Екатерина Лукьянчикова
Проект «В гостях у сказки» для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
Автор :
Лукьянчикова Екатерина Николаевна воспитатель высшей квалификационной категории
Обнинск, 2023
Информационная карта проекта
Проблема
В последнее время общество все чаще соприкасается с общедоступными источниками для получения различной информации. Все чаще можно увидеть, как взрослое население читает различную литературу с помощью электронных устройств. В сложившейся ситуации, прежде всего, страдают дети, т. к. в семье чаще всего отсутствует живое чтение книг в слух. У детей отсутствует интерес к чтению книг. В связи с этим возникает проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.
Публикация «Проект „В гостях у сказки“ для второй младшей группы» размещена в разделах
Педагогическая ценность народных сказок чрезвычайно велика. В народных сказках встречаются образы злого или простовато-глуповатого волка, трусливого зайца-хвастуна, медведя-увальня, лукавой кокетливой лисы, воинственного петуха и т. д.
Народные сказки несут в себе народную мудрость. Они вырабатывают у детей не только отрицательное отношение к злу и несправедливости, но и учат их быть храбрыми, добрыми, отзывчивыми. Сказка помогает детям принимать на себя образ героев в играх. Они с удовольствием превращаются в веселого зайку, в злого волка, в хитрую лису и т. п. С помощью инсценирования сказок у детей накапливаются яркие и четкие зрительные впечатления, возникают эмоции, активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь, ее грамматический строй, формируется творческая активность. Сказки ненавязчиво учат ребенка оценивать дела и поступки людей, помогая понять что хорошо, а что плохо. На основе народных сказок возникли литературные авторские сказки. В них часто переплетаются элементы сказок о животных, бытовых и волшебных сказок.
Определяющей позицией моей работы является отношение к художественной литературе, как к культурной ценности устного народного творчества, с помощью которого можно легко установить эмоциональный контакт с ребенком.
Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно с народных сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.
Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития интереса у детей к русским народным сказкам.
Можно предположить, что чтение русских народных сказок, дидактические игры, и театрализованная деятельность являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, что способствует развитию интереса у детей к русским народным сказкам.
Цель проекта : развитие интереса у детей к русским народным сказкам
Вид проекта : творческий, ролево - игровой.
Время проведения: 11.10.2023г. - 25.10.2023г.
Участники проекта : дети второй младшей группы, родители, воспитатель.
Способ осуществления проекта : внутри ДОО в контакте с семьёй.
Образовательные области:
- художественно-эстетическое развитие
- познавательное развитие
- социально – коммуникативное развитие
Задачи проекта :
Образовательные:
- создать необходимые условия для знакомства со сказками;
Развивающие:
- развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию;
- стимулировать проявление положительных эмоций при обыгрывании сказок; - способствовать становлению первоначального интереса к культуре своего народа через русские народные сказки;
- развивать навыки взаимодействия.
Воспитывающие:
- поощрять доброжелательное отношение друг к другу, пробуждать интерес к сказкам.
Обеспечение проекта :
Нормативно-правовое:
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (приказ Миноборнауки России от 17.10.2013г №1155);
- Федеральный закон «Об образовании РФ» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ;
- Конвенция о правах ребенка;
- Основная образовательная программа образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л. Г. Петерсон / Под общей ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. М. : Институт системно-деятельностной педагогики, 2014 – 383 с. 2 изд-е, перераб. и доп.
Материально – техническое:
- магнитофон, фотоаппарат, ноутбук, USB-носитель;
- материалы для продуктивной деятельности.
Учебно-методическое:
- детская художественная литература;
- энциклопедии;
- методическая литература;
- дидактические игры;
- конспекты непосредственно образовательной деятельности и бесед по сказкам;
- диск с мультфильмами по русским народным сказкам.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный:
- формулировка цели и задач;
- составление плана реализации проекта «В гостях у сказки»;
- чтение русских народных сказок «Колобок», «Репка»;
- рассматривание иллюстраций в книгах «Русские народные сказки».
Основной:
Дни недели Мероприятия Задачи
1 неделя
Понедельник Рассказывание русской народной сказки «Репка», с показом иллюстраций Развивать у детей эмоциональное восприятие произведения. Формировать умение отвечать на простые вопросы по содержанию сказки.
Вторник Рассказывание сказки детьми с имитацией действий Стимулировать речевую активность в рассказывании с имитацией движений.
Среда Дидактические игры «Мои любимые сказки», «Собери сказку из частей», «Выложи по порядку» Развивать память, внимание, мышление, воображение, умение работать в коллективе.
Четверг Просмотр мультфильма «Репка», использование раскрасок к сказке «Репка» Расширять знания о русских народных сказках; закреплять знания о сказке. Формировать умение аккуратно раскрашивать знакомые сюжеты; вызывать положительный эмоциональный отклик.
Пятница Инсценировка сказки «Репка» Развивать творческие способности детей в процессе инсценирования; формировать интерес к театрализованной деятельности и литературным произведениям. Стимулировать навыки взаимодействия.
2 неделя
Понедельник Рассказывание русской народной сказки «Колобок» с показом иллюстраций Развивать внимание, память, умение сопереживать героям сказки. Воспитывать интерес к русским народным сказкам, желание их слушать и понимать.
Вторник Просмотр мультфильма «Колобок», использование раскрасок к сказке «Колобок» Продолжать вызывать интерес к русским народным сказкам; развивать мелкую моторику рук, творческий потенциал и фантазию детей.
Среда Лепка «Колобок» Развитие творческих способностей через устное народное творчество; воспитывать отзывчивость, желание помочь сказочному герою.
Четверг Дидактические игры «Какого отрывка не хватает?», «Кто тут лишний?», «Из какой сказки?» Формировать умение строить сериационные ряды, самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
Пятница Инсценировка сказки «Колобок» Формировать умение передавать характерные черты героев сказки с помощью простейших движений, жестов и мимики; развивать речь, имитационные движения; вызывать положительные эмоции; пробуждать интерес к русским народным сказкам.
Работа с родителями:
- беседа с родителями «Знакомство с проектом»;
- дистанционная консультация для родителей по теме: «Роль сказки в жизни ребенка»;
- чтение сказок с детьми дома;
-домашние задания для родителей и детей (на выбор родителей) - изготовление различных видов театра, рисование иллюстраций к сказкам для оформления выставок;
- помощь в пополнении книжного уголка сказками.
Предполагаемые риски:
- отсутствие желания родителей принимать активное участие в проблеме
Пути минимизации риска:
- проведение анкетирования «Приобщение детей к чтению» ( Цель: определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка, получить представления об организации домашнего чтения);
- пригласить родителей на театрализованное представление детей старшего дошкольного возраста;
- наградить родителей благодарственными письмами за активное участие в проекте.
Заключительный этап:
- подведение итогов, анализ ожидаемого результата;
- организация выставка рисунков «В гостях у сказки»;
- организация выставки книг - русских народных сказок.
Предполагаемый результат:
- развитие интереса у детей к русским народным сказкам;
- расширение знаний детей о сказках;
- повышение у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков, активизация словаря; - развитие детского художественного творчества.
Результат реализации проекта :
Проект «В гостях у сказки» позволяет решить проблему и реализовать поставленные задачи:
- у детей возрос интерес к чтению художественной литературы;
- дети знакомятся со сказками;
- дети учились распознавать сказочных героев по иллюстрациям;
- ребята учатся отображать прочитанные произведения в творческих работах;
- увеличилось число родителей, читающих детям;
- повысился уровень мотивации семейного чтения;
-повысилась творческая, игровая и социальная активность при организации самостоятельной деятельности.
- книжная и театрализованная зоны пополнились новыми книгами и различными видами театров.
Таким образом, в результате совместной деятельности (воспитатель, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, учились рассказывать сказки, использовать в игровой деятельности различные виды театров, сопереживать героям.
На выставку творческих работ «В гостях у сказки» были приглашены воспитатели дошкольного учреждения. Родителями была организованна выставка книг в групповой библиотечке.
Можно утверждать, что данный проект способствовал развитию устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повысили степень включённости дошкольника в книжную культуру.
Результаты проекта в виде презентации будут представлены на семинаре - практикуме для педагогов ДОУ, для родителей группы будет представлена инсценировка сказки «Репка».
Список литературы:
1. Акулова, О. В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества. /О. В. Акулова// Воспитание дошкольников – 2000. – №7. – С. 56-63.
2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
3. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. — М. Айрис-пресс, 2008. — 208 с.
4. Петрова Г. М. О достижении воспитательных целей чтения // Начальная школа. - 1990. - № 3. - С. - 16 - 21.
5. Пропп В. Я. Русская сказка. (Собрание трудов В. Я. Проппа). - М., 2000. – 416с.
6. Усачёва И. Волшебные карты, или Джанни Родари учит сочинять сказку // Семья и школа. - 1989. - № 4. - С. 21 - 23.
7. Харченко В. О пользе чтения вслух // Семья и школа. - № 11. - 1984. - С. 53 - 54.
8. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. - Владос, 2001. – 228с.