тот долго живет,
И молодость в нем никогда не умрет,
Кто кошке с собакой даст в доме приют,
Там будет в душе и тепло, и уют.
Проверено жизнью, известнейший факт:
Погладишь собаку – отступит инфаркт.
Где “меньшие братья” – в семье доброта,
Без них одиноко, вокруг – пустота.
Они ежедневно нам радость дают,
Быть преданным другом пример подают.
Тип проекта : познавательно-игровой, творческий.
Сроки: краткосрочный (2 недели).
Публикация «Проект „В мире животных“» размещена в разделах
Участники: дети, воспитатели, родители.
Место проведения: групповая комната.
Актуальность проекта :
Участие детей в проекте «Мир животных» позволит максимально обогатить знания и представления о животных, о их повадках, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.
Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в дошкольный период в жизни ребенка. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме - важный фактор воспитания. Ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом. Общение с животными развивает наблюдательность, интерес, наглядно-образное, наглядно-действенное и понятийное мышление, воспитывает познавательное отношение к окружающему миру, способствует накоплению морально-ценностного опыта, воспитанию любви, бережного и заботливого отношения ко всему живому; развивает эстетическую сферу дошкольника. Ребёнок усваивает разнообразные свойства и качества природных объектов, законы жизни организмов, своеобразие приспособления живых существ к условиям среды, особенности их взаимодействия с человеком.
Цель :
Расширить и систематизировать знания детей по теме проекта.
Задачи:
• Обобщить и расширить представления детей о домашних и диких животных ;
• Познакомить с животными соседних климатических зон и континентов (Африка, Антарктида, Австралия, Америка);
• Упражнять в умении соотносить внешние особенности со средой обитания, повадки со способами питания;
• Учить выделять признаки для группировки (дикие -домашние, хищники – травоядные, животные Севера – животные жарких стран);
• Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида, узнавать по описанию, по части, сравнивать ;
• Развивать умение отгадывать и сочинять загадки;
• Развивать коммуникативно-речевые навыки;
• Развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой рассказ.
Участие родителей в реализации проекта
Создание выставки книг «Дикие животные».
Создание слайд шоу «Дикие животные».
Разучивание загадок о животных.
Изготовление поделок из природного и бросового материала.
Этапы реализации проекта :
I этап. Подготовительный.
• Постановка проблемы
• Подбор наглядных пособий (в том числе звукозаписи).
• Подбор энциклопедической, художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки).
• Подбор материалов для проведения задания – исследования.
• Подбор дидактических, развивающих игр по теме проекта.
• Подбор материалов для творческой деятельности.
• Беседы с родителями по теме проекта.
II этап. Деятельностный (включающий все направления развития ребёнка, образовательные области).
III этап. Завершающий.
• Оформление коллекции творческих работ «В мире животных».
• Выставка поделок.
• Презентация продуктов деятельности родителям.
• Викторина «Животные такие разные».
• Оформление макета «На Севере».
• Оформление макета «Животные жарких стран»(при участии родителей)
• Обсуждение итогов проекта (рефлексия проектной деятельности
План работы по проекту :
1 неделя
1. ТЕМА: Звери. Построение общей модели «звери» и жизненного круга зверей. Программное содержание: Сформировать обобщенное представление о зверях: это животные, имеющие 4 ноги; тело которых покрыто шерстью, кожей или иголками; есть пасть с зубами; вскармливание детенышей молоком - млекопитающие. Дать детям понять, что все звери в своем развитии проходят одинаковые периоды жизни: детеныш - взрослый зверь - спаривание самки и самца - вынашивание детенышей самкой в животе - живорождение. Учить анализировать объекты, выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их по элементам модели. Воспитывать умение использовать накопленные ранее на занятиях и в повседневной жизни представления о зверях для доказательства своего мнения.
Материал: 8-10 картинок с изображением разных зверей; книга «Многодетная семья» из серии «Природа вокруг тебя»; модели «Звери», «Жизненный круг зверей».
Предварительная работа: Чтение о зверях: В. Зотов «Лесная мозаика», А. А. Плешаков «Зеленые страницы» и другие.
План.
1. Загадки о зверях (5-6). Рассматривание не менее 8-10 картин разных зверей. Выделение общих признаков, характерных для всех зверей.
2. Построение модели «Звери». Зарисовка модели детьми.
3. Чтение отрывков и рассматривание иллюстраций из книги о кролике.
4. Рассматривание модели жизненного круга зверей, ее зарисовка детьми
5. Дидактическая игра «Докажи по модели». ( Например: мышь - зверь, а лягушка - нет).
Занятия познавательного цикла
«Дикие животные»
Задачи. Систематизировать представления о местах обитания диких животных. Учить применять конкретные знания о поведении и потребностях. Воспитывать интерес к жизни животных.
Занятия художественно-продуктивной деятельности
«Дикие животные» (по замыслу).
Задачи. Закрепить знания о диких животных. Учить рисовать диких животных, передавать движения животных, их характерные особенности. Воспитывать любовь к животным.
«Зайцы на поляне» (оригами)
Задачи. Учить детей складывать бумагу (техника-оригами). Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой.
ТЕМА: Многообразие зверей.
Программное содержание: Формировать у детей представления о многообразии мира зверей. Учить детей составлять группы зверей, ориентируясь на разные признаки: места обитания (подземные, наземные, водные); характер питания (хищные, растительноядные); особенности внешнего строения (для примера рассмотреть хвосты); ареол проживания (наши леса и степи, север, жаркие страны; домашние). Воспитывать интерес к жизни животных.
Материал: Набор картинок с изображением зверей (не менее 10-12 штук, модель «Хищные и травоядные», дидактическая игра «Звери».
План.
1. Дидактическое упражнение «Назови правильно» - назвать места обитания зверей: на земле, под землей, в воде. Например, крот - живет под землей, лиса - на земле, кит в воде.
2. Рассматривание модели зверей по характеру питания. Дидактическая игра «Раздели правильно». - Все картинки зверей перепутались, и чтобы хищные не съели травоядных их надо правильно разделить на 2 группы.
3. Дидактическое упражнение «У каких зверей такой хвост», - рассматривание Картинок с изображением различных хвостов у зверей. Определить, почему у зверя именно такой хвост, связав это с тем, какие функции он выполняет.
4. Дидактическая игра «Звери». - Взять любую картинку зверя, назвать его и «отнести» к какой-то данной группе зверей.
2 неделя
Занятия познавательного цикла
«Все нужны друг другу»
Задачи. Формировать обобщённое представление о том, что лес – дом для животных. Дать представление о взаимосвязи человека с природой. Учить детей правильно вести себя в лесу.
ТЕМА: Как звери приспособились к условиям среды. Беседа о зверях.
Программное содержание: Расширять и закреплять представления детей о зверях, о том, как звери умеренного пояса приспособились к зиме: летом и осенью усиленно питаются; линяют (меняют волосяной покров на более пышный, с подшерстком); некоторые впадают в спячку; другие делают запасы корма на зиму. Дать знания о том, что звери могут выжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым условиям. Показать зависимость внешнего вида зверей от образа жизни и условий среды обитания.
Обобщить и систематизировать знания детей о зверях: зверей очень много, у всех зверей есть одинаковые признаки, т. е. чем они похожи друг на друга. В то же время все звери отличаются друг от друга, т. к. ведут различный образ жизни, выглядят по-разному, живут в разных местах земного шара, есть домашние - о них заботится человек, а они приносят ему какую-то пользу.
Материал: Модели «Как звери наших лесов приспособились к зиме», «Звери», «Жизненный круг зверей», дидактическая игра «Звери»,
«Схема зверей».
План.
1. - Как звери готовятся к зиме? Смогли бы звери выжить, если бы не приспособились, не подготовились к зиме и почему? Привести примеры. Придумать и зарисовать модель «Подготовка зверей умеренного пояса к зиме».
2. Найти модели, которые относятся ко всем зверям, рассказать по этим моделям о любом звере по желанию. Вывод: У всех зверей много общего, похожего.
3. Дидактическая игра «Звери».
а) Взять любую картинку зверя и рассказать о нем все, что знаешь.
б) Помочь этому зверю правильно «поселиться», пользуясь данными моделями.
Вывод: У всех зверей есть свои особенности, они все разные.
4. Начертить с детьми схему зверей, обсудить ее.
4. ТЕМА: Моделирование отношений между различными понятиями на тему «Звери».
Программное содержание: Продолжать развивать логическое мышление детей с помощью «кругов Эйлера». Помочь детям понять, что с переходом от более общих понятий «Звери» к более частным понятиям (например, «Звери севера» и «Тюлени») их содержание все более обогащается, добавляются новые признаки, а объем понятий, наоборот, сужается и расширяется с переходом к более общему понятию.
Материал: модели «Звери», «Жизненный круг зверей», «Схема зверей».
Лист бумаги и карандаш – на каждого ребенка.
План.
1 Моделирование на доске мелом отношений между понятиями «Звери», «Звери севера», «Тюлени».
а) Выяснить объем этих понятий: - Кого больше?
Вывод: Большой круг говорит о том, что этих зверей очень много, круг поменьше -значит и количество зверей меньше.
в) Раскрыть содержание каждого понятия:
«Звери» - рассказ детей по моделям «Звери» и «Жизненный круг зверя».
«Звери севера» - можно рассказать то же самое, что о всех зверях плюс особенности зверей севера.
«Тюлени» - рассказать то же самое, что обо всех зверях и о зверях севера и еще об особенностях внешнего вида, образа жизни, характере питания и местах обитания тюленей.
Вывод: Чем кружок меньше, тем больше об этом звере мы можем рассказать, и наоборот, чем больше кружок, тем меньше мы рассказываем.
2. Моделирование отношений между понятиями «Звери», «Звери жарких стран», «Медведи».
3. Моделирование отношений между различными понятиями на тему «Звери» детьми на листочках.
Занятия художественно-продуктивной деятельности
«Зоопарк»
Задачи. Закреплять умения лепить из пластилина, правильно передавать пропорции тела. Развивать аккуратность в работе. Воспитывать умение правильно оценивать свои работы и работы других.
«Кто живёт в лесу»
Задачи. Учить создавать сюжетные композиции. Развивать навыки и умение работать с цветной бумагой. Передавать характерные особенности животных. Продолжать воспитывать любовь к животным.
5. ТЕМА: Звери (итоговое занятие).
Программное содержание: Обобщить знания детей о зверях. Показать взаимосвязь и взаимозависимость зверей от живой и неживой природы. Учить детей самостоятельно делать выводы и на их основе составлять модели по охране зверей с учетом среды обитания, обосновывать свои модели, рассказывать по ним. Формировать у детей осознанное отношение к природе и зверям в частности. Воспитывать ответственность за все живое на земле.
Материал: цветные карандаши и по два альбомных листа бумаги на каждого ребенка, рассказ Н. Сладкова, медали «Знатоки зверей».
План.
Конкурс на лучшего знатока зверей. Блиц-турнир с использованием вопросов:
- Кто не боится иголок ежа? (Филин и лиса).
- У каких зверей нет «дома»? (У зайцев).
- Какой зверь и почему спит с открытыми глазами? (Заяц, слишком много у
него врагов).
- 3а что медведя прозвали медведем? (Любит мед и знает где его искать).
- Как и в чем помогает белке ее хвост? (Хвост служит рулем и парашютом).
- Кто такой пестун и что он делает? (Медвежонок из прошлогоднего выводка
«старший брат», помогает матери воспитывать медвежат).
- Шерсть у ежа. (Иглы).
- На кого похожи маленькие волчата? (На лисят, лишь кончик хвоста серый, а
у лисят - белый).
- Самая крупная дикая кошка. (Тигр).
- Звери, которые живут только в воде. (Кит, дельфин, кашалот).
За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.
Трое детей, набравших наибольшее количество фишек, награждаются самодельными медалями «Знатоки зверей».
Приложение :
Дидактические игры.
- «Звери» (наших лесов, севера, жарких стран и домашние, игра по типу лото. 4 листа без надписей разрезать по линиям – игра готова.
- «Четвертый лишний» проводится в два этапа. На первом этапе брать три картинки с изображением зверей и одну – другого вида животных; на следующем этапе все картинки - звери, но три из одной группы, а одна – из другой;
- «Хорошо – плохо», назвать, что в мире зверей хорошо, а что плохо (с точки зрения людей);
- «Мозаика», взять две картинки с изображением любого зверя, одну разрезать на 6 -10 частей, а по другой картинке (образец) собрать ее;
- «Найди отличия», у двух, на первый взгляд, одинаково
нарисованных зверей найти 5 – 10 различий;
- «Найди в словах спрятанных зверей», игра на внимание - звери спрятались в различных словах, надо найти их;
- «Что неправильно нарисовал художник?». Картина называется «Звери». Найди несоответствия в рисунке. Каких зверей нельзя встретить в лесу зимой и почему?;
- «Звериная путаница» несколько силуэтов различных зверей накладывают друг на друга. Назвать этих зверей;
- «Допиши зверей» написаны верхние, нижние, правые и левые половины букв в названии зверей. Дети должны дописать вторую половину букв и назвать зверя;
- «Расшифруй зверей» прочесть по первым буквам слов или названий картинок название зверя, например, взять картинки с изображением лимона, иголки, сыра, арбуза. Сложим первые буквы, прочтем – лиса.
Любой воспитатель при желании сможет придумать немало своих игр.
7. Лабиринты:
- «Помоги мишке добраться до меда, а козочке до травки»;
- «Накорми кошку, пройдя по цифрам по порядку»;
- «Проведи кролика к морковке»;
- «Если не получилось, то с подсказкой проведи кролика»;
- «Помоги друзьям встретится», и много других.
Подвижные игры:
- «Звери». После первой команды: «День», - все «звери» (дети) бегают; после второй – «Опасность», - замирают; третьей - «Ночь» - присаживаются на корточки и «засыпают».
- «Звери – по домам». Ставлю модели (звери наших лесов, севера, жарких стран и домашние) – это домики для зверей. Читаю стихотворение:
- Звери дружно разбежались, расшалились, разыгрались,
В салки весело играть, я хочу вас всех поймать.
На слове «поймать» дети бегут к своим домикам. Проверить друг у друга, правильно ли все прибежали к своим домикам-моделям.
11. Придумывание детьми загадок о зверях:
- описание их внешнего вида с опорой на сравнение с другими животными, растениями (куст растет на голове - олень);
- описание их действий в сравнении с другими животными (ловко прыгает, но не кузнечик - заяц);
- чем питается? где живет? и т. д. (зимою спит в берлоге, очень любит мед - медведь) и т. д.
Театрализованные представления.
Отрепетировать с детьми короткие сценки – зарисовки зверей по Н. Сладкову). Добиваться выразительности в передаче образов зверей. Пошив с родителями соответствующих костюмов. Показ театрального представления детям других групп.
Звери Красной книги (обзорное знакомство с рассматриванием иллюстраций и показом части фильма на ДВД из «Красной книги Курганской области. Животные. Растения. Фотогалерея.»).
Пословицы и поговорки о зверях.
Крылатая народная мудрость, выраженная в пословицах и поговорках. Они украшают речь, придают ей наглядность, делают видимым то, о чем идет разговор. Приучать детей использовать эти пословицы и поговорки в своей речи, и при описании зверей.
Письма зверям.
Вначале воспитатель вместе с детьми пишет письмо, например, лисе. Как его отправить? Придумываю знатока всех зверей – знакомого егеря, который не просто хорошо знает зверей, но даже понимает их. Его и просим передать письмо лисе. Затем воспитатель предлагает ребятам порадовать и других зверей – также написать им письма. Каждый ребенок пишет письмо «своему» зверю (если умеет писать – сам, если нет, то совместно с родителями или воспитателем). Написание писем зверям получило живой отклик у многих родителей, и надо было видеть радость детей при чтении этих писем всем ребятам в группе и гордость при отправке его своему зверю через «знатока зверей».
Ответы «зверей».
Не менее важна обратная связь. Сколько же было радости и удивления при «получении» «ответов» от зверей.
Конкурс художников.
Объявить заранее об этом конкурсе. Дети должны продумать, каких зверей и как они их будут рисовать. Это может быть и рисование по памяти, и по своим прошлым зарисовкам, и срисовывание с иллюстраций картин. Это могут быть картины-фантазии, например, «Сказочный мир зверей», и сюжетные картины, к примеру «Зоопарк», «Крестьянский двор» и т. д. Продумать и обговорить с каждым ребенком индивидуально композицию рисунка. Предложить на выбор ребенка различные материалы: гуашь, акварель, пастель, уголь, фломастеры.
Во время конкурса создать у детей настроение праздника, включить тихую приятную музыку.
Оценка работ. Всем детям раздать по одной звездочке, которую он кладет возле лучшей на его взгляд картины. Пригласить для оценки ребят параллельной подготовительной группы. Троих-пятерых детей, чьи работы набрали большее количество звездочек, наградить «медалями» - «Лучший художник зверей». Рисунки детей украсили группу, оформлена выставка, на которую приглашены все желающие детского сада.
Чтение художественной литературы: Пришвин М. «Про птиц и зверей»; Чарушин «Рассказы про зверей и птиц»; Житков Б. «Рассказы о животных»; Сборник рассказов о животных А. Барков; «Азбука живой природы», «Кто чем поёт» В. Бианки. «Познавательная энциклопедия». «Сказки о животных» Л. Толстой; «Лучшие сказки» В. Бианки., Д. Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго зайца Длинные Уши – Косые Глаза»;
Сказки: «Гуси-лебеди», «Серая шейка», «Гадкий утенок» Г. Х. Андерсен : «Хроменькая уточка», «Кукушечка» М. Горький «Воробьишко», Сутеев «Петушок и краски», «Петушок и бобовое зернышко», «Кот-ворюга»
Пересказ В. Бианки «Купание медвежат» развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой рассказ.
Пальчиковые гимнастики по теме: животные, птицы
Словесные игры: «Что лишнее?», «Угадай по признаку», «Доскажи словечко», «Какое слово отличается от других», «Назови детёнышей».
Сюжетно-ролевые игры: «Мы идём в зоопарк!», «На сельском подворье», «Путешествие в теплые страны»
Слушание детских песен: «Про жирафа», «Крокодил», «Кенгуру», «Оранжевый верблюд