Людмила Зубцова
Проект «Улетают птицы» для детей старшей логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей старшей логопедической группы (5-6 лет).
Разработала: учитель-логопед Зубцова Л. А.
Тип проекта : познавательно - речевой
Сроки реализации проекта : краткосрочный (3 недели)
Участники проекта : учитель-логопед, воспитатели Григоренко О. К., Кузина Н. В. дети, родители компенсирующей группы №5
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Улетают птицы“ для детей старшей логопедической группы» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
В своей работе с детьми старшей логопедической группы мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы родного края. Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Наши дети оторваны от природы и ее обитателей, из интернет пространства дети знают гораздо больше о экзотических птицах, чем от тех, кто обитает рядом. На второй план уходит личностное общение, взаимодействие с природой места жительства. У наших воспитанников недостаточно развито экологическое сознание, формирование которого начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. В ходе подготовки и реализации проекта выясняли : недостаточное знание детей о перелётных птицах, проживающих в нашем крае, их образе жизни. Также дети путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому мы решили создать и реализовать проект «Перелетные птицы Донского края».
Цель проекта : Углубить знания детей о перелетных птицах, населяющих наш край, образе жизни и отличительных особенностях, выявить степень их значимости для окружающей природы.
Задачи проекта :
Познавательное развитие:
1. Уточнить знания детей о перелетных птицах, о их внешнем виде, частях тела, отличительных особенностях.
2. Расширить и закрепить представления о жизни перелетных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов, как
3. Закрепить умение распознавать птиц по величине, окраске, издаваемым звукам.
4. Способствовать развитию познавательной активности и формированию желания расширять свой кругозор знаниями о птицах.
Речевое развитие:
1. Способствовать расширению и активизации словаря (закрепить названия птиц, их особенности и качественные характеристики; совершенствовать понимание смысловой стороны речи; учить подбирать слова с противоположным и близким значением).
2. Развивать понимание и использование в речи грамматических средств (учить использовать пространственные предлоги – в, над, под, из; обучать разным способам словообразования с помощью суффиксов, путем слияния двух слов).
3. Развивать связную речь (формировать навыки составления описательного рассказа; развивать умение содержательно пересказывать небольшие тексты; обучать детей разным типам высказывания с компонентами рассуждения; закреплять умение передавать интонационную законченность предложения, правильно передавать интонацию вопроса; совершенствовать выразительность речи).,
Социально-коммуникативное развитие:
1. Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, желание помогать им.
2. Воспитывать эмоционально-позитивное отношение к окружающей действительности, развивать любознательность.
Художественно- эстетическое развитие:
1. Воспитывать интерес к народному творчеству.
2. Воспитывать интерес к художественным произведениям, формировать желание получать необходимые знания о птицах из книг.
Физическое развитие:
1. Способствовать развитию у детей ритмических двигательных навыков.
2. Развивать мелкую моторику.
3. Совершенствовать координацию движений.
Предполагаемый результат :
• Овладение детьми знаниями о перелетных птицах; обогащение пассивного и активного словарного запаса.
• Расширение знаний детей об особенностях перелетных птиц, их роли в жизни человека, развитие у детей познавательного интереса.
• Проявление доброты, заботы, бережного отношения к пернатым друзьям.
• Проявление речевой активности у детей в разных видах деятельности.
• Активное участие родителей в педагогическом процессе ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с педагогами группы.
Этапы проекта :
1 этап: подготовительный.
• Продумать цель проекта.
• Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературы, наглядные пособия, иллюстрационный материал по данной теме, подготовить презентации.
• Подобрать материалы, дидактические пособия, атрибуты для игровой, театрализованной, самостоятельной деятельности детей.
• Работа с родителями: подготовить и разместить в родительском уголке информационную консультацию «Знакомим детей с перелетными птицами».
• Планирование предстоящей работы, разработка мероприятий.
2 этап: основной (содержательный).
На этом этапе проводится вся непосредственная работа по реализации проекта через образовательную деятельность с детьми.
3 этап: заключительный (итоговый).
• Анализ результатов проекта.
• Создание выставки «Перелетные птицы нашего края»
• Проведение викторины с элементами логоритмического занятия «Улетают птицы»
Ожидаемый результат
• Повышение знаний детей о перелетных птицах. Узнавание птиц :(ласточка, скворец, дикий гусь, утка, журавль, лебедь, аист)
Ход проекта:
1 неделя (7 ноября-11 ноября)
понедельник
• Познавательная беседа: «Почему улетают перелетные птицы?»
• Проведение пальчиковой гимнастики «Пой-ка подпевайка-10 птичек»,
ответственный: учитель-логопед Зубцова Л. А.
• Рассматривание иллюстраций, фотографий, книг, энциклопедий по теме.
ответственный: воспитатель Кузина Н. В.
• Выставка книг о перелетных птицах
ответственные : родители воспитанников группы №5
вторник
• Тематическое занятие «Перелетные птицы осенью».
• Показ презентации по теме «Перелетные птицы».
ответственный: учитель-логопед Зубцова Л. А.
• Наблюдение за птицами во время прогулки и из окна «Куда летят перелетные птицы».
ответственный: воспитатель Григоренко О. К.
среда
• Составление рассказа по картине см. Нищева «Отлет птиц»
ответственный: учитель-логопед Зубцова Л. А.
• Чтение рассказа «Журка» М. Пришвина
• ответственный: воспитатель Григоренко О. К.
• Дыхательная гимнастика «Подуй на перышко»
ответственный: воспитатель Кузина Н. В.
четверг
• Гимнастика для глаз «Птицы»
• ответственный: учитель-логопед Зубцова Л. А.
• Отгадывание и толкование загадок о птицах, составление своих загадок.
ответственный: воспитатель Григоренко О. К.
• Подвижные игры «Птицы», «Воробьи и ястреб», «Лягушки и цапля».
ответственный: воспитатель Кузина Н. В.
пятница
• Закрепление составление рассказа «Отлет птиц»
• Дидактические игры «Один-много»
ответственный: учитель-логопед Зубцова Л. А.
• Лепка «Лебедь на пруду» из теста.
ответственный: воспитатель Григоренко О. К.
• Наблюдение за улетающими косяками птицами вечернем небе.
ответственные : родители воспитанников группы №5
2 неделя (11 ноября-16 ноября)
понедельник
• Познавательные беседы : «Жизнь перелётных птиц осенью», «Для чего птицам перья»
• Слушанье «Голоса улетающих птиц»
Ответственный: воспитатель Григоренко О. К.
• Дидактические игры «Один- много», «Назови ласково».
ответственный: воспитатель Кузина Н. В.
вторник
• Чтение и беседа по рассказу «Улетают журавли» по Соколову-Микитову
• Проведение пальчиковой гимнастики «Птицы перелетные», ответственный: учитель-логопед Зубцова Л. А.
• Рассматривание иллюстраций с изображением журавлиного клина.
• Слушание песенки «Журавушка» Музыка Е. Зарицкой. Слова А. Вольского.
ответственный: воспитатель Кузина Н. В.
среда
• Чтение и беседа по рассказу В. Бианки «Чей нос лучше»
• Раскрашивание изображения журавля.
ответственный: воспитатель Григоренко О. К.
• Знакомство с перелетными птицами Красной книги Ростовской области
ответственный: воспитатель Кузина Н. В.
• «Опиши, я отгадаю» (описание птиц)
ответственный: учитель-логопед Зубцова Л. А.
четверг
• Дидактические игры «Угадай птицу по описанию»; «Счет птиц»;
«Четвертый лишний»; «Кто как кричит?»;
ответственный: учитель-логопед Зубцова Л. А.
• Обучение настольно –печатной игре лото «Перелетные птицы».
ответственный: воспитатель Григоренко О. К.
• Подвижная игра «Гуси-гуси»
ответственный: воспитатель Кузина Н. В.
пятница
• Толкование и заучивание пословиц и поговорок
«Птицу видать по полету» ; «Летать умеет тот, кто умеет садиться».
«У всякой пташки свои замашки».
ответственный: учитель-логопед Зубцова Л. А.
• Дидактические игры : «Чей клюв, чьё гнездо?», «Кто где живет?», «Кто что ест?».
ответственный: воспитатель Григоренко О. К.
• Проведение мимических упражнений «Журавушка прощается», «Ласточка, попавшая в лапы к кошке».
ответственный: воспитатель Кузина Н. В.
• Составление описательных рассказов о перелетных птицах, творческих рассказов «Один день из жизни скворца…»
Ответственные родители воспитанников группы №5
3 неделя (19 ноября-23 ноября
понедельник
• Чтение сказки Д. Мамин-Сибиряк и беседа по ней «Серая шейка
ответственный: учитель-логопед Зубцова Л. А.
• Аппликация по сказке «Серая шейка»
ответственный: воспитатель Григоренко О. К.
• Прослушивание голосов птиц, звуков природы.
ответственный: воспитатель Кузина Н. В.
вторник
• Упражнение на согласование существительных с прилагательными «Назови какой, какая?». По сказке «Серая шейка»
ответственный: учитель-логопед Зубцова Л. А
• Дидактические игры; «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»; «Кого не стало?», «Раздели названия птиц на части».
ответственный: воспитатель Кузина Н. В.
Разучивание подвижной игры «Дрозд-дроздок».
ответственный: воспитатель Григоренко О. К.
среда
• Обучение составлению рассказа – описания о дикой утке с опорой на схему
ответственный: учитель-логопед Зубцова Л. А
• Лепка «Серая шейка»
ответственный: воспитатель Кузина Н. В
• Загадывание загадок о перелетных птицах
ответственный: воспитатель Григоренко О. К.
четверг
• Проведение игр на координацию речи с движением «Ласточки», «Хочу быть птичкой».
ответственный: воспитатель Кузина Н. В
• «Подскажи словечко»; «Какую птицу я загадала» ; «Угадай по голосу».
ответственный: учитель-логопед Зубцова Л. А
• Аппликация коллективная работа: «Отлет птиц»
ответственный: воспитатель Григоренко О. К
пятница
• Викторина с элементами логоримики : «Улетают птицы».
ответственный: учитель-логопед Зубцова Л. А
• Выставка детских работ по результатам работы над проектом.
ответственные: воспитатель ГригоренкоО. К., Кузина Н. В.
Работа с родителями
1. Совместное рисование (разукрашивание) в нетрадиционной технике перелетной птицы.
3 этап: итоговый
1. Составление описательных, творческих рассказов детьми.
2. Организация выставки творческих работ на тему: «Перелетные птицы» (совместная работа детей и родителей)
3. Выставка детских работ
4. Обработка результатов по реализации проекта
5. Презентация проекта «Перелетные птицы» родителям.
В ходе работы над проектом :
- повысилась речевая активность детей, они стали лучше вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, давать ответы;
- значительно расширился словарь, активизировались в речи существительные, прилагательные, глаголы по теме «Перелетные птицы»;
- расширились знания детей о перелетных птицах, их отличительных особенностях, роли в жизни человека.
- у детей стало формироваться умение правильно строить простые распространенные предложения, согласовывать слова в предложении.
- у детей стало проявляться чувство доброты, заботы, бережного отношения к птицам.
Чтение художественной литературы:
М. Пришвин «Журка»,
Русская народная сказка «Гуси - Лебеди»,
К. Д. Ушинский «Уточки»,
Е. Чарушин «Цапля»,
В. Бианки «Чей нос лучше»,
Л. Толстой «Лебеди»,
Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»,
А. И. Куприн «Песня скворца»,
К. Д. Ушинский «Ласточка»,
И. Соколов – Микитов «Жаворонок».
Рассматривание энциклопедий о птицах.
Стихи о перелетных птицах.
Грачи
У грачихи пять грачат.
Громче всех они кричат:
- Дайте муху и жучка,
Заморим мы червячка!
Н. Нищева
Скворец
На березе скворушка –
Черненькие перышки
Распевает песни звонко
Про скворчиху и скворчонка.
Н. Нищева
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
А. Плещеев
Возвращаются скворцы -
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся,
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Г. Ладонщиков
Удод
Он украшен хохолком.
Дом его в дупле сухом.
Знает весь лесной народ:
Эти птицу звать удод.
Скворец
Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой.
И рано утром в тишине
Запел о солнце и весне.
Прилетай же!
М. Карим
Милый скворушка-скворец,
Прилетайте же наконец!
Для тебя я дом построил -
Не скворечник, а дворец.
Загадки о перелётных птицах.
Всех приметных птиц черней,
Чистит землю от червей
Вдоль по пашням мчится вскачь
А зовется птица. (грач)
В синем небе голосок
Будто крошечный звонок. (жаворонок)
Жить чужим птенцам мешают,
А своих они бросают.
И в лесу возле опушки
Счет годам ведут. (кукушки)
Эту птицу знает всякий
На месте его дворец
Червяков птенцам таскает
Да трещит весь день. (скворец)
Кто без нот и свирели
Лучше всех заводит трели? (соловей)
Гости приходят весной,
А уходят осенью. (перелетные птицы)
Шея тонкая и ноги,
Не боясь воды и капли,
Рыб, лягушек ловят много
Клювом длинным. Это. (цапли)
Начинает песни в мае,
Трели льются средь ветвей,
Всё вокруг ему внимает!
А певец тот. (соловей)
Весной и летом
За пахарем ходит,
А под зиму
С криком уходит. (грач)
По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон птица.
Для деревьев наших врач -
Насекомых ест всех. (грач)
Эта птица желтого цвета,
Ярким солнцем она согрета.
Песнь красива ее и долга-
Флейтой свищет в лесу. (иволга)
На месте — дворец,
Во дворе — певец. (скворец)
Пословицы и поговорки
Птицу видать по полету.
В одно перо и птица не родится.
Летать умеет тот, кто умеет садиться.
Соловья баснями не кормят.
У всякой пташки свои замашки.
«Художественно – эстетическое развитие»
Рисование «Грачи» (способом «тычка», «Ласточки улетели».
Лепка «Наш пруд».
Конструирование (оригами) «Птички».
Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
«Физическое развитие»
Подвижные игры:
«Птички в гнездышках», «Птица и кошка», «Перелет птиц», «Поймай и назови» (с мячом, «Лягушка и цапля», «Филин и пташки», «Пчелки и ласточка», «Гуси-лебеди».
Физкульминутки:
Перелетные птицы
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)
Птицы
Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся (Садятся)
Аист
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.
Гимнастика для глаз
Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)
Птичка улетела вправо (смотрят вправо)
Птичка улетела влево (смотрят влево)
И спряталась на полу (смотрят на пол)
Пальчиковая гимнастика.
Перелетные птицы
Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.
Сжимают пальцы рук в кулаки.
Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз.
Двигают пальцами рук – «машут, прощаются».
Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке (или по очереди
Птицы перелетные
В стаи собираются,
В края теплые летят,
До весны прощаются.
Стаи журавлиные,
Стаи лебединые,
Стаи соловьиные,
Гусиные, утиные –
К югу все они летят,
Здесь замерзнуть не хотят.
Как наступят холода –
Не найдется им еда.
«Птицы прилетают», «Кормушка».
Дыхательная гимнастика:
«Подуй на лебединое перышко».
Взаимодействие с родителями.
Мероприятия по работе с родителями:
1. Предложить родителям список литературы для совместного прочтения художественных произведений по теме недели.
2. Рекомендовать родителям экскурсию с детьми к пруду, в парк.
3. Выставка совместных с детьми рисунков и творческих работ по теме недели.
4. Консультации по теме недели.
5. Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок.
6. Предложить родителям вместе с детьми сделать кормушку для птиц.