Светлана Попович
Проект в группе раннего возраста «Мыло пенится, смотрите»
▼ Скачать + Заказать документы
Попович Светлана Викторовна, воспитатель, МБДОУ д/с №1 «Улыбка»,
с. Песчанокопское, Ростовской области.
Проект в группе раннего возраста на тему «Мыло пенится, смотрите»
Актуальность:
Темочки:
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Мыло, мыльные пузыри
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Ребёнок любознателен. Склонен наблюдать, экспериментировать. Элементарное экспериментирование доступно уже детям с раннего возраста. Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово. Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам мы постоянно возвращаемся. Познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОУ согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Познание – творческий процесс, поэтому в задачу взрослого входит поддержать и развивать в ребенке интерес к открытиям, исследованиям, создать для этого необходимые условия. Широкие возможности для развития познавательной активности детей предоставляет проектная деятельность. Игры с мыльными пузырями — эта забава известна с давних времён, привлекает как детей, так и взрослых. Это незабываемое и захватывающее зрелище способно привнести оживление в любой праздник. Для расширения представлений детей об окружающем мире, дальнейшего вовлечения детей в проектную деятельность, мною был разработан проект по знакомству с нетрадиционным материалом – пеной.
Проблема: У детей еще не сформированы элементарные представления о мыле и пене, их значении. Дети не узнают о свойствах пены и мыла (твердое, жидкое, пенится).
Цель: Учить намыливать руки; знакомить с нетрадиционным материалом с-пеной через игры-эксперименты.
Задачи:
-развивать тактильные ощущения, эмоциональные восприятие, наблюдательность, навыки экспериментальной деятельности;
-побуждать к речевому общению;
-формировать представления о свойствах пены: «воздушная», «легкая».
-поддерживать и развивать в ребенке интерес к познаниям, открытиям, исследованиям.
Автор проекта : воспитатель группы раннего возраста - Попович Светлана Викторовна
Тип проекта : познавательный, исследовательский.
Сроки реализации: 15 октября – 31 октября
Участники проекта – воспитатели, дети и родители группы раннего возраста
Основное направление: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное.
Предполагаемый результат: У детей будет сформированы элементарные представления о мыле и пене, их значении. Дети узнают о свойствах пены и мыла (твердое, жидкое, пенится) в процессе практических опытов с ним. У детей будут формироваться познавательные способности в процессе исследовательской деятельности, практических опытов с мылом и пеной.
Этапы Задачи Содержание Сроки Ответственные
1. Подготовительный Выявить первоначальные знания детей о свойствах пены;
определить актуальность выбранной темы и уровень заинтересованности участников проекта.
Пробуждение интереса и положительных эмоции от совместного общения со взрослыми и сверстниками. 1. 1. Наблюдение за детьми;
2. 2. Обсуждение темы, определение целей, задач проекта;
3. 3. Организация предметно-развивающей среды;
4. 4. Подбор методической литературы;
5. 5. Подбор текстов художественных произведений: потешек, стихотворений, сказок;
6. 6. Подбор иллюстраций по теме;
7. 7. Консультация для родителей «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей» 15-16 октября Воспитатель – Попович С. В.
2. Организационный Познакомить детей с разными видами мыла;
Развитие мелкой моторики рук, активизация словаря;
Уточнить знания о свойствах воды (пенится);
учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пены «перчаток»;
Активизация словаря: (мыльница, мыло, мыльная); Развивать тактильные ощущения; закреплять представления о свойствах пены (лёгкая, воздушная);
Развитие экспериментальной деятельности в процессе игры.
Развитие движений; формировать у детей умение становиться в круг, постепенно расширять и сужать его. Упражнять детей в умении слышать сигнал воспитателя, развивать внимание. 1. Выставка "Виды мыла";
2. Пальчиковая игра «Умывалочка»;
3. Чтение потешек и стихотворений: «Водичка, водичка», «Что такое чистым быть», «Чистою водою чисто руки мою», «Мы проснулись, потянулись» и др.
4. Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр»;
5. Игры – эксперименты: «Вода пенится - смотри» (делаем пену,
«Мыльные перчатки!»
«Поймай пузыри!»
«Найди в пене игрушки»
«Помощники Мойдодыра»;
6. Рассматривание иллюстраций по теме;
7. Выполнение режимных моментов;
8. Игра на развитие движений: «Раздувайся пузырь»,
«Поймай пузыри»;
9. Чтение потешек и стихотворений дома.
19-28 октября Воспитатель: Попович С. В.
3. Формирующий Развитие творческого воображения, использование нетрадиционных техник рисования; развитие мелкой моторики рук. 1. Нетрадиционное рисование с использованием пены и поролона «Мыльные пузыри»;
2. Нетрадиционное рисование с использование пены, гуаши и поролона «Цветные пузыри»;
3. Лепка «Мыло» (воздушный пластилин)
4. Итоговый Доставить детям радость, вызвать положительные эмоции. Развлечение Мыльные пузыки» 29
октября Воспитатель: Попович С. В.
Приложения:
Картотека опытов.
Опыт № 1 «Знакомство с пеной»
Цель: познакомить детей со свойством пены: «воздушная», «легкая», «белая», развивать познавательную активность и любознательность.
Оборудование: ёмкость для воды, мыло.
Ход проведения:
Педагог говорит о том, что перед приёмом пищи нам надо помыть руки мылом, намыливает руки мылом до появления пены (показ детям). Говорит о том, что у неё на руках белые «перчатки» и предлагает детям тоже намылить руки. Дети намыливают руки мылом до появления пены.
Проговаривают:
«Моем, моем, моем – чисто, чисто, чисто,
Будут ручки чисты, чисты, чисты».
Дети наблюдают за тем, что на ручках у них белая, воздушная и легкая пена. Смывают её водой и вытирают руки полотенцем.
Опыт № 2 «Мыльные пузыри»
Цель: развивать восприятие величины, умение сравнивать, тактильные ощущения, речевое дыхание, эмоциональное восприятие, закреплять представление детей о свойствах пены: «воздушная», «легкая».
Оборудование: мыльные пузыри.
Ход проведения:
Педагог предлагает малышам пускать мыльные пузыри, ловить их, смотреть, как они летят и лопаются. Отмечает что они, лёгкие, воздушные, летят, куда подуешь.
«Открываем колпачки,
Выдуваем пузыри,
Вот – какие посмотри!
Все они воздушные
И очень непослушные!
Как бы нам их поймать –
На ладошке подержать!»
Опыт №3 «Купаем куклу Дашу»
Цель: развитие предметных действий, экспериментальной деятельности в игре.
Оборудование: ванночка для куклы, кукла, мыло, полотенце, губка. Педагог говорит о том, что в гости к ребятам пришла кукла Даша и у неё испачканы лицо и ручки. Предлагает помыть её, дети активно участвуют: наливают воду в ванночку, намыливают мылом губку и моют кукле лицо, ручки и т. д.
Опыт №4 «Стираем платочки»
Цель: развитие тактильных ощущений, координации движений.
Оборудование: ёмкость, платочки, мыло.
Ход проведения:
Педагог показывает детям платочки и говорит о том, что они испачканы, ребята говорят о том, что их надо постирать. В ёмкость с водой складывают платочки и берут мыло, начинают намыливать платочки и стирать их. Образовывается пена от мыла и дети стирают платочки и замечают, что они стали чистыми. Развешивают платочки на верёвке.
Опыт № 5 «Игра с пеной»
Цель: развитие воображения и фантазии, наблюдательности.
Оборудование: мыло, ёмкость для воды, венчик.
Ход проведения:
Педагог в ёмкости с водой венчиком взбивает пену, и каждый ребенок берёт пену на ладошку и пробует из неё что-нибудь из нее слепить. Педагог предлагает в пышной белой массе пальчиком сделать дырочки – глазки, нарисовать ротик или носик. Из пены так же можно совместно слепить айсберги, сугробы снега и белые облака.
Опыт № 6 «Рисуем пеной по зеркалу»
Цель: развивать творческое мышление.
Оборудование: ёмкость для воды, мыло, кисточки или губка.
Ход проведения:
Педагог предлагает детям рисовать пеной прямо на стекле, для этого могут подойти и маленькие пальчики малышей, кисточки и губки. Рассмотреть рисунки малышей, у кого что получилось.
Опыт № 7 «Разложи пену по формочкам»
Цель: развивать тактильные ощущения, осязательные чувства.
Оборудование: ложка или совочек, стаканчики, мыльница и разные ёмкости.
Ход проведения:
Педагог, взбив пену, расставляет на столе стаканчики, кружки, мыльницы и другие ёмкости. Показывает ребятам, что пену можно разложить в разные формы с помощью совочка или ложки. Дети с удовольствием приступают к экспериментированию.
Опыт № 8 «Пенящие волны»
Цель: развивать познавательную активность и любознательность.
Оборудование: губка, мыльница, два таза (один с водой, второй с пеной).
Ход проведения:
Малыши наблюдают за тем, как педагог взбивает пену и обращают внимание на то, что какая она лёгкая, шуршит, издаёт шипящие звуки. Педагог предлагает детям пустить в плавание по пенящимся волнам губки и мыльницы, затем то же самое проделать в тазу с водой, сравнить, как они себя будут вести. Дети наблюдают за тем, в каком случае легче плыть: просто по воде или по поверхности густой пены. Педагог просит, чтобы малыши подули на свои лодочки. Малыши убеждаются в том, что не так-то просто лодочкам двигаться по поверхности из пены.
Опыт № 9 «Ах какая пенка!»
Цель: развивать самостоятельную экспериментальную деятельность, любознательность и познавательную активность.
Оборудование: венчики по количеству детей, ёмкости с водой
Ход проведения:
Педагог показывает малышам, как можно взбить пену венчиком и предлагает самим сделать пену. При необходимости педагог помогает детям справиться с экспериментом.
Опыт №10 «Вода пенится - смотри», делаем пену.
Цель: :Уточнить знания о свойствах воды (вода пенится).
Ход проведения:В таз с тёплой водой (на дно добавляем жидкое мыло).
Предложить детям воду потрогать, затем венчиком взбить воду, постепенно начинает появляться пена, все больше и больше.
Предложить детям потрогать пену, поиграть ею, можно подуть.
Вывод – мыло в воде – появляется пена.
Опыт №11 «Мыльные перчатки!»
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пены «перчаток»
Активизация словаря: (мыльница, мыло, мыльная)
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Улечка,
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!
Опыт №12 «Найди в пене игрушки»
Цель: Развитие экспериментальной деятельности в процессе игры.
Ход проведения: В таз с мыльной водой опустить игрушки — дети их ищут, отодвигая пену.
Вывод- пена прячет игрушки (она на прозрачная)
Пальчиковая игра «Умывалочка»
Цель: Развитие мелкой моторики, активизация словаря.
Мы помыли наши ручки (трут ладонью об ладонь).
Раз, два, три. Раз, два, три (по три хлопка).
А над ручками, как тучки (руки вверх).
Пузыри… пузыри… (прыжки, руки на поясе).
Стихи и потешки:
От прозрачной водицы
Всё улыбками искрится!
От чистой-чистой водицы
Веселей цветы и птицы!
Танюша умывается,
Солнцу улыбается!
***
Водичка-водичка,
Умой Анюте личико,
Аня кушала кашку,
Запачкала мордашку.
Чтобы Анечка была
Чистой, чистенькой всегда,
Помоги, вода-водичка,
Умыть Анюте личико.
***
Ладушки, ладушки,
Моем с мылом лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.
***
Теплою водою
Чисто руки мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
***
Мы проснулись-потянулись,
Нежно маме улыбнулись,
Сели на горшок с утра.
Умываться уже пора!
Прозрачная водичка
На заспанное личико,
Волшебный ручеёк из сказки
Нам на носик и на глазки,
А, водичка из кадушки
На наши щёчки и на ушки,
Вот и дождичек из лейки
Нам на лобик и на шейку.
Тёплый ливень с тучки
Нам на маленькие ручки.
Вот какой я стал чистюля!
Поцелуй меня, мамуля!
***
Саша, Настенька и Женька,
Мойте ручки хорошенько.
Не жалейте, дети, мыла.
Я вам стол уже накрыла.
***
Мыться нужно непременно
Утром, вечером и днём,
Перед каждою едой,
После сна и перед сном.
***
Ручки, Ваня, мой перед едой,
Грязные ручки грозят бедой.
***
Что такое чистым быть?
Ручки чаще с мылом мыть,
Грязь убрать из-под ногтей,
Да подстричь их поскорей.
Нужно умываться по утрам
Да еще по вечерам.
Чисто вымою я уши —
Будут уши лучше слушать.
Почему блестят глаза?
С мылом умывался я.
Мне нужна еще сноровка,
Чтобы чистить зубки ловко.
Любят волосы расческу,
Хороша моя прическа.
***
Чище мой ручки, воды не жалей.
Будут ладошки снега белей.
***
Я сегодня утром рано
Умывалась из-под крана.
Я сама теперь умею
Вымыть личико и шею.
***
Буль, буль, буль, карасики.
Купаем Катю в тазике.
Рядом с Катей лягушата,
Рыбки, утка и утята.
***
Кто тут будет купаться – куп-куп,
В водичке плескаться – хлюп-хлюп?
В ванну быстро прыгай – прыг-прыг,
В ванне ножкой дрыгай – дрыг-дрыг!
Будет мыло пениться,
Вся грязь куда-то денется.
***
Ах, водичка-вода!
Будем чистыми всегда!
Брызги — вправо, брызги — влево!
Мокрым стало наше тело!
Полотенчиком пушистым
Вытремся мы очень быстро!
***
Кран, Откройся!
Нос, Умойся!
Мойтесь Сразу,
Оба Глаза!
Мойтесь, Уши,
Мойся, Шейка!
Шейка, мойся
Хорошенько!
Мойся, Мойся,
Обливайся!
Грязь, Смывайся!
Грязь, Смывайся!
***
Чистим-чистим трубочиста —
чисто-чисто, чисто-чисто.
Будет-будет трубочист
чист-чист, чист-чист.
***
Зеркало любит
Чистые лица.
Зеркало скажет:
— Надо умыться.
Зеркало охнет:
— Где же гребенка?
Что же она
Не причешет ребенка?
Зеркало даже
Темнеет от страха,
Если в него
Поглядится неряха!
***
Ай, ладушки-лады
Мы не боимся воды,
Мы чисто умываемся,
И маме улыбаемся.
Знаем-знаем, да-да-да
Где ты спряталась, вода!
Выходи, беги водица,
Настенька пришла умыться!
Лейся, лейся на ладошку
Понемножку, понемножку.
Вода-водичка лей- посмелей,
Насте умываться веселей!
***
Водичка, водичка,
Умой Кате личико,
Чтобы Катины глазки заблестели,
Чтобы Катины щёчки порозовели,
Чтобы Катины губки улыбались,
Чтобы Катины зубки кусались.
***
Зайчишки, зайчата,
Мылись вы, ребята?
Мыли лапки? Мыли!
Мыли ушки? Мыли!
Мыли хвостик? Мыли!
И теперь вы чистые
Ускользает, как живое,
но не выпущу его я,
Дело ясное вполне:
пусть отмоет руки мне.
(Мыло)
Мама что-то приуныла…
Я стащил у папы мыло!
Эта пена – просто чудо!
И взялась из неоткуда!
Мама Милу мылом мыла.
Не жалела мама мыла.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила.
Н. Зубарева
Мыло прыгает, как блошка,
Р-раз – и нет его в ладошках.
Из-за этого мне, братцы,
Очень трудно умываться!
Мышка мыла мылом нос,
Мыла уши, мыла хвост.
Мыла так, что стала белой,
И от счастья мыло съела!
Всюду пена, пар и брызги,
Смех и радостные визги,
В мыле вся моя семья,
Хоть купаюсь только Я!
Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Танечка,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится.
Танечка помоется,
Причешется, оденется.
Ворона мыла вороненка,
А вороненок плакал громко -
Ему в глаза попало мыло,
А мама мылила и мыла.
Известно всем, что вороненок
Черней чем ночь еще с пеленок.
Ворона так и не смогла
Отмыть сыночка добела.
М. Новицкая
Все микробы и бациллы
Как огня боятся мыла.
Нужно ручки с мылом мыть,
Чтоб здоровенькими быть.
Знают дети все вокруг:
Мыло – наш надёжный друг!
Н. Радченко
Я один у мамы сын,
Нет у мамы дочки!
Надо маме мне помочь
Постирать платочки.
Мыло пениться в корыте,
Я стираю, посмотрите!
В. Бредихин
Солнце в форточку в ванну попало,
Мыло с мочалкой оно увидало.
Решило умыться, смыть все веснушки,
Мылом потёрло щёчки и ушки.
Мыло рыдает, глаз пальчиком трёт,
Скоро ли солнышко дальше уйдёт,
Солнце смеётся мылу в ответ,
На небо смотри - тучек то нет.
Для чего нам нужно мыло
И прозрачная водица?
Чтобы Таня руки мыла,
Чтоб могла она умыться!
Мылим, мылим руки, чтобы
Испугались все микробы,
Чтобы Таня не болела,
Чтобы чистой стала кожа.
Пухнет мыло пеной белой,
Так на облако похоже,
И смывается водой.
Потому что очень важно
(Пусть запомнит это каждый)
Руки мыть перед едой!
Л. Гржибовская
Мочалка молчала,
А мыло заныло,
Мол, чешется спинка,
Живот и бока.
Пищало, кричало,
И ныло, и выло,
Мочалку просило:
«Потрите слегка».
Мочалка молчала
И не отвечала,
Но мыло Все ныло и ныло,
И вот:
Потёрла мочалка,
Робея сначала,
Унылому мылу
Бока и живот.
Потом, всё смелея,
Потёрла сильнее,
И тёрла, и тёрла, и тёрла
Пока
Из крана водица
Вдруг пену не смыла:
Пропали у мыла
Живот и бока.
С тех пор это мыло
Не ныло уныло,
С водой не дружило,
И если не врут,
Совсем никого
Ни о чём не просило.
Ведь боязно было,
Что напрочь сотрут.
И. Александрова
Мыло доблестно трудилось
Осень, зиму и весну.
Гору чашек перемыло,
И кастрюлю - не одну!
"Надоели вилки-ложки,
Шеи-спины-животы,
Я хочу нырять в окошки,
Перепрыгивать кусты!
Летом отпуск всем положен,
Отдохнуть мне нужно тоже.
Я не месяц, целых три
Буду делать пу-зЫ-РИ!"
В ванне
Любо плавать Ване
В белом море – в ванне.
Только вот обидно –
Берега не видно.
Видимость пропала,
Мыло в глаз попало…
Вода и мыло
- Грязнуля ты!
На лбу твоем чернила! –
Воскликнула Вода,
Увидев Мыло.
– Да, – Мыло говорит, –
Я это знаю,
Зато других от грязи
Я спасаю!
НОД Нетрадиционное рисование с использованием пены, гуаши и поролона «Мыльные пузыри»
Цель: Развивать творческое мышление, мелкую моторику рук, интерес к нетрадиционному рисованию красками.
Дети совместно с воспитателем разводят краски мылом, вспенивают губкой и рисуют цветной пеной.
Вывод – пеной можно рисовать.
«Развитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
(Консультация для родителей)
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание — основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
А вот как они это будут делать — зависит от того, что малышам заложили с самого раннего детства сначала родители, а затем воспитатели в детском саду. И чем ярче и интереснее будут впечатления от обучения непростым для малышей навыкам, тем быстрее они им запомнятся, тем приятнее их будет выполнять и совершенствовать день ото дня.
В группу приходят очень разные малыши. Кто-то из них самостоятельно пользуется туалетом, а кто-то категорически отказывается с ним дружить, некоторые детки вовсю едят ложкой, другие же приучены только к кормлению родными; а некоторые с большим удовольствием копаются в своей тарелке руками. Почему же так происходит?
Самые первые представления о культурно—гигиенических навыках ребенок получает именно в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с пеленок.
Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Малыша сразу надо приучать к активному участию в процессе еды. Ребенка старше полутора лет желательно кормить за столом. В этом возрасте необходимо следить за тем, чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей.
Помимо этого необходимо воспитывать и закреплять у детей и другие навыки: следить, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались носовым платком.
При одевании и раздевании также необходимо давать возможность детям в какой-то степени действовать самостоятельно.
Одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском саду и дома, приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек.
В группе нужно привить такие полезные привычки, как мытье рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком, умение правильно держать ложку. К двум годам малыш может научиться умываться и причесываться, снять шапочку или носочки, вытирать рот салфеткой после еды и сморкаться в носовой платочек.
На первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука — освоение и применение культурно-гигиенических навыков.
Ежедневно выполняя эти задачи, необходимо закреплять умение перед едой брать стул и садиться за обеденный стол на одно и то же место, правильно держать ложку, аккуратно пить из чашки. Обязательно нужно учить малышей по окончании еды, вставая из-за стола, благодарить взрослых.
С первого дня пребывания детей в группе необходимо начинать работу по воспитанию навыков одевания (раздевания) : учить снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку. Также необходимо не только учить детей самостоятельно одеваться, но и быть аккуратными.
У детей всегда есть желание самим расстегивать пуговицы и молнии, но нет умения. Этому их можно учить вечером во время игр: «Матрешке надень фартук», «Застегни пуговицы», «Достань из корзинки». Справиться с пуговицами и «молниями» помогут и игровые элементы.
То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков. Это качество необходимо развивать, время от времени играя с малышами с некрупными предметами, вроде счетных палочек или рисуя в альбоме.
Из практики воспитателя видно, что очень сложно научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Подготовку к умыванию необходимо начинать в группе : дети засучивают рукава, как показывает воспитатель, и объяснять, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит».
Обучая детей умыванию, нужно проводить дидактические игры: «Катя умывается», «Миша в гостях у Маши».
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения можно использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей : прямое обучение, показ кукольного театра, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.