Сабитова Алсу Рушановна
«Волшебница осень». Проект в группе среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Волшебница Осень»
Паспорт педагогического проекта «Волшебница Осень»
Особенности проекта:
-участники проекта: воспитатель, дети, родители;
-тип проекта информационно-творческий;
-возраст детей: группа среднего возраста ;
-форма организации: групповая;
-по продолжительности: среднесрочный
-период выполнения: 25.09.-30.10. 2017г.
Актуальность:
Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши – мы потеряли веру в волшебство и сказку.
Мы не стараемся придумывать что-нибудь интересное и замысловатое – ведь у нас еле-еле сил хватает на работу и домашние заботы. А для малыша осень столько чудесного и необычного приносит. Согласитесь, что большим приключением для малыша будет поход в осенний парк, встречаем осень в детском саду все вместе. Это нам кажется, ну что там может быть такого особенного? Но мы глубоко заблуждаемся. Для малыша – это возможность взглянуть на мир совершенно другими глазами. Он с такими же любознательными ребятишками сможет:
- Собрать гербарий. Что ни говори, а сбор гербария — это возможность дать волю своей фантазии. Ведь один и тот же листочек может вызвать у детей разные ассоциации. Кому-то из малышей он напомнит гномика, кому-то улиточку, а кому-то ежика. Но, гербарий не только развивает фантазию, он еще позволяет создавать удивительные детские шедевры. Ведь вернувшись с прогулки, малыш будет бережно сушить свои листик, чтобы потом сделать подарок своей любимой маме.
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
Цели:
- расширение представлений детей об осени, как времени года;
- создание условий для совершенствования познавательных и
творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей умения и навыки наблюдений за природными явлениями и объектами;
- учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего
мира.
Развивающие:
- развивать связную речь детей;
- развивать восприятие, художественно - творческие способности,
эстетические чувства.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Взаимодействие с родителями: привлечь родителей воспитанников к активному участию в реализации проекта
Планируемые результаты:
Дети знают характерные признаки осени, приметы, осенние месяцы;
Расширился словарный запас детей в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками;
Владеют понятиями: «листопад», «золотая осень», «поздняя осень»;
Знания детей отразились в различных видах деятельности;
Родители заинтересованы и вовлечены в образовательный процесс по данному проекту.
Рост профессионально компетентности педагога в реализации проекта.
Сроки и этапы проекта
Подготовительный этап (25. О9.- 01. 10.)
1. Постановка цели, задач.
2. Подбор методической литературы.
3. Выбор форм работы с детьми и родителями.
4. Выбор основных мероприятий.
5. Определение объёма и содержания работы для внедрения проекта.
6. Определение и формулировка ожидаемых результатов.
Основной этап (01.10.-27. 10)
1. Проведение бесед, опытов, поисково – исследовательской деятельности с детьми.
2. Составление рекомендаций для родителей.
3. Проведение НОД.
4. Чтение художественной и познавательной литературы.
5. Игры (сюжетно- ролевые, дидактические, пальчиковые, подвижные)
6. Рассматривание картин, иллюстраций.
Итоговый этап (27.10 - 30.10).
1. Выставка фото- кункурса «Я и осень»
2. Праздник «Волшебница Осень».
Технологии
- здоровьесберегающие педагогические технологии;
- информационно – коммуникативные технологии;
- игровые технологии;
- технологии нетрадиционной изодеятельности.
План работы с детьми по осуществлению проекта
Образовательные области
Познавательное развитие:
Рассматривание и обследование овощей фруктов, листьев, ягод калины,
рябины.
Ознакомление с окружающим: «Осенний лес», «Дары леса», «Приметы осени», «Осенние заботы животных и птиц».
Беседы: «Почему осень называют золотой», «Куда и почему улетают птицы?», «Осенние хлопоты людей», «Что такое листопад», «Что нам дарит осень».
Цикл наблюдений:
за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём);
за красотой и богатством осенних красок;
за цветником;
за перелётными птицами;
за насекомыми;
за деревьями, растущими на территории детского сада.
Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада», «Ищем приметы осени».
Экспериментирование:
«Солнце высушивает предметы»;
«Опыты с песком»;
«Выявление зависимости состояния почвы от погодных условий».
Ситуативные беседа:
«Осень – это хорошо или плохо?»;
«Почему деревья осенью раздеваются?»;
«Что ты видел по дороге в детский сад?»
Речевое развитие
Творческое рассказывание детей по темам: «Приметы осени», «Мы гуляли на участке».
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.
Заучивание стихов.
Словесные игры: «Один – много», «Хорошо – плохо», «Назови ласково», «Осенние деревья».
Отгадывание загадок.
Упражнение детей в составлении предложений об осени.
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно - ролевые игры «Магазин Овощи – Фрукты», «Семья», «Путешествие в лес».
Настольные игры: «Времена года», «Узнай по описанию», домино «овощи и фрукты», «С какой ветки детки», «Чудесный мешочек», «Ассоциации», «Что лишнее».
Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме».
Трудовая деятельность:
сбор природного материала на прогулке;
уборка опавшей листвы.
Художественно – эстетическое развитие
Аппликация: «Осеннее дерево» (способом обрыва, «Осеннее дерево», «Ветка калины», «Ветка рябины» (из засушенных листьев,
Рисование: «Золотая осень», «Грустная осень», «Осенние деревья» (рисование солью, «Осенний ковёр».
Лепка: «Грибная полянка», «Наливное яблочко».
Конструирование: «Бабочки» (из засушенных листьев).
Самостоятельная художественная деятельность: «Животные наших лесов», «Деревья», «Грибы», «Овощи», «фрукты», «Ягоды» (трафареты, раскраски)
Чтение художественной литературы: Ю. Тувим «Овощи», Н. Сладков «Осень на пороге», Г. Снегирёв «Как звери и птицы к зиме готовились», В. Сутеев «Под грибом», А. С. Пушкин «уж небо осенью дышало», А. Барто «Осень», В. Бианки «Паучок – пилот», Е. Благинина «Улетают, улетели…», Э. Машковская «Дело к зиме». Г. Скребицкий «Всяк по своему».
Заучивание стихотворных форм про осень.
Пословицы, загадки об осени.
Пение песен: «Осень» муз. Кишко, «Золотые листики», Дождик», «Здравствуй, осень» муз. Витлина.
Танец осенних листочков.
Осенний праздник «Волшебница Осень».
Физическое развитие:
п/и: «Гуси – лебеди», «Огуречик – огуречик», «У медведя во бору», «Листопад», беседа «Прогулка для здоровья»
Пальчиковая гимнастика: «Осень», «Осенние листья», «Вышел дождик погулять», «1,2,3,4,5, в лес идем гулять», «Хозяйка однажды с базара пришла», «Мы капусту рубим – рубим…», «Осенний букет»
Взаимодействие с семьёй:
оформление папки-передвижки для родителей по теме «Осень»;
разучивание с детьми стихотворений об осени;
изготовление костюмов, атрибутов;
участие родителей в празднике «Волшебница Осень».
Результаты реализации проекта
подбор познавательной и художественной литературы по теме «Осень»;
составление картотеки пальчиковых игр по теме «Осень»;
копилка загадок, стихов об осени;
оформление уголка «Осень».
Вывод
Внедрение проекта в воспитательно - образовательный процесс помогло
обогатить его содержание, активизировать исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени у детей средней группы, а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно – образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления дети передавали в рисунках. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Результаты проектной деятельности:
в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас.
Литература :
1. В. Аджи «Интегрированные занятия для средней группы».
2. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».
3. Е. Г. Степанова «Экология».
4. Е. Г. Степанова «Познавательное развитие».