Елена Жук
Проект в ясельной группе «Веселая сенсомоторика»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №268»
(МАДОУ «Детский сад № 268»)
Проект
«Волшебная сенсомоторика»
Подготовила:
Жук Е. П, воспитатель
Барнаул, 2024г
Вид проекта :
Информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность:
Долгосрочный октябрь 2023 - май 2024г. г.
Участники:
Воспитатели, психолог, дети ясельной группы, родители.
Результативность проекта :
Публикация «Проект в ясельной группе „Веселая сенсомоторика“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2024
В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития:
- дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину и другие признаки предмета;
- группируют в соответствии с образцом предметы по форме, цвету, величине при выборе из 4-х;
- соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине при выборе из 4-х разновидностей (либо 4 разновидности цвета, либо формы и т. п.);
- узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т. д.);
- начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета;
- в процессе игр-занятий по сенсорному воспитанию у ребенка оказываются сформированными приемы прикладывания, сравнения, сопоставление цвета, формы, величины;
- различные виды занятий с дидактическими игрушками способствуют разностороннему развитию ребенка третьего года жизни: воспитывают умственно, физически и статически; повышают работоспособность; формируют умение учиться;
- занятия по сенсорному воспитанию способствуют развитию речи и мелкой моторики рук.
Проблема:
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Хотим обратить внимание на то, что развитие восприятия происходит в процессе обучения. В связи с этим необходимо создать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре как в специально организованном процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.
Таким образом, следует особенно подчеркнуть, что именно целенаправленное обучение и освоение разнообразных действий с предметами приводят к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств.
Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Задачи, решаемые в проекте :
- совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух;
- проводить работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности;
- помогать детям обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;
- упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, большой красный мяч, маленький синий мяч);
- учить детей называть свойства предметов;
- формировать у детей самостоятельность и целенаправленность в предметной деятельности;
- привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.
Этапы реализации проекта.
Содержание работы
1. информационно-аналитический (подготовительный) этап - изучение специализированной литературы, обдумывание идеи проекта, изготовление дидактических игр, сбор информации, материала для реализации идеи, изучение индивидуальных особенностей детей, подбор заданий для диагностики детей и проведение диагностики в начале учебного года.
2. организационный этап - определение сроков реализации проекта, составление плана проекта по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина, плана индивидуальной работы с детьми, проведение дидактических игр и организационной образовательной деятельности с детьми, проведение консультаций и родительских собраний.
3. заключительный этап - подведение итогов (диагностика детей в конце учебного года, проведение заключительного занятия).
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Месяц Работа с детьми Работа с родителями
Октябрь
Знакомство с детьми
Адаптационный период • Знакомство с родителями. Установление доброжелательных отношений. Родительское собрание «Ранний возраст: особенности и задачи обучения и воспитания»
• Папка- передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?»,
Октябрь
Ноябрь
Наблюдение за детьми с целью выявления уровня сенсорного развития.
Игры проводятся в любое время по желанию детей. Новые вводятся в соответствии с планом.
• «Закрой окошко (цвет)»
• вкладыши «Животные»
• выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята» • Анкетирование родителей «Сенсорное развитие в саду и дома».
• Родительское собрание «Сенсорное развитие малышей»
• Консультации «Сенсорное развитие», «Роль родителя в сенсорном воспитании», «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»
Ноябрь
• «Рукавичка»
• «Собери бусы»
• «Цветы на поляне»
• «Волшебные прищепки»
• «Покажи и принеси»
• вкладыши «Геометрические фигуры» • Консультации для родителей
• «Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2-3 лет»
• «Возрастные особенности развития моторики и координации»
Декабрь
• «Разноцветные машины»
• «Наряди солнышко»
• лото «Птицы»
• Игры с пробками
• «Открой коробку»
• «Укрась елочку шарами»
• «Что играет?» • «Мастер класс» для родителей по изготовлению сенсорных игрушек. Консультация «Значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей раннего возраста»
• «Пальчиковые игры»
• «Карандаш - массажёр»
Январь
• «Подбери кораблику парус»
• «Наряди ёлочку»
• «Шарик к ниточке»
• лото «Предметы»
• «Открой коробку»
• «Чем пахнет»
• «Варим кашу» • Консультации «Классификация игр»
• «Роль дидактических игр и игрушек в формировании сенсорной культуры»
• «Виды дидактических игр»
Февраль
• «Мяч в корзинку»
• «Окраска воды»
• лото «Транспорт»
• «Карандаши в стакане»
• «Сюрприз» «Чей голосок?» • Родительское собрание «Растём играя»
• Консультация «Зачем нужны игрушки»
Март
• «Посадим грибочки»
• лото «Дикие животные»
• «Застежки»
• «Тонет – не тонет»
• «Разные ладошки»
• Игры с прищепками • Консультация «Наши пальчики лепят»
• «Волшебные ладошки»
• «Полезные сайты для заботливых родителей»
Апрель
• «Закрой коробку»
• «Разноцветная посуда»
• «Покажи то, что скажу»
• «Соедини картинки»
• «Нанизывание бус»
• «Разные ладошки»
• «Подбери фигуру»
• «Найди такую же»
• «Найди самый сладкий» • Консультация «Наблюдательность – ключ к познанию»
Май
• «Возьми такую же полосочку»
• «Пазлы - животные»
• «Четвёртый лишний»,
• наблюдения на прогулке за одуванчиками, тюльпанами, за листьями деревьев Информирование родителей о результатах диагностики.