Татьяна Медведева
Проект «В кругу друзей»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: педагогический
Срок реализации: октябрь 2019г. – январь 2020г.
Место реализации проекта: МБДОУ №14 подготовительная к школе группа №3, Краевая специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья №5
Разработчик проекта: Медведева Татьяна Васильевна воспитатель
Публикация «Проект „В кругу друзей“» размещена в разделах
Краткое описание проекта: Предметом проектной деятельности является подготовительная к школе группа «Непоседы» №3, родители воспитанников, воспитатели, воспитанники Краевой специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья №5.
Методом тесного взаимодействия педагогов, детей, коррекционных ОУ проходит качественная подготовка воспитанников к переходу с первой ступени начального образования на вторую, тоесть из детского сада в школу. Взаимодействуя между собой, мы воспитываем качества, которыми необходимо обладать ребенку в школе: толерантность, коммуникативность, готовность прийти на помощь – именно эти качества помогут ребенку учиться.
Переход из детского сада в школу - ответственный и сложный момент в жизни каждого дошкольника, как в социально-психологическом, так и в физическом плане. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка, на смену играм приходят ежедневные занятия, ведущей становится учебная деятельность. Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Изменения привычного образа жизни требует адаптации к новым условиям социального существования. И если дети попадают в класс, где есть ребенок с ограниченными возможностями, то это еще один сложный путь адаптации, который может породить негативные явления.
Мы считаем, что необходимо готовить детей, а так же и родителей, к переходу в школьную жизнь, где они могут встретить детей с ограниченными возможностями. Учеными-психологами доказано, что общение с детьми, нуждающимися в помощи, благоприятно сказывается на снижении агрессивности и развитии толерантности у здоровых детей.
Именно на это направлена совместная работа воспитателей детского сада №14, родителей, педагогов Краевой специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья №5, тем самым мы обеспечим комфортное вхождение каждого ребенка из дошкольного детства в мир учения.
Цели: Обеспечение успешной адаптации дошкольников к обучению в общеобразовательной школе. Раскрытие творческого потенциала детей детского сада и детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующего их более полной социальной адаптации в современном мире. Организация среды, способствующей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи: Создать условия для успешной адаптации ребенка к школе. Сформировать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная и др.). Привлекать родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность. Включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности совместно с детьми-нормой, расширить их круг интересов, творческих возможностей. Приобщить всех участников проекта к активному и творческому образу жизни.
Ожидаемый результат: Данная система работы поможет ребенку легче адаптироваться к новым условиям в школе, влиться в коллектив ребят, установить взаимосвязь со взрослыми.
Деятельность в рамках проекта:
основы деятельности ребенка:
-добровольное включение ребенка в разнообразные виды деятельности;
-реализация личных способностей ребенка;
-социальная значимость деятельности ребенка;
-положительный результат участия в проекте.
основы деятельности взрослого:
-обеспечение безопасности ребенка в групповом помещении и при перевозке в автобусе, в школе ;
-организация совместной деятельности “Взрослый – ребенок”;
1 этап реализации проекта – подготовительный :
- создание в групповом помещении уголка школьника (мини-парта, доска, портфель, школьные принадлежности, учебники и прописи первоклассника, глобус);
- родительское собрание «Воспитание детей седьмого года жизни». Информирование родителей об особенностях воспитательного и образовательного процесса в подготовительной группе №3 «Непоседы»;
- установление связи с педагогами Краевой специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья №5, ресурсов и места для реализации проекта.
2 этап реализации проекта – практический:
- практикум – семинар «Активизация речевого развития детей 7-ого года жизни средствами лингвистической игры»;
- постановка сказки К. И. Чуковского «Федорино горе» на новый лад ;
- мастер - класс «Азы компьютерной техники»;
- выставка совместных картин «Зимние забавы».
3 этап реализации проекта – заключительный:
анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к школе»;
презентация проекта для педагогов и родителей;
фотовыставка «Дружная компания» ;
публикация проекта на сайте МБДОУ №14.
В ходе реализации проекта 2019 г. – 2020 г. проводится работа с родителями:
Октябрь
Изучение опыта семейного воспитания. Анкетирование «Детский сад глазами родителей». Изучение мнения родителей о работе детского сада, выявление их педагогических проблем и запросов. Информационно-просветительная работа. Родительское собрание «Воспитание детей седьмого года жизни». Информирование родителей об особенностях воспитательного и образовательного процесса в подготовительной группе №3 «Непоседы» (круглый стол с родителями по вопросам инклюзивного образования, о методах и способах взаимодействия детей ОВЗ с детьми-норма).
Ноябрь Информационно – просветительская работа. Консультация «Как подготовить ребёнка». Формировать у родителей представления о наиболее важных психологических характеристиках готовности ребёнка к школе и направлениях подготовки к школьному обучению. Совместные мероприятия с участием детей и родителей. Практикум – семинар «Активизация речевого развития детей 7-ого года жизни средствами лингвистической игры». Оказание консультативной помощи родителям в овладении основными приёмами развития словотворчества, способствующими совершенствованию связной речи. Постановка сказки К. И. Чуковского «Федорино горе» на новый лад совместно с детьми.
Декабрь Изучение опыта семейного воспитания. «Родительская почта» - тетрадь отзывов и предложений. Налаживание динамичной и действенной обратной связи в работе детского сада и семьи.
Информационно –просветительская работа. Анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к школе». Оказание консультативной помощи родителям в определении основных форм и методов подготовки детей к школе в условиях семьи, знакомство родителей с методом тестирования «Рисунок человека».
Январь 2020г. Информационно – просветительская работа. Консультация для родителей «Время выбирать школу». Оказание консультативной помощи родителям в выборе школы с учетом особенностей ребенка и пожеланий членов семьи.
План работы с детьми:
Октябрь
1. Создание в групповом помещении уголка школьника (мини-парта, доска, портфель, школьные принадлежности, учебники и прописи первоклассника, глобус).
2. Беседы о школе, о режиме дня, о новых товарищах, о детях с ограниченными возможностями здоровья, об отношении к ним, если таковые будет в вашем классе.
3. Тест для детей «Хочу ли я в школу».
Ноябрь
1. Постановка сказки К. И. Чуковского «Федорино горе» на новый лад, совместно с родителями, детьми и педагогами. Выступление для ребят Краевой специальной коррекционной общеобразовательной школы – интерната для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья №5.
2. Клубный час «Я – будущий первоклассник» (площадки подготовлены согласно названиям уроков в школе: русский язык, литература, математика, физическая культура, рисование). Родители-организаторы площадок в игровой форме проверяют знания детей, их подготовленность к школе.
Декабрь
1. Выставка картин воспитанников подготовительной группы №3 и ребят ОВЗ на тему «Зимние забавы» в фойе второго этажа МБДОУ №14.
2. Мастер - класс «Азы компьютерной техники» с привлечением родителей подготовительной к школе группы №3. Родителей заранее знакомят с методом тестирования «Рисунок человека» К. Маховера. Дети рисуют на экране компьютера человека, после того как рисунок завершен, строится беседа. В ходе беседы родители получают уникальную информацию относительно эмоционального и психологического состояния ребенка.
Январь
1. Фотовыставка «Дружная компания» в помещении подготовительной группы №3.
2. Мониторинг воспитанников и их родителей «Легко ли вам было общаться с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Разработка анкеты «Готов ли ваш ребёнок к школе?» для родителей, чтобы они сами могли оценить готовность ребёнка к школе.
Проанализировав данные анкетирования, получили следующие результаты: 81% опрошенных родителей, считают, что их дети вполне готовы к тому, чтобы идти в школу; 1 9% родителей считают, что их дети многому научились и тоже готовы к обучению в школе, но не совсем, то есть, им еще требуется некоторая подготовка.
В завершении данной работы, исходя из поставленной цели и задач, можно определить планируемые результаты: Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей. Возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс. Тесный эмоциональный контакт между воспитателями,детьми и детьми ОВЗ.
Расширение сетевого взаимодействия учреждений для достижения наиболее эффективных результатов. В заключении,будет организована фотовыставка для всех участников проекта «Дружная компания», в которой отразятся основные этапы совместных мероприятий.
Успешность вхождения в школьную жизнь зависит во многом от степени позитивности и адекватности образа «Я – будущий ученик». Решить проблему подготовки детей к школе возможно лишь, если реализуется единая линия развития ребенка на этапе дошкольного и школьного детства. Готовность ребенка или его неготовность тесно связаны с положением его в семье. Дома и в школе должна быть приятная психологическая атмосфера. Именно она способствует быстрой и успешной социальной адаптации ребенка – дошкольника к школе.
В перспективе нам хотелось бы создать традиции взаимодействия детей с ОВЗ и их родителей Краевой специальной коррекционной общеобразовательной школой-интернатом для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья №5 и коллективом МБДОУ №14, и в дальнейшем открыть у нас консультативный центр для родителей и детей с ОВЗ.
Риск в проектной работе:
1. Отсутствие мотивации у членов семьи по разрешению собственных проблем.
2. Негативное мнение родителей подготовительной к школе группы № 3 «Непоседы».
Устойчивость проекта к возможным рискам:
1. Информирование населения о целях реализации проекта и социальной значимости для района.
2. Мотивация родителей через различные формы работы с семьей.
Бюджет проекта :
1. Закупка материалов для пошива костюмов, папка для рисунков А3, рамки для рисунков – 2000 тысячи рублей.
2. Расходы на транспорт – 1000 тысяча рублей.
Итого: 3000 тысячи рублей.
Литература:
Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4 (Кризис семи лет). – М., 1984
Выготский Л. С. Собрание сочинений. — М., 1984
Воспитание в первом классе. // «Начальная школа», №1-2004
Коломинский Я. Л., А. А. Панько «Психологическая готовность к школе».
Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. Пед. Уч. Заведений. — 2-е изд., испр. И доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2000
Популярная психология для родителей. / Под ред. А. А. Бодалева. — М. : Педагогика, 1989
Формирование образа «Я –будущий школьник» у детей пяти-семи лет как педагогическая проблема. // «Начальная школа», №10-2004
«Хорошо ли вашему ребенку в школе?» А. Л. Венгер. // Популярная психология для родителей под ред. А. А. Бодалева. -М. : Педагогика, 1989г.
Нищева Н. В. «Система коррекционной работы» СПб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009г.
Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. «Логопедическая ритмика» СПб, КАРО 2005г