Жарикова Марина Анатольевна
Проект «Удивительный мир космоса»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Удивительный мир космоса»
тип проекта : - обучающий
- исследовательский
- игровой
Актуальность проекта :
Космические приключения и путешествия на далёкие и неизвестные планеты Солнечной системы увлекают и захватывают всё внимание детей. Поэтому рассказывать об устройстве звёздного мира, важности изучения космического пространства необходимо уже в дошкольном возрасте. Поддерживать интерес детей к этой теме можно, если информация будет доступной для их понимания, увлекательной и наглядной. А содержание образовательной деятельности даст возможность выразить свои эмоциональные переживания и применить на практике освоенные знания о космосе. Невозможно рассказать детям о космосе коротко, в рамках одной беседы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе очень удобна проектная методика, направленная на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, осуществляемое через различные виды детской деятельности.
Публикация «Проект „Удивительный мир космоса“» размещена в разделах
Цель проекта : создание условий для развития познавательной речевой активности дошкольников, любознательности, формирование и систематизация знаний о космосе и космонавтах.
Задачи:
Обучающие:
Обобщить и систематизировать представления детей о космосе, Вселенной, Солнечной системе, планетах;
Расширить знания о государственных праздниках. Познакомить ребят со знаменательными датами, важными для нашей страны (первого полета человека в космос);
Расширить представления об исследовании космоса, первом космонавте Юрии Гагарине и других известнейших покорителях космического пространства;
Обогащать словарь детей словами: созвездия, Марс, Венера, Земля, Меркурий, Сатурн, Уран, Плутон, Нептун, Юпитер, Солнечная система, Вселенная, скафандр, космодром, спутник, орбита, метеорит.
Развивающие:
Развивать мышление, познавательную активность, умение сравнивать, наблюдать, анализировать и делать выводы.
Способствовать развитию речи, умению анализировать содержание вопросов, давать полный ответ на них;
Закреплять умение выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления от увиденного;
Развивать любознательность, инициативу и самостоятельность детей.
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, за достижения отечественных ученых и космонавтов;
Способствовать формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, воспитывать чувство взаимопомощи в процессе деятельности в подгруппах.
Краткое содержание проекта :
Данный проект, рассчитанный на детей подготовительной группы, поможет расширить знания и представления о космосе; конкретизирует знания о планетах Солнечной системы, созвездиях, астероидах, метеоритах; сформирует интерес к неизвестным фактам из истории космоса; дети научатся анализировать имеющиеся факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Продолжительность проекта : 2 недели (краткосрочный).
Участники проекта : воспитатели и дети подготовительной группы № 10, учитель – логопед, родители воспитанников.
Предполагаемые результаты:
Создание у детей целостного представления о космосе и космическом пространстве Вселенной;
Систематизация знаний о Солнечной системе, планетах;
Обобщение представлений о системе «Земля – Луна»;
Закрепление знаний о личности первого космонавта Юрия Гагарина; знакомство с другими известными советскими космонавтами и их достижениями в космических полётах;
Сформированное умение и желание выражать свои впечатления от знакомства с космосом в творчестве;
Установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Этапы реализации проекта :
• Первый этап (беседы, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов) - формулировка основополагающего и проблемного вопросов.
• Второй этап – обсуждение плана проекта, формулировка проблемных вопросов. Индивидуальная работа.
• Третий – сбор материала и его анализ. Воспитанники обсуждают полученную информацию, отражают полученные знания в свободной и совместной художественно-творческой деятельности.
• Четвертый – проведение занятий и дидактических игр.
• Пятый – оформление результатов с помощью создания альбома «Знаки зодиака», Выставки рисунков «Космос глазами ребенка».
• Заключительный этап - подведение итогов работы над проектом, викторина, выставка совместных творческих работ детей и родителей.
Итоговые мероприятия:
• Литературно-музыкальный досуг «День космонавтики»;
• Выставка совместных творческих работ детей и родителей на тему: «Космос».
Содержание проекта :
Беседы с использованием презентаций.
1. Беседа «Неизвестная Вселенная». Цель: сформировать у детей понятия «космос», «Вселенная»; объяснить, что собой представляет Вселенная; ввести понятия «звезды», «галактика», «метеориты».
2. Беседа «Планеты Солнечной системы». Цель: расширять представления детей о планетах солнечной системы.
3. Эвристическая беседа «Земля – какая она?» Цель: познакомить с представлениями древних людей о форме Земли.
4. Беседа «Голубая планета - Земля». Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
Непосредственно – образовательная деятельность:
1. Познавательное развитие:
• Занятие по окружающему миру «Хочу быть космонавтом»
Цель: Познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина, его первым полетом. Расширять представления о современных профессиях. Рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни.
• Занятие по ознакомлению с миром природы «Праздник Земли»
Цель: Продолжать знакомить с законами природы. Формировать: ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде; представление о том, что вода – составная часть всех живых организмов планеты. Показать, что живая природа – гениальный конструктор, инженер, технолог, великий зодчий и строитель, непревзойденный метеоролог.
• Занятие по ФЭМП № 1: «Космический КВН»
Цель: Учить: рисовать равные и неравные отрезки на бумаге в клетку; сравнивать результаты. Упражнять в измерении отрезков прямых линий с помощью подсчета клеток. Продолжать учить измерять предметы разными мерками. Развивать мелкую моторику, глазомер, самоконтроль. Формировать понятие зависимости результата измерения длины от величины мерки.
• Занятие по ФЭМП № 2: «С математикой в космический полет»
Цель: Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ. Упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке. Закрепить знания детей о геометрических фигурах. Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.
• Занятие по познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности «Космический корабль»
Цель: развивать конструктивные способности, произвольность, воспитывать личностные качества – желание ставить цель и доводить дело до конца, самостоятельность, целеустремленность.
Занятие по экспериментальной деятельности «Образование метеоритных кратеров».
Цель: развитие познавательных способностей, любознательности.
2. Художественно – эстетическое развитие:
• Занятие по рисованию «Космическая фантазия». Техника цветной граттаж.
Цель: расширять кругозор, знания детей о космосе; развивать цветовосприятие; поддерживать интерес к изобразительной деятельности; продолжать учить рисовать нетрадиционной техникой цветной граттаж.
• Занятие по лепке «Космонавт в скафандре».
Цель: учить детей лепить космонавта, используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овальную (туловище, округлую (голова, цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали ; учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой.
3. Физическое развитие:
Подвижные игры: «Ждут нас быстрые ракеты» -
«Космическая эстафета»
«Ракетодром»
«Невесомость»
«Солнышко и дождик»
«Солнце – чемпион».
4. Социально – коммуникативное развитие:
• Занятие по развитию речи «Гость из космоса»
Цель: расширять и активизировать словарь, развивать связную речь, фонетический слух, развивать чувство ритма; развивать мышление, внимание, тактильное ощущение; воспитывать чувство сочувствия к окружающим.
• Занятие по ознакомлению с художественной литературой «Рассказы о Гагарине. Ю. М. Нагибин «В школу»
Цель: познакомить с биографией Ю. Гагарина, учить осмысливать содержание прочитанного; воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса; подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие.
• Сюжетно-ролевые игры:
" Космонавты"
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
«Больница для космонавтов»
Цель: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
«Космическое путешествие».
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Дидактические игры:
- «Восстанови порядок в солнечной системе»
- «Найди лишнее»
- «Подбери созвездие».
- «Найди недостающую ракету»
- «Добавь словечко»
-«Куда летят ракеты»
Чтение художественной литературы:
Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.
- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
- В. Кащенко «Созвездие драконов»,
- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
- Н. Носов «Незнайка на луне»
- стихотворения о космосе.
- загадки о космосе.
Индивидуальная и групповая работа:
- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе);
- собирание пазлов (тема «Космические пазлы»);
- выкладывание картинок из счетных палочек, палочек Кюзенера, Даров Фребеля;
- индивидуальная работа по развитию речи игра “ Скажи наоборот”.
Познавательно - исследовательская деятельность:
1. Опыт «День и ночь». Цель: показать детям, почему бывает день и ночь.
2. Опыт «Затмение солнца» Цель: показать, почему бывает затмение.
3. Опыт «Звезды светят постоянно» Цель: показать, что звезды светят постоянно.
4. Опыт «Вращение Луны» Цель: показать, что Луна вращается вокруг своей оси.
Итог:
1. Выставка работ «Космос» (совместная работа детей с родителями).
2. Оформление коллективного альбома «Знаки зодиака»
3. Литературно-музыкальный досуг «День космонавтики»;
Использованная литература:
1. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
2. Алексеева И. В. «Удивительный мир астрономии»; Санкт - Петербургская академия постдипломного образования; 2010 г.
3. Дерягина Л. Б. «Дошкольникам о российских покорителях космоса»
4. Е. А. Паникова, В. В. Инкина «Беседы о космосе» (методическое пособие); - М. : ТЦ Сфера, 2014.
06 апреля 2016
Результаты:
Создание у детей целостного представления о космосе и космическом пространстве Вселенной;
Систематизация знаний о Солнечной системе, планетах;
Обобщение представлений о системе «Земля – Луна»;
Закрепление знаний о личности первого космонавта Юрия Гагарина; знакомство с другими известными советскими космонавтами и их достижениями в космических полётах;
Сформированное умение и желание выражать свои впечатления от знакомства с космосом в творчестве;
Приобретение родителями новых знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком;
Установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.