Ольга Титова
Проект «В гостях у сказки»
Тип проекта : информационно-творческий, игровой.
Сроки реализации: 19.12.2022 – 23.12.2022
Участники проекта : воспитатели, дети, родители
Актуальность:
Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.
Публикация «Проект „В гостях у сказки“» размещена в разделах
В наше время дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души.
Духовно - нравственное воспитание, развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка, его духовно - нравственном воспитании.
А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.
Детские сказки расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Огромной любовью пользуется у детей сказка. Она входит в жизнь ребенка с самого раннего детства, и остается в памяти на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с окружающим миром, с миром человеческих взаимоотношений. Дети узнают сказки, анализируют взаимоотношения между героями. Учатся сопереживать герою, отождествляясь с ним, думая, как нужно поступить в трудной ситуации. Обсуждая поступки героев, можно способствовать развитию воображения, мышления. Это учит детей рассуждать, осмыслять правила поведения между людьми в обществе. Играя в сказку, устраняются проблемы в речи, расширяется словарный запас, совершенствуется лексико-грамматическая структура, связная речь.
Сказка решает вопросы духовно – нравственного воспитания детей. Через сказку они выражают своё отношение к поступкам героев. Это значит, что обогащается внутренний мир, формируется личность ребенка через доброту в сказках.
Цель проекта :
Создание условий для духовно – нравственного развития ребёнка, путём приобщения к сказкам.
Приобщение детей к высокохудожественной литературе.
Привитие интереса к театральной деятельности.
Обогащение знаний детей о прочитанных сказках,
Воспитание любви к русским народным сказкам и их героям.
Задачи проекта :
- Укреплять духовно – нравственного воспитания личности детей.
- Развивать способности детей видеть хорошее и плохое в сказках и жизни, умение делать правильный выбор.
- Содействовать развитию познавательной сферы детей, речевому развитию, обогащению словаря, связной речи.
- Формировать эмоционально – ценностное отношение к произведениям литературы и искусства.
- Развивать художественно – эстетические способности в творческих работах, в театрализованной деятельности.
- Обогащать детско–родительские отношения.
Интеграция с другими образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Педагогические технологии: здоровье сберегающие, технология развивающего обучения, метод проектов, технология коллективного способа обучения, игровая технология, технология интегрированного занятия.
Виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, художественно-эстетическая, восприятие художественной литературы.
Продукт совместной деятельности: создание альбома иллюстраций к сказкам.
Прогнозируемый результат:
- Развитие духовно – нравственной личности ребёнка, как активного участника проекта.
- Развитие коммуникативных навыков детей.
- Познание окружающего мира посредством литературы и искусства.
- Развитие творческого потенциала ребёнка.
Этапы реализации проекта
Этапы и сроки реализации Деятельность педагога Совместная деятельность детей и взрослого
Самостоятельная деятельность детей Работа с родителями
Организационный Изучение методической литературы по теме.
Подбор материала: наглядно-дидактических пособий, атрибутов для игр- драматизаций, настольного и игрового театра. Оформление книжного уголка.
Принимают задачи, систематизируют информацию. Вызвать у ребят желание участвовать в проекте. Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта
Практический Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребенка разных образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта Чтение сказок, иллюстрирование, рассматривание картин, отгадывание загадок, игровая и театрализованная деятельность Консультация «Роль сказки в жизни ребёнка», опрос «Какие сказки читаете детям?»
Итоговый Совершенствование качества воспитательно-образовательного процесса путем интеграции разных направлений У ребят расширились представления о многообразии сказок, их особенностях и отличии от других жанров. Проект способствовал развитию коммуникативных навыков, творческого потенциала детей. Создание альбома иллюстраций к сказкам
Мероприятия по реализации проекта
Образовательные области Содержание
Речевое развитие Пересказы сказок (по сюжетным картинкам, творческое рассказывание «Придумай окончание сказки». Словотворчество «Сочини свою сказку». Чтение сказок А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке». Отгадывание загадок о сказочных героях.
Социально-коммуникативное развитие Творческое рассказывание : «Назови злых и добрых героев сказок». Музыкальная игра «Теремок», театрализация сказки «Гуси – лебеди». Викторины по сказкам К. Чуковского, Г. -Х. Андерсена, А. С. Пушкина.
Театрализованные игры: Игра – драматизация «Теремок», «Двенадцать месяцев», «Колобок». Настольный театр «Кот в сапогах»», «Заюшкина избушка».
Познавательное развитие Знакомство с русскими народными сказками, сказками русских и зарубежных писателей.
Беседы по содержанию прочитанных сказок.
Рассматривание репродукций художников к сказкам
Просмотр книжной выставки «В гостях у сказки»
(в рамках темы недели).
Дидактические игры: «Любимые сказки»,
«Узнай, из какой сказки?», «Кто лишний?», лото
«Герои русских сказок», «Собери сказку» (разрезные картинки).
Художественно-эстетическое развитие Рисование не тему русских народных сказок, по сказкам А. С. Пушкина.
Оригами по сказке «Рукавичка».
Физическое развитие Подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Два мороза», «Хитрая лиса»