Галина Хаустова
Проект для детей 6–7 лет «Удивительный мир моря»
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретическая часть
Человека всегда манило море. Он мог бесконечно наслаждаться видом моря, той песней, которую поют волны. Море живёт своей жизнью. Жизнью движения, волнения, красоты.
Видим ли мы, замечаем ли красоту моря?
Живя в больших городах, далеко от морских просторов, мы не задумываемся о том, что море – это прекрасное творение природы, целая вселенная, живущая по своим законам, правилам.
Море – это символ свободы, простора, красоты. Плеск моря, его свежее, влаж-ное, солёное дыхание, неукротимый характер, пленяет.
Публикация «Проект для детей 6–7 лет „Удивительный мир моря“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
Море бывает теплое и манящее, рассерженное и грозное, светлое и тихое, су-ровое и холодное. Море — это богатство. Оно накормит, доставит в нужную точку, оздоровит, подарит заряд положительных эмоций, успокоит душу. Но, как и у меда-ли, у моря две стороны. Лицевая, когда соблюдаются его законы, и оборотная, когда беспечность выходит на первый план. На море надо соблюдать осторожность!
Есть моря с красивыми названиями – Белое, Желтое, Красное, Коралловое, Мраморное. Есть моря, которые омывают множество стран. К таким морям относят-ся Балтийское, Средиземное, Карибское, Северное.
Особенно прекрасен морской воздух. Он совсем не содержит пыли, в нём мно-го кислорода и озона. Ионы натрия, калия, йода присутствуют в морском воздухе в достаточном количестве. Тот, кто принимает воздушные ванны вблизи моря, посту-пает абсолютно правильно. Они оказывают положительное влияние на весь орга-низм.
С младенческого возраста детей увлекает всё самое-самое. К такому «самому-самому» относится и море. Но одного простого восхищения и любования недоста-точно. Важно запомнить это ощущение моря, сохранить его.
Ни один из древних историков не передал нам имени человека, прежде всех отважившегося пуститься по морю. По всей вероятности, для первого плавания слу-жил, или выдолбленный ствол дерева, или куски его, скрепленные вместе.
С тех пор морские путешествия – это важная часть нашей жизни. Мы движемся вперёд, а море помогает нам в этом.
В конечном итоге, жизненная устойчивость, к которой должен стремиться каждый функционально грамотный человек, есть его личное состояние, не даруемое природой, а достигаемое в процессе деятельности. Важнейшим условием такого об-ретения является окружающая его, экологически здоровая, среда. В общении с окружающим миром ребенок выстраивает свои личностные позиции – своеобразный каркас будущей жизни. И от того, насколько ребенок экологически грамотен будет зависеть его взрослая жизнь.
Информационная карта проекта
Тип проекта : исследовательски-творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели).
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
По количеству участников: групповой
Возраст детей : 6-7 лет
Актуальность:
Дошкольный период является важным периодом жизни ребенка. Основы эко-логической культуры закладываются именно в этот период, поэтому необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной при-роде. Наша страна со всех сторон омывается морями. И чтобы сохранить их красоту и богатства, необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует что, они очень мало знают о флоре и фауне морей.
Проблема
С целью осознания уникальности данных природных объектов и воспитания экологически грамотного поведения и был разработан данный проект.
Цель проекта :
Создавать условия для воспитания экологической культуры и развития позна-вательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого про-екта «Удивительный мир моря».
Задачи проекта :
активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин, закре-пить знания о разнообразии подводного мира; обогащать речь детей; формировать бережное отношение к природе.
обеспечить благоприятные условия для развития у детей творческих способно-стей,
собрать информацию о морских обитателях, переработать полученные знания через продуктивную деятельность
сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе, дать представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
Задачи проекта :
Для детей :
Расширять представления детей о морях и их обитателях;
Уточнять и закрепить знания об образе жизни морских животных и их харак-терных особенностях;
Совершенствовать навыки речевого общения;
Формировать желание пользоваться специальной терминологией;
Формировать навыки поисковой деятельности;
Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.
Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу;
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Для педагогов:
Развивать профессиональную компетентность и личностный потенциал;
Пополнить развивающую предметно-пространственную среду для самостоя-тельной деятельности детей;
Включение материала о подводных обитателях в конспекты разных видов за-нятий, утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность детей.
Для родителей:
Создать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка;
Учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Продукт проекта :
- Альбом рисунков «Дары моря»,
- Супер пазл из рисунков «Волшебное море»,
- Коллаж из фотографий и небольших рассказов «Как я отдыхал на морском берегу»,
- Раскраски, аппликации и поделки на тему «Удивительное море»,
- Альбом «Загадки про морских обитателей»,
- Маски для театрализованного представления «Золотая рыбка».
Название и форма итогового мероприятия (события, праздника и др.) :
- Театрализованное представление «Золотая рыбка» (после первой недели проекта).
- Занятие по развитию речи «Пресс-конференция».
Ожидаемые результаты по проекту :
Для детей :
Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом
Повышение познавательной активности;
Усвоение необходимых знаний по теме «Удивительный мир моря»;
Формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.
Овладение понятиями «морские обитатели», «млекопитающие», «моллюски», «кораллы», «водоросли»;
Имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида;
Знают о взаимосвязи с другими обитателями;
Имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
Сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
Для педагогов:
Повышена компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проект-ной деятельности.
Пополнена развивающая предметно-пространственная среда.
Для родителей:
Родители принимают активное участие в проектной деятельности, создают с детьми супер пазл из рисунков «Волшебное море», маски для театрализованного представления «Золотая рыбка»,
Участвуют в создании коллажа из фотографий и небольших рассказов «Как я отдыхал на морском берегу».
Получены рекомендации по отдыху с детьми на море.
Установление положительных отношений между родителями и педагогами.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный
-Поиск информации.
-Составление плана реализации проекта.
-Подбор литературы (для рассматривания и чтения).
-Подбор иллюстраций, открыток, раскрасок.
- Подбор художественных и медийных произведений, презентаций (ИКТ).
- Подбор материалов для экспериментальной деятельности (ракушки, сухие водоросли, морские камушки, песок и т д).
- Информирование и ознакомление родителей с темой проекта, приобщение родителей к участию в проекте
- Проведение диагностики знаний детей по теме проекта.
Провести беседу с детьми, что они знают о морях и их обитателях.
Что мы знаем о море и его обитателях?
Ответы детей :
- В море соленая вода.
- В морях живут рыбы, киты, дельфины, акулы, осьминоги, крабы.
- Моря бывают холодные и теплые.
Что бы мы еще хотели узнать?
- Что ещё есть под водой?
- Почему Черное море так называется.
- Как выглядят и чем питаются морские обитатели?
Составить примерный список вопросов детей.
Для проведения итогового занятия выбрать одного ребенка, передать родите-лям примерный список детских вопросов и ответов.
2. Основной
Включение материала о подводных обитателях в конспекты разных видов за-нятий, утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность детей - уточнить и закрепление знаний об обитателях моря; развивать находчивость, сообра-зительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.
- Чтение художественной литературы.
- Художественное творчество (рисование, лепка).
- Конструирование (плоскостное, из разных видов конструктора, из природно-го материала, из бросового материала).
- Сюжетно – ролевые игры.
- Театрализованные игры.
- Работа с родителями.
Проект «Удивительный мир моря» включает в себя интеграцию образователь-ных областей — познавательная, социально-коммуникативная, речевое, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, что вписывается в современную концепцию ФГОС.
План работы с детьми по осуществлению проекта «Удивительный мир моря»
Образовательные области Формы работы с детьми
Познавательное развитие Ознакомление с окружающим миром:
Беседы
«Какие моря и океаны я знаю»
«Почему вода в море соленая»
«Кто в море живет»
«Как человек должен природу беречь»
Конструирование:
«Корабль», «Морская звезда»
Загадки и ребусы по теме «Море»
Художественно – эстетическое развитие Декоративное рисование:
«Синее, синее море»
«Солнечный пляж»
Лепка из пластилина:
«Рыбка золотая»
«На дне морском»
Аппликации:
«Корабли в открытом море»
«Морские обитатели»
Чтение художественной литературы, обсуждение энциклопедий, литературных произведений: Г. Ко-сов «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живет?» Г. Х. Андерсен «Русалочка».
Рассматривание и обсуждение репродукций кар-тин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на мо-ре», «Парусник в море»; Марк Сузино «Картины рыбака», «Рыбацкое счастье», «Сокровища под-водного мира».
Музыка:
Арт- музыкотерапия: «Шум моря»
Прослушивание песен о море: «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды», слушание музыки: «Звуки моря», «Звуки дельфина».
Речевое развитие Творческое рассказывание детей по темам :
• «Почему я люблю море»,
• «Кто живет в воде»,
• «Мой любимый «морской» мультик».
Рассматривание картин и составление по ним описательных рассказов.
Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Как сказать по- другому?», «Скажи наоборот».
Социально – коммуникативное развитие Дидактические игры: «Кто плывет по морю», «Узнай по описанию», «Что сначала, что потом».
Настольно – печатные игры:
Лото «Эти забавные животные»
Пазлы
Трудовая деятельность:
Заготовка корма для рыбок, кормление рыб в ак-вариуме.
Беседы по безопасности:
Беседа: «Как вести себя, если человек тонет», «Первая помощь на воде», «Что делать, если вода попала в нос или уши»
Рассматривание плакатов по правилам безопас-ного поведения на воде.
Физическое развитие Малоподвижные игры: «Найди море, реку, оке-ан», «Кто больше?», «Назови одним словом».
Подвижные игры: «Море волнуется», «Водолаз», «Рыбаки и рыбки».
Музыкальная зарядка: «Краб», «Пловцы»
Познавательные занятия: беседы
1. «Какие моря и океаны я знаю»
Цель: дать детям представление о том, что на земле существует много мо-рей и океанов. Каждое море имеет своё название и характерные особенности (тёплое, холодное море). Продолжать знакомить детей с глобусом. Развивать любознатель-ность, речь, память.
2. «Кто в море живет»
Цель: уточнить и расширить знания детей о морских обитателях (внешний вид, сфера обитания, питание, повадки, образ жизни, способы защиты от врагов); развивать мышление, наблюдательность, воспитывать экологическое мировоззрение, интерес к природе родного края.
3. «Как человек должен природу беречь»
Цель: продолжать прививать детям бережное отношение к природе; поощ-рять стремление задавать познавательные вопросы; воспитывать любовь к природе.
Экспериментирование:
«Окрашивание морской воды».
Материалы и оборудование: 2 стакана, соль, краситель.
Ход эксперимента:
1. В один стакан налить водопроводную воду и добавить 5 чайных ложек соли.
2. Во второй стакан налить водопроводной воды и добавить пищевой краси-тель.
3. В стакан с соленой водой аккуратно влить пару чайных ложек воды с красите-лем.
Вывод: Окрашенная вода останется на поверхности, так как соленая вода более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу стакана. А водопроводная вода бо-лее легкая – поэтому она на поверхности.
Фокус с водой (проводит воспитатель после эксперимента с окрашиванием во-ды). В стакан с соленой водой и красителем добавить растительное масло и одну шипучую таблетку.
Вывод: Окрашенная вода останется на поверхности, растительное масло опу-стится вниз, на поверхности появятся пузырьки воздуха.
«Научи яйцо плавать»
Цель: при помощи опыта показать детям свойства воды.
Задачи:
1. Приготовить насыщенный солевой раствор.
2. Проследить, как ведет себя яйцо в воде и солевом растворе.
3. Сделать выводы о свойстве морской воды.
Материалы и оборудование: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
НОД конструирование «Корабль», «Морская звезда»
Чтение художественной литературы:
Цель: познакомить детей с изображением морских обитателей в литературных произведениях.
Г. Косова «Азбука подводного мира»,
С. Сахарнов «Кто в море живёт?»,
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Г. Х. Андерсен «Русалочка»
П. П. Ершов «Конек – Горбунок»
Чтение и заучивание стихотворений о море и морских обитателях
Цель: обобщать и систематизировать знания детей о море и морских обита-телях; учить стихотворение наизусть; развивать внимание, память.
Морской конёк
В море, в зарослях игривых,
Вьется пламя огонька –
Раздувают воды гриву
Норовистого конька.
Видит он любую норку,
За добычей смотрит зорко,
Не зевай, глупыш-рачок:
От врага – один скачок. Г. Р. Лагздынь
Заучивание пословиц и поговорок о море:
Цель: учить детей запоминать пословицы и поговорки, учить понимать смысл пословиц и поговорок, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, уме-ние грамотно составлять предложения.
- В море раз побудешь, век не забудешь.
- В море дорог много.
- Море шутить не любит.
- Море кого любит, а кого губит.
- Море любит смелых да умелых.
- Учись, матрос — капитаном будешь.
Рассматривание картин, фотографий и иллюстраций:
Цель: показать красоту моря в творчестве известных художников, развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения
Рассматривание репродукций картин:
- И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море»,
- А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе»,
- А. Боголюбов «Парусник в море»;
«Кто плывет по морю»
Цель: познакомить детей с богатым животным миром морей и океанов, спо-собствует развитию ассоциативной памяти.
Ход игры: дети должны разложить карточки на игровом поле по среде их обита-ния.
«Узнай по описанию»
Цель: по описанию ведущего угадать животное, способствует развитию ассо-циативной памяти.
Лото «Эти забавные животные»
Цель: узнавать морских обитателей, размещать фишки с животными на не-обходимые окошки своих карточек.
«Отгадай загадку»
Цель: развивать у детей воображение, мышление, умение делать умозаклю-чения, анализировать.
Ход игры: воспитатель или ребенок загадывает загадку, а дети, отгадав ее, должны аргументировать свой ответ.
Ребусы, лабиринты:
«Распутай путаницу»
Цель: умение ориентироваться на листе бумаги, находить выход из морско-го лабиринта.
Ход игры: помочь морским обитателям найти своих детенышей, пройдя через лабиринты.
Подвижные игры:
«Море волнуется»
Цель: развивать фантазию, художественный вкус в придумывании морских фигур.
Ход игры: Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигу-ра на месте замри!
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего или отдает фант.
«Рыбак и рыбки»
Цель: совершенствовать прыжки через скакалку, развивать ловкость и вы-носливость.
Ход игры: водящий становится в центр круга, образованного остальными участниками. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и описы-вала круги под ногами играющих. Участники - «рыбки» должны перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся «рыбка» становится «рыба-ком».
«Водолаз»
Цель: закрепить название морских обитателей, учиться передавать движе-ниями их внешний вид и способы передвижения.
Ход игры: ведущий загадывает морское животное, а игроки должны изобразить его. Кто интереснее изобразит становиться ведущим.
Сюжетно – ролевая игра:
«Путешествие на корабле»
Цель: дать знания о труде моряков на корабле, слаженности в их работе; со-вершенствовать навыки речевого общения; развивать творчество, воображение, фан-тазию; воспитывать интерес и уважение к труду работников морского флота.
НОД рисование: «Синее, синее море», «Солнечный пляж»
«Синее, синее море»
Цель: учиться при помощи акварельных красок передавать красоту морско-го пейзажа.
Солнечный пляж»
Цель: учиться при помощи гуаши изображать необычную красоту пейзажа.
НОД лепка: «Рыбка золотая», «На дне морском»
НОД аппликация: «Корабли в открытом море», «Морские обитатели»
«Корабли в открытом море»
Цель: развивать цветовое восприятие; чувство композиции; умение рас-сматривать и оценивать созданные изображения; упражнять в подборе разных оттен-ков цвета; закреплять приемы вырезания и аккуратного наклеивания создавать кар-тину из геометрических фигур.
«Морские обитатели»
Цель: воспитывать любовь к окружающей природе, учить восхищаться этой красотой, учить выражать свои знания в художественно – продуктивной деятельно-сти, развивать умение вырезать по контуру сложенную пополам бумагу, дорисовы-вать необходимые детали фломастером.