Светлана Захарьева
Проект «Урожайная осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : исследовательско - творческий.
Продолжительность:2 месяца.
Сроки проведения: 01.10.2018г. по 30.11.2018 г.
Участники проекта : дети, учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, психолог, инструктор по физкультуре, родители.
Возраст детей: 5 — 7 лет.
Цель проекта :
• Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Урожайная осень».
Публикация «Проект „Урожайная осень“» размещена в разделах
- Дары осени, урожай. Проекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Урожай
- Темочки
• Расширять представления детей об осени, как времени года, и об осеннем урожае в садах и огородах.
Задачи:
1. Формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными явлениями и объектами.
2. Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира.
3. Систематизировать знания детей по теме «Осень».
4. Формировать лексико-грамматические категории.
5. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения.
6. Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас.
7. Развивать связную речь.
8. Развивать восприятие, художественно-творческие способности, эстетические чувства.
9. Показать знания детей, полученные в различных видах деятельности.
Актуальность проекта :
В образовательном процессе логопедической группы предусматривается глубокое знание объектов осени. А частое наблюдение за изменением в природе явлений и объектов, происходящих осенью в качестве бесед для детей данного возраста, становится простым и обыденным.
А ведь существует масса простых явлений, которые можно увидеть не только на прогулке, но и в прочтении художественной литературы и просмотре видео, возможность попробовать на вкус осеннего урожая (овощей, фруктов и ягод, в показах репродукций знаменитых художников через мультимедиа в презентациях, что намного эффективнее остаётся у детей в памяти, так как задействованы все виды восприятия.
Знакомясь и исследуя объекты осенней природы, дети понимают красоту осени и воспринимают осеннюю природу, как нечто волшебное и неповторимое. Учатся рассказывать об увиденных и изученных предметах.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы развиваем познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формируем навыки сотрудничества детей и взрослых, практические умения. Зачастую погода в данное время года не позволяет показать детям то или иное действие объекта на прогулке. И тогда приходит на помощь ознакомление с художественной литературой и изобразительным творчеством при помощи мультимедиа. Что требует большой подготовки и специального оборудования, и на воспитателя ложится большой груз при подготовке материала, но это как нельзя лучше развивает мышление ребенка, его память и наблюдательность, дает первые представления об осенних явлениях, происходящих вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы.
Незаменимыми помощниками в познании окружающего мира являются родители. Их совместная деятельность с детьми сближает и объединяет их. Приносит радость и помогает родителям лучше понимать своих детей.
Образовательная область:
• Коммуникация
• Познание
• Социализация
• Чтение художественной литературы
• Художественное творчество
• Труд
• Музыка
• Здоровье
Обеспечение:
• Подбор иллюстраций и картин.
• Детская литература.
• Настольно-печатные игры.
• Папки-передвижки для родителей
• Смарт доска
• Создание тематических презентаций
• Натуральные фрукты, овощи, ягоды, листья…
Продукт проекта :
• Выставка рисунков «Осень», «Натюрморт».
• Пластилинография «Осеннее дерево»
• Конкурс чтецов «Поэтическая осень»
• Систематизированный материал по теме «Осень» — (папка).
• Выставка поделок из даров осени «Сделаем сами своими руками»
• Спортивное развлечение «Осенние старты»
• Блок занятий с педагогом – психологом по теме «Осень»
• Музыкальный праздник «Разноцветная осень».
Этапы проекта :
1 этап. Подготовительный
• Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.
• Подбор материалов для реализации проекта.
• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
• Изготовление наглядных пособий.
• Создание тематических презентаций.
• Беседы с родителями.
2 этап. Основной (практический).
• Накопление знаний и их систематизация по теме проекта.
• Обогащение и активизация словаря по темам «осень», «овощи», «фрукты», «ягоды», «грибы», «деревья».
• Самостоятельное составление рассказа детьми об осени.
3 этап. Заключительный.
• Выставка рисунков «Осень», «Натюрморт».
• Пластилинография «Осеннее дерево».
• Выставка поделок из даров осени «Сделаем сами своими руками».
• Конкурс чтецов «Поэтическая осень»
• Музыкальное развлечение «Разноцветная осень».
Обсуждение итогов и анализ работы.
Реализация проекта :
Образовательная область: «Социализация».
• Сюжетно-ролевые игры:
— «Овощной магазин».
Цель: Закрепление знаний об овощах, фруктах и ягодах продолжать знакомство с профессией продавца, воспитывать дружеские взаимоотношения. Развивать связную речь.
- «Осенние поварята».
Цель: Закрепление знаний об овощах, фруктах и ягодах продолжать знакомство с профессией повара. Учить образовывать притяжательные прилагательные и согласовывать слова в предложении. Развивать связную речь.
• Подвижные игры:
Цель: совершенствовать двигательные навыки, развивать общую моторику, согласовывая с речью.
— «Листопад»,
— «Огородник»,
— «Пугало»,
— «Репка».
• Дидактические игры:
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. Развитие связной речи
— «Чудесный мешочек» (муляжи овощей и фруктов)
— «Что растет на грядке?», «Что растет на дереве?»
— «Собираем урожай»
— «С чьей ветки детки?»
— «С какого дерева листок?»
— «Четвёртый лишний» — (ягоды, овощи, фрукты).
- «Съедобное - несъедобное» (ягоды, грибы)
Образовательная область: «Чтение художественной литературы».
• Пословицы, поговорки и загадки об осени.
Чтение рассказов и сказок (Даль Владимир Иванович «Война грибов с ягодами»,
В. Сутеев «Бабушкин огород», «Под грибом», «Живые грибы» В. Катаев «Грибы».) и заучивание стихотворений об осени и её дарах.
Образовательная область: «Коммуникация».
• Подборка иллюстраций о золотой осени рассматривание и обсуждение их.
• Рассматривание и обсуждение тематических презентаций
• Рассматривание картин И. Левитан «Золотая осень», И. С. Остроухов «Золотая осень»
• Рассматривание и составление рассказов по сюжетным рисункам «Работа на участке», «Уборка урожая в поле», «Дети собирают грибы».
• Составление детских рассказов по темам: «Наш участок осенью», «Осенний лес», «Листопад».
• Пересказ прочитанных произведений по сюжетным картинкам
• Беседы об осени, о съедобных и ядовитых грибах, об овощах, фруктах и ягодах.
Образовательная область: «Познание».
• Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе:
— Наблюдения за сезонными изменения природы во время прогулок (за солнцем, небом, ветром, осенним дождём, листопадом, клумбой, деревьями и т. д.)
Цель: Закрепить знания о взаимосвязи живой и неживой природе. Учить выделять изменения в природе.
— Наблюдения за красотой и богатством осеннего леса, парка, двора (золотые краски осени)
Цель: Закрепить название деревьев, отметить, какие изменения произошли с деревьями. Развивать мышление, речь.
— Наблюдения за овощами, фруктами, ягодами и грибами
Цель: Расширить представления об овощах, фруктах, ягодах и грибах, развивать память мышление, речь.
— Наблюдения за перелетными птицами
Цель: Расширить представления о птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода. Воспитывать любовь и заботу о птицах.
Образовательная область: «Художественное творчество».
• Рисование «Осень», «Натюрморт»
• Пластилинография «Осеннее дерево»
• Выставка поделок из даров осени «Сделаем сами своими руками»
Образовательная область: «Музыка».
• Разучивание песен, танцев;
• Прослушивание «осенних» мелодий;
• Разучивание музыкально – подвижных игр на осеннюю тематику.
Образовательная область: «Труд».
• Сбор природного материала на прогулке (семена цветов, листочков для поделок).
Образовательная область: «Здоровье».
Спортивное развлечение «Осенние старты»
• Коррекционная логопедическая работа:
1. Развитие мышц артикуляционного аппарата. (Упражнения для губ и щек, языка).
Цель: Развивать моторную функцию органов артикуляции.
2. Развитие речевого дыхания. Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. (Дыхательные упражнения).
Цель: Формирование навыков правильного речевого дыхания.
3. Развитие мелкой моторики, графических навыков (Пальчиковые игры, штриховка, обводка).
Цель: Развивать мышцы пальцев рук, графические навыки.
4. Развитие лексики. (Речевые игры).
Цель: Обогащать речь детей существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами. Расширить представления о труде взрослых в огородах, в садах, на полях осенью.
5. Развитие грамматического строя речи. (Речевые игры).
Цель: Закрепление в речи детей различных типов окончаний, согласования существительных с числительными, правильного употребления предлогов, образование притяжательных прилагательных.
6. Развитие связной речи.
Цель: обучать составлению рассказов, описательных загадок и пересказов по картинкам Развитие связной речи, формирование навыка диалогической речи, составление рассказов и пересказов. Учить детей произвольно менять силу голоса, развивать тембровую окраску голоса.
7. Логоритмические упражнения. Физминутки.
Цель: Развивать координацию движений с речью.
8. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Цель: обобщение и расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции, ловкости.
Речевые игры
— «4-ый лишний» (лимон, яблоко, лук, ананас)
Цель: Закреплять умение классифицировать предметы, развивать память, мышление.
— «Узнай по описанию» (зелёный, длинный, овальный, растёт на грядке)
Цель: Закреплять умение узнавать предмет по описанию, развивать мышление, память.
— «Подбери признак» (осень, какая? – тёплая, холодная, золотая, дождливая, поздняя)
Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.
— «Подбери родственные слова» (лес – лесной, лесник, лесничий, лесовик, лесок)
Цель: Учить подбирать родственные слова, обогащать словарь.
— «Расскажи о любимом фрукте (овоще, ягоде)»;
Цель: Закреплять умение составлять описательные рассказы.
— «Один – много» (яблоко -яблок)
Цель: Учить согласовывать существительные с числительными.
— «Чей лист? Чья ветка?» (у клёна – ветка кленовая, лист кленовый)
Цель: Учить образовывать прилагательные от существительных.
— «Узнай дерево по листу, плоду»
Цель: Учить подбирать листья и плоды к деревьям, развивать память, внимание
— «Съедобный — несъедобный»;
— «Соберём грибы в корзину»
Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.
— «Запомни – положи» (овощи – в миску, а фрукты – в корзинку)
Цель: обогащать словарный запас, развивать память, мышление.
— «Что где растёт?» (картофель – на огороде, груши — в саду)
— «Весёлый повар» (угощение из моркови – морковное, сок из вишни – вишнёвый)
Цель: Образовывать прилагательные от существительных.
— «Из чего приготовлен компот?» (малиновый – из малины)
Цель: Образовывать существительные от прилагательных.
ТЕМЫ НОД
Коммуникация. Чтение художественной литературы
1. Заучивание стихотворения «Солнце землю осмотрело…» В Нестеренко.
2. Заучивание стихотворения «Заунывный ветер гонит…» В. Некрасов.
3. Заучивание стихотворений Т. Плоткиной по картинам
4. Чтение сказок В. И. Даль «Война грибов с ягодами», В. Сутеев «Бабушкин огород», «Под грибом», «Живые грибы»
5. Чтение рассказа В. Катаева «Грибы».
6. Чтение стихотворения А. К. Толстого «Осень! Осыпается наш бедный сад…»
7. «Ранняя осень в стихах русских поэтов и в картине И. И. Левитана»
8. Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарование…», «Уж небо осенью дышало…»
9. Загадки и пословицы об осени.
10. Составление описательных рассказов
13. Сопоставление ранней и поздней осени.
Художественное творчество
Лепка
1. «Корзина с грибами»
2. «Фрукты»
3. «Овощи»
4. Пластилинография «Осеннее дерево»
Рисование
1. «Ветка рябины»
2. «Царство грибов»
3. «Узор из ягод»
4. «Натюрморт»
5. «Осень»
Аппликация
1. "Обрывная аппликация. Осеннее дерево "
2. «Витаминная корзина»
3. «Ветка с осенними листьями»
Познание
1. «Грибы бывают разные»
2. «Ранняя осень»
3. «Труд в саду и на огороде»
4. «Такой разный урожай» — (ягоды, овощи, фрукты)
Музыка
Разучиваие песен:
— «Осень» муз. А Арутюнова, сл. В. Семернина;
— «Моя Россия» муз. Г Струве, сл. Н. Соловьёвой;
— «Журавушка» муз. Г Вихаревой, сл. А Вольского.
Пальчиковые игры:
- «Апельсин»;
— «Разбросала осень листья»;
— «Мелкий дождик моросит»;
- «Капуста»
Русские народные игры:
— «Огородник»;
— «Пугало».
Совместная работа детей с родителями:
• Выставка «Сделаем сами своими руками» — поделки из овощей и природного материала;
• Совместное приготовление еды из «осенних» продуктов.
• Подготовка к конкурсу чтецов «Поэтическая осень»;
• Экскурсии в лес и парк. Наблюдение за изменениями в природе. Составление описательных загадок и рассказов об осенних дарах.
• Спортивное развлечение «Осенние старты».
• Музыкальное развлечение «Разноцветная осень».
Ожидаемые результаты.
Для детей:
Знают и называют:
— большое количество овощей, фруктов, ягод и грибов;
— осенние месяцы, приметы и явления;
— пословицы, поговорки об осени;
- рассказы и сказки об осенних дарах;
- картины «Золотая осень» И. Левитана и И. Остроухова
Дети стали более раскрепощены и самостоятельны;
В свободной деятельности широко применяют пение песен.
Расширились представления об осени, как времени года.
Обогатился и активизировался словарь по теме проекта.
Для педагогов:
Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Для родителей:
Появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.