Оксана Шипицина
Использование инновационных форм работы с семьей. Проект «Навстречу друг другу»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Навстречу друг другу»
Авторы: Шипицина Оксана Валерьевна,
воспитатель;
Давыдова Ольга Николаевна,
социальный педагог
1. Актуальность проекта
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей и детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания.
Публикация «Использование инновационных форм работы с семьей, Проект „Навстречу друг другу“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
Проблема существующих форм взаимодействия с семьей состоит в их чрезмерной регла-ментированности со стороны детского сада. Поэтому необходим пересмотр информационной по-литики детского сада, который должен происходить в сторону увеличения доли участия семьи в образовательном процессе и усилению субъектной позиции родителей в управлении этим процес-сом.
2. Цель проекта
Использование инновационных форм работы с семьей для повышения педагогической ком-петенции родителей и вовлечение их в образовательный процесс детского сада.
3. Задачи проекта
В соответствии с целью можно поставить следующие задачи:
1. Заинтересовать родительскую общественность жизнью детского сада и группы путём ис-пользования инновационных форм взаимодействия (построенные на принципе субъектно-субъектного взаимодействия
2. Повышать уровень доверия родителей к детскому саду и уровень родительской компе-тентности.
3. Содействовать семье в формировании и развитии социальных навыков у детей.
4. организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность МДОУ, как полно-правных участников образовательного процесса.
4. Основное содержание проекта
Участниками проекта являются дети в возрасте 6-7 лет и их родители, а также воспитатели и специалисты ДОУ. По срокам реализации проект является долгосрочным, по типу - коллектив-ный, практический.
Проект «Навстречу друг другу» состоит из 4 этапов:
Подготовительный этап реализуется через анкетирование родителей, которое позволило проанализировать отношение родителей к педагогам группы, способствовало выявлению запро-сов родителей в отношении уровня образованности ребенка, потребностей родителей в дополни-тельных образовательных услугах, по выявлению удовлетворенности со стороны родителей усло-виями воспитания и обучения в ДОУ, а также потребностей родителей в повышении объема и уровня педагогических знаний.
Совместно со специалистами детского сада провели тестирование и диагностику детей. По результатам анкетирования был подготовлен итоговый лист и сделаны выводы о необходимости проведения данной работы.
На организационном этапе провели родительское собрание, на котором был составлен план работы на учебный год, предложены формы и пути реализации.
На практическом этапе реализуются основные мероприятия проекта : создание условий для объединения семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ, родителями и детьми.
Обобщающий этап подразумевает подведение итогов работы и выявление роли взаимо-действия с родителями в воспитательно-образовательном процессе, поиск новых форм сотрудни-чества с семьей. На заключительном этапе использовали методы теоретического анализа и синте-за, обобщения педагогического опыта.
5. Перспективное планирование проекта
Форма проведения Тема мероприятия Цель Ответственные
СЕНТЯБРЬ
«МЫ - ПОДГОТОВИШКИ»
Информационный стенд
«Новый учебный год» Знакомство родителей с го-довыми задачами, режимом работы группы, расписание
НОД и т. д.
Воспитатель
Анкетирование «Детский сад глазами родителей»
(Приложение №1) Адаптирование работы учреждения к потребностям ребёнка.
Воспитатель
Нетрадиционное родительское собрание «Один день из жизни ребенка в детском
саду»
(Приложение № 2) Просвещение родителей в вопросах возрастных осо-бенностей детей
Воспитатель, социальный
педагог
Доска
гласности «Умей сказать многое в немногих словах»
Мнение родителей об услышанном на собрании Воспитатель
Фоторепортаж «Осень идет – добро нам несет»
(Приложение №3) Привлечение родителей к совместному творчеству с детьми. Поделиться с по-мощью фотографий и опи-сательных рассказов впе-чатлениями об осени, осен-них дарах
Воспитатель
Поздравление –
газета от детей и
родителей для всех дошкольных
работников.
«Люди, каждодневно несущие праздник де-тям, теперь отмечают и свой день!» Привлечь родителей и вос-питанников поздравлению работников детского сада. Воспитатель, социальный
педагог
Информационный лист
«История общенационального праздника».
(Приложение № 5) Ознакомление с историей общенационального празд-ника.
Воспитатель, социальный
педагог
ОКТЯБРЬ
«МАСТЕРСКАЯ ДОБРЫХ ДЕЛ»
Папка со статьями
«Бросовый материал нам в помощь!», «Кормушки бывают разные!», «Удобные кормушки для птиц своими руками!» Привлечение внимания ро-дителей к творчеству из бросового материала Воспитатель
Акция «Кормушки своими руками!»
(Приложение №4) Оказать помощь в перези-мовке пернатым друзьям; организовать подкормку зи-мующих птиц. Воспитатель, социальный
педагог
Создание и выставка плакатов «Спасем и сохраним живой мир!» Дать возможность детям и родителям сформировать свою гражданскую позицию по проблеме и оповестить её окружающим в виде плаката. Воспитатель, социальный
педагог
Совместное
мероприятие
«Семейный час»
«Береги природу»!
- рассказывание сочи-нений
-экологические знаки,
-дидактические игры,
-ребусы,
-«Лесные правила»,
-«зверобика» т. д. Сплотить взрослых и детей в желании беречь окружа-ющую природу. Воспитатель, социальный
педагог
НОЯБРЬ
«Великое русское слово»
Папка «Маленький языковед»
«Правильная речь ре-бенка – залог успеш-ного обучения в шко-ле»
(Задания на придумы-вание сравнений, эпи-тетов, синонимов, ан-тонимов, на словоиз-менение, на подбор рифмы к заданному слову). Просвещение родителей в вопросах развития речи де-тей
Воспитатель
Газета
для родителей
«Играем – речь развиваем» Информирование родителей о результатах диагностики речевого развития детей Воспитатель, социальный
педагог
Мастер-класс
в видео-формате «Весёлые пальчики» Приобщить родителей к развитию познавательно – речевых знаний и умений у детей. Развивать желание у каждого родителя решать речевые проблемы своего ребёнка. Воспитатель
Выставка иллю-страций литера-турных героев (ри-сунки детей) «Любимые герои на страницах книг» Воспитывать художествен-но-эстетический вкус, спо-собствовать взаимодей-ствию детского сада и се-мьи. Воспитатель
Праздник поэзии Конкурс чтецов «Поэ-зия доброты»
(творчество А. Барто) Привлечь родителей к игро-вому взаимодействию с детьми. Способствовать их эмоциональному
общению
Воспитатель
ДЕКАБРЬ
«НОВОГОДНИЕ ХЛОПОТЫ»
Оформление группы «Сказка в гости к нам приходит» Вызвать положительное от-ношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготов-ке. Воспитатель
Выставка детско-
родительских работ
«Необычная снежинка» Привлечение родителей
к совместному творчеству с детьми
Воспитатель
Мультипликация
(совместная работа педагога и детей по созданию муль-тфильма)
«Новогодняя история»
Доставить родителям положительные эмоции Воспитатель, социальный
педагог
Новогоднее
представление
«Новый год у ворот» Дать всем почувство-вать свою значимость и необходимость на
совместном празднике. Раз-делить со всеми желание одарить подарками и вни-манием. Воспитатель, музыкальный
руководитель
ЯНВАРЬ
«ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»
Совместный досуг с родителями «Строим вместе наш участок» Укреплять взаимоотношения между родителями и детьми, развивать творческие фанта-зии.
Воспитатель
Устный журнал «Как сделать зим-нюю прогулку при-ятной и полезной?» Дать рекомендации родите-лям по организации зимних прогулок и наблюдений в природе в зимний период Воспитатель
Творческие работы «Как бывало в стари-ну». Посиделки по обычаям и традициям русского народа воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творче-ству, обычаям, традициям, к народным играм; Воспитатель
Недельная кампания
«Место встречи –
наша горка!» Заинтересовать семьи сов-местным отдыхом на зимней площадке детского сада, по-движными, творческими, по-знавательными играми со снегом, цветной водой, льдинками, бросовым мате-риалом, спортинвентарём.
Воспитатель, социальный
педагог
ФЕВРАЛЬ
«ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
Выпуск газеты
«Доброе слово!»
к 23 февраля
Поздравительная га-зета:
- Оформление вы-ставки рисунков «Нашей армии - са-лют!»,
- Загадки о папе.
- Пословицы об ар-мии, смелости, вер-ности.
… и многое другое.
Доставить радость папам сво-ей газетой, в которой много добрых слов, стихов и поже-ланий, рисунков детей!
Воспитывать уважение к за-щитникам, охраняющим мир. Воспитатель, социальный
педагог
Стендовая
информация
«Куликовская битва» «Александр Невский» Обогащение знаний родите-лей о роли личности в исто-рии. Воспитатель, социальный
педагог
Создание макета
«Богатырская
застава» Воспитание культурного, творческого гражданина, спо-собного воспринимать, це-нить, воплощать в своей жиз-ни и жизни социума принци-пы добра и красоты. Воспитатель
Онлайн-викторина
Клуб знатоков исто-рии «Что? Где? Когда?» Обогащение знаний родите-лей по теме
«Богатыри Руси». Воспитатель, социальный
педагог
Смотр-конкурс строевой песни
«Солдатушки, бравы ребятушки» Воспитать патриотизм и лю-бовь к родине
Привлечь пап к ответствен-ному мероприятию с детьми. Дать почувствовать всем теплоту, заботу и важ-ность каждой минуты прове-дённой с ребёнком. Воспитатель, социальный
педагог
МАРТ
«МОЯ МАМА – ЛУЧШЕ ВСЕХ»
Фотовыставка «Мама – солнышко мое!» Цель: установление эмоци-онального контакта между педагогами, родителями, детьми; улучшение детско-родительских отношений. Воспитатель
Консультация
«Аспекты отношений между матерью и ре-бенком» Оказать родителям своевре-менную помощь по интере-сующему вопросу воспита-ния. Воспитатель, социальный
педагог
Дружеская встреча
(совместный игро-вой досуг) “Моя мама – лучше всех” Вовлечение родителей в жизнь группы. Развивать желание проводить активно совместные праздники, вос-питывать сплоченность. Воспитатель, социальный
педагог
АПРЕЛЬ
«УЛЫБНИТЕСЬ ВМЕСТЕ С НАМИ»
День самоуправления
родителей Участие родителей в проведении занятий и режимных моментов Дать возможность родите-лям участвовать в воспита-тельно – образовательном процессе. Воспитывать ува-жение к воспитателям, дет-скому саду, интерес к твор-ческому процессу воспита-ния детей. Воспитатель
Видеоролики
из жизни детей
группы
«Зачем человеку
детство?»
Познакомить родителей со значением периода детства в развитии личности.
Воспитатель,
Социальный педагог
Выставка детско-родительского творчества «Земля – наш общий дом» Привлечение родителей
к совместному творчеству с детьми Воспитатель
МАЙ
«ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
Час общения
«9 мая – День Победы!» Аншлаг городских праздничных меро-приятий.
Время совместного посещения мемориала памяти в городе. Воспитание у детей созна-тельной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совер-шенных в годы Великой Отечественной войны. Воспитатель,
социальный педагог
Подготовка вы-ставки экспози-ции: фотоматери-алов ВОВ «Идет война народная – великая война» Сбор материалов о членах семьи – участниках ВОВ (письма, фотографии и др.) Воспитатель,
социальный педагог
Выставка сов-местных работ де-тей и родителей
«Этих дней не смолк-нет слава!» Привлечение родителей
к совместному творчеству с детьми Воспитатель
Выпускной бал
«До свидания детский сад» Создать обстановку радости для детей и гордости для родителей от того, что дети уже совсем самостоятель-ные, многое знают и готовы пойти учиться в школу Воспитатель, музыкальный руководитель
6. Достигнутые образовательные результаты
Проект завладел вниманием всех участников и поддерживался устойчивый интерес в ходе всей работы, способствовал созданию дружелюбного партнерства, повышению психолого-педагогической культуры, заинтересованностью в получении новых знаний, ведущих к осознан-ному родительству. Наметились изменения во взаимоотношениях в семьях воспитанников, роди-тели с большим пониманием стали относиться к интересам и потребностям своих детей, признали необходимость уважения их мнения. Родители охотнее откликаются на просьбы воспитателей, активно принимают участие в жизни группы, повысилась посещаемость всех мероприятий, проводимых в группе. Часто родители выступают инициаторами и организаторами всех дел детского сада.
Показатели степени включения родителей в деятельность группы:
- сформированность представлений родителей о сфере педагогической деятельности;
- изменение характер вопросов родителей к педагогам, рост их педагогических интересов и знаний;
- владение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей;
- рост посещаемости родителями мероприятий, их активность, участие в конкурсах, досу-гах, праздниках и т. д. ;
- понимание родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе;
- общественное мнение родителей о воспитании детей в детском саду.
7. Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 274-ФЗ «Об образовании в Российской Федера-ции»;
2. Доронова Т. Н., Соловьева Е. В. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. - М. : Линка-Пресс, 2001.
3. Лагутина Н. Ф. Детский сад как открытая развивающая система. //Дошкольное воспи-тание. - 2020. - № 6
4. Осипова Л. Е. Работа ДОУ с семьей. - М. : Скрипторий, 2008.
5. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй. - М: АРКТИ, 2004.
6. Тимофеева М. В. «Система сопровождения родителей». – Волгоград: Учитель, 2009.
7. Интернет-ресурсы.
Список используемой литературы :
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2016 год.
3. А. И. Баркан. Современные родители. Какие они?