Получи документы

Проект «В гостях у сказки» для второй младшей группы

Екатерина Лукьянчикова
Проект «В гостях у сказки» для второй младшей группы

ПРОЕКТ

«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Автор :

Лукьянчикова Екатерина Николаевна воспитатель высшей квалификационной категории

Обнинск, 2023

Информационная карта проекта

Проблема

В последнее время общество все чаще соприкасается с общедоступными источниками для получения различной информации. Все чаще можно увидеть, как взрослое население читает различную литературу с помощью электронных устройств. В сложившейся ситуации, прежде всего, страдают дети, т. к. в семье чаще всего отсутствует живое чтение книг в слух. У детей отсутствует интерес к чтению книг. В связи с этим возникает проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.

Публикация «Проект „В гостях у сказки“ для второй младшей группы» размещена в разделах

Педагогическая ценность народных сказок чрезвычайно велика. В народных сказках встречаются образы злого или простовато-глуповатого волка, трусливого зайца-хвастуна, медведя-увальня, лукавой кокетливой лисы, воинственного петуха и т. д.

Народные сказки несут в себе народную мудрость. Они вырабатывают у детей не только отрицательное отношение к злу и несправедливости, но и учат их быть храбрыми, добрыми, отзывчивыми. Сказка помогает детям принимать на себя образ героев в играх. Они с удовольствием превращаются в веселого зайку, в злого волка, в хитрую лису и т. п. С помощью инсценирования сказок у детей накапливаются яркие и четкие зрительные впечатления, возникают эмоции, активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь, ее грамматический строй, формируется творческая активность. Сказки ненавязчиво учат ребенка оценивать дела и поступки людей, помогая понять что хорошо, а что плохо. На основе народных сказок возникли литературные авторские сказки. В них часто переплетаются элементы сказок о животных, бытовых и волшебных сказок.

Определяющей позицией моей работы является отношение к художественной литературе, как к культурной ценности устного народного творчества, с помощью которого можно легко установить эмоциональный контакт с ребенком.

Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно с народных сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.

Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития интереса у детей к русским народным сказкам.

Можно предположить, что чтение русских народных сказок, дидактические игры, и театрализованная деятельность являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, что способствует развитию интереса у детей к русским народным сказкам.

Цель проекта : развитие интереса у детей к русским народным сказкам

Вид проекта : творческий, ролево - игровой.

Время проведения: 11.10.2023г. - 25.10.2023г.

Участники проекта : дети второй младшей группы, родители, воспитатель.

Способ осуществления проекта : внутри ДОО в контакте с семьёй.

Образовательные области:

- художественно-эстетическое развитие

- познавательное развитие

- социально – коммуникативное развитие

Задачи проекта :

Образовательные:

- создать необходимые условия для знакомства со сказками;

Развивающие:

- развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию;

- стимулировать проявление положительных эмоций при обыгрывании сказок; - способствовать становлению первоначального интереса к культуре своего народа через русские народные сказки;

- развивать навыки взаимодействия.

Воспитывающие:

- поощрять доброжелательное отношение друг к другу, пробуждать интерес к сказкам.

Обеспечение проекта :

Нормативно-правовое:

- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (приказ Миноборнауки России от 17.10.2013г №1155);

- Федеральный закон «Об образовании РФ» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ;

- Конвенция о правах ребенка;

- Основная образовательная программа образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л. Г. Петерсон / Под общей ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. М. : Институт системно-деятельностной педагогики, 2014 – 383 с. 2 изд-е, перераб. и доп.

Материально – техническое:

- магнитофон, фотоаппарат, ноутбук, USB-носитель;

- материалы для продуктивной деятельности.

Учебно-методическое:

- детская художественная литература;

- энциклопедии;

- методическая литература;

- дидактические игры;

- конспекты непосредственно образовательной деятельности и бесед по сказкам;

- диск с мультфильмами по русским народным сказкам.

Этапы реализации проекта :

Подготовительный:

- формулировка цели и задач;

- составление плана реализации проекта «В гостях у сказки»;

- чтение русских народных сказок «Колобок», «Репка»;

- рассматривание иллюстраций в книгах «Русские народные сказки».

Основной:

Дни недели Мероприятия Задачи

1 неделя

Понедельник Рассказывание русской народной сказки «Репка», с показом иллюстраций Развивать у детей эмоциональное восприятие произведения. Формировать умение отвечать на простые вопросы по содержанию сказки.

Вторник Рассказывание сказки детьми с имитацией действий Стимулировать речевую активность в рассказывании с имитацией движений.

Среда Дидактические игры «Мои любимые сказки», «Собери сказку из частей», «Выложи по порядку» Развивать память, внимание, мышление, воображение, умение работать в коллективе.

Четверг Просмотр мультфильма «Репка», использование раскрасок к сказке «Репка» Расширять знания о русских народных сказках; закреплять знания о сказке. Формировать умение аккуратно раскрашивать знакомые сюжеты; вызывать положительный эмоциональный отклик.

Пятница Инсценировка сказки «Репка» Развивать творческие способности детей в процессе инсценирования; формировать интерес к театрализованной деятельности и литературным произведениям. Стимулировать навыки взаимодействия.

2 неделя

Понедельник Рассказывание русской народной сказки «Колобок» с показом иллюстраций Развивать внимание, память, умение сопереживать героям сказки. Воспитывать интерес к русским народным сказкам, желание их слушать и понимать.

Вторник Просмотр мультфильма «Колобок», использование раскрасок к сказке «Колобок» Продолжать вызывать интерес к русским народным сказкам; развивать мелкую моторику рук, творческий потенциал и фантазию детей.

Среда Лепка «Колобок» Развитие творческих способностей через устное народное творчество; воспитывать отзывчивость, желание помочь сказочному герою.

Четверг Дидактические игры «Какого отрывка не хватает?», «Кто тут лишний?», «Из какой сказки Формировать умение строить сериационные ряды, самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

Пятница Инсценировка сказки «Колобок» Формировать умение передавать характерные черты героев сказки с помощью простейших движений, жестов и мимики; развивать речь, имитационные движения; вызывать положительные эмоции; пробуждать интерес к русским народным сказкам.

Работа с родителями:

- беседа с родителями «Знакомство с проектом»;

- дистанционная консультация для родителей по теме: «Роль сказки в жизни ребенка»;

- чтение сказок с детьми дома;

-домашние задания для родителей и детей (на выбор родителей) - изготовление различных видов театра, рисование иллюстраций к сказкам для оформления выставок;

- помощь в пополнении книжного уголка сказками.

Предполагаемые риски:

- отсутствие желания родителей принимать активное участие в проблеме

Пути минимизации риска:

- проведение анкетирования «Приобщение детей к чтению» ( Цель: определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка, получить представления об организации домашнего чтения);

- пригласить родителей на театрализованное представление детей старшего дошкольного возраста;

- наградить родителей благодарственными письмами за активное участие в проекте.

Заключительный этап:

- подведение итогов, анализ ожидаемого результата;

- организация выставка рисунков «В гостях у сказки»;

- организация выставки книг - русских народных сказок.

Предполагаемый результат:

- развитие интереса у детей к русским народным сказкам;

- расширение знаний детей о сказках;

- повышение у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков, активизация словаря; - развитие детского художественного творчества.

Результат реализации проекта :

Проект «В гостях у сказки» позволяет решить проблему и реализовать поставленные задачи:

- у детей возрос интерес к чтению художественной литературы;

- дети знакомятся со сказками;

- дети учились распознавать сказочных героев по иллюстрациям;

- ребята учатся отображать прочитанные произведения в творческих работах;

- увеличилось число родителей, читающих детям;

- повысился уровень мотивации семейного чтения;

-повысилась творческая, игровая и социальная активность при организации самостоятельной деятельности.

- книжная и театрализованная зоны пополнились новыми книгами и различными видами театров.

Таким образом, в результате совместной деятельности (воспитатель, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, учились рассказывать сказки, использовать в игровой деятельности различные виды театров, сопереживать героям.

На выставку творческих работ «В гостях у сказки» были приглашены воспитатели дошкольного учреждения. Родителями была организованна выставка книг в групповой библиотечке.

Можно утверждать, что данный проект способствовал развитию устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повысили степень включённости дошкольника в книжную культуру.

Результаты проекта в виде презентации будут представлены на семинаре - практикуме для педагогов ДОУ, для родителей группы будет представлена инсценировка сказки «Репка».

Список литературы:

1. Акулова, О. В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества. /О. В. Акулова// Воспитание дошкольников – 2000. – №7. – С. 56-63.

2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

3. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. — М. Айрис-пресс, 2008. — 208 с.

4. Петрова Г. М. О достижении воспитательных целей чтения // Начальная школа. - 1990. - № 3. - С. - 16 - 21.

5. Пропп В. Я. Русская сказка. (Собрание трудов В. Я. Проппа). - М., 2000. – 416с.

6. Усачёва И. Волшебные карты, или Джанни Родари учит сочинять сказку // Семья и школа. - 1989. - № 4. - С. 21 - 23.

7. Харченко В. О пользе чтения вслух // Семья и школа. - № 11. - 1984. - С. 53 - 54.

8. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. - Владос, 2001. – 228с.

Публикации по теме:

Конспект НОД во второй младшей группе «В гостях у сказки «Колобок»Конспект НОД во второй младшей группе «В гостях у сказки «Колобок» Цель. Продолжить знакомство с русскими народными сказками и закрепить сказку «Колобок». Задачи. Формировать умение слушать и смотреть.

Конспект театрализованной деятельности во второй младшей группе «В гостях у сказки»Конспект театрализованной деятельности во второй младшей группе «В гостях у сказки» Цели: • Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, • формировать положительное отношение к ней. • Учить детей вовремя.

Конспект развлечения во второй младшей группе «В гостях у сказки» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «В гостях у сказки» для второй младшей группы
Опубликовано: 13 мая 2024 в 20:10
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД