Галина Авилова
Проект в ДОУ «Кто летает и поет — с нами рядышком живет»
Проект
«Кто летает и поет- с нами рядышком живет»
Вид проекта (познавательно- творческий)
По кол. уч-ов (групповой)
Возр. группа (старшая группа компенсирующей направленности №9)
Длительность (краткосрочный с 15.03.21- 01.04.21)
Паспорт проекта
Актуальность
Публикация «Проект в ДОУ „Кто летает и поет — с нами рядышком живет“» размещена в разделах
В беседах с детьми проблема нехватки знаний об окружающем мире, в частности о мире птиц, об их жизнедеятельности, повадках, привычках является актуальной. Не все дети знают о зимующих и перелетных птицах, какую пользу они приносят, как строят гнезда. Таким образом, у детей возникает множество вопросов.
Дети интересуются: почему одни птицы остаются зимовать, а другие улетают на юг; как помочь зимующим птицам пережить холодную зиму в городе. Нравственный аспект проблемы актуален с раннего возраста ребенка. Взаимодействие маленького человека с природой происходит с юных лет. Именно в этом возрасте закладывается любовь ко всему живому, бережное отношение к «братьям нашим меньшим».
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо, чтобы ребенок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку.
Проблема : Почему птицы летают? Почему у водоплавающих птиц не намокают перья? Нужна ли помощь птицам весной? Сможем ли мы помочь птицам весной?
Цель : расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.
Задачи исследования :
1. Изучить внешний вид птиц, особенности и образ их жизни в природных и домашних условиях.
2. Установить какие птицы живут у нас в крае и почему?
3. Выяснить, где птицам живется лучше.
4. Провести эксперимент и узнать, почему птицы летают и почему у водоплавающих птиц не намокают перья.
5. Провести праздник птиц.
Формы работы
• непосредственная образовательная деятельность;
• наблюдения в природе;
• чтение художественной литературы;
• рассматривание и изучение иллюстрационных материалов;
• игровая деятельность;
• проведение ситуативных бесед;
• продуктивная деятельность (рисование, оригами);
• музыкально – ритмические движения;
• заучивание стихов, песен;
Методы
• наблюдения;
• беседы;
• сбор информации;
• работа с литературой;
• обработка собранной информации;
• творческая работа.
• эксперимент
Конечный продукт: праздник птиц.
План работы
Дата Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование предметно- развивающей среды
15.03 Беседа с мультимедийной презентацией «Такие разные птицы».
Рассматривание иллюстраций о птицах. Рассказы детей из личного опыта «Мне нравятся птицы», «Моя любимая птица». Видеоролик о птицах.
Энциклопедия «Птицы».
Карточки для игры.
16.03 Игра «Назови птиц ласково».
Загадки о птицах.
Беседа:
«Какую пользу приносят птицы»
«Как кукушка подкидывает яйца»
Рисуем вместе с детьми: «Кто весной к нам прилетел». Мячик для игры, карточки с загадками и картинками птиц.
Видеоролик «Как кукушка подкидывает яйца»
17.03 Мастер класс «Птичка оригами» Беседа с родителями «Встретим птиц весной», «Построим скворечники» Бумага для конструирования.
18.03 Наблюдение за птицами на прогулке
Д/и. «Собери птичку». Разрезные картинки птиц.
19.03 Подвижная игра «Перелёт птиц».
Игра с мячом «Мамы птицы и детеныши» Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц» Маски – шапки птиц для детей.
22. 03 Чтение художественной литературы: В. Бианки «Птичий календарь», Г. Скребицкий «Крылатые соседи» Наблюдение с детьми за птицами дома: какие птицы живут у нас дома? Книги о птицах.
23.03 Д. и «Найди птицу по силуэту».
Прослушивание аудиозаписей с голосами птиц;
Дидактическая игра на липучках.
Аудиозапись птичьих голосов.
24.03 Эксперименты
«Почему птицы летают?» ; «Почему у водоплавающих птиц не намокают перья?» Привлечь родителей к заучиванию стихов для детей к празднику птиц. Перья птиц
(утиные, гусиные, подсолнечное масло, весы.
25. 03 Подвижные игры: «Птички в гнездышках»"Коршун и куропатка", «Кот и воробушки»
Маски птиц и кота на голову.
26.03 Раскрашивание птиц в раскрасках Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о птицах; Раскраски птиц
30.03 М. п игра «Птицы»(на слух);
Коллективная творческая работа «Добро пожаловать, птицы» Шаблоны птиц
31.03 Музыкальное развлечение «Праздник птиц» (совместно с музыкальным руководителем) Маски для игры
1.04 Написание проекта, портфолио проекта. Фотографии для отчета.
Беседа с мультимедийной презентацией «Такие разные птицы».
Задачи: показать детям все многообразие птиц нашего края, заинтересовать дальнейшей работой по проекту.
Подвижная игра «Совушка», «Кот и воробушки»
Задачи : развитие быстроты реакции, равновесия, способности детей к звукоподражанию.
Дидактическая игра «Найди птицу по силуэту».
Задачи : развивать умение различать птиц по силуэту; расширить словарный запас детей.
Мастер класс «Птичка- оригами»
Задачи: Закреплять навыки складывания птицы, развивать пространственное мышление, умение работать с бумагой.
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий.
В реализации проектной деятельности дети научились:
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- наблюдать;
- проводить эксперимент;
- делать выводы и умозаключения.
Считаем, что задачи, поставленные перед началом проекта, выполнены, дети узнали много нового о птицах, умеют отличать птиц по описанию, знают, какие птицы живут у нас в крае, знают правила поведения в природе при обращении с птицами и в ходе экспериментальной деятельности узнали необычные способности водоплавающих птиц.