Татьяна Горнова
Отчёт о работе кружка формированию и развитию познавательных интересов дошкольников «Удивительное рядом»
▼ Скачать + Заказать документы
Удивительное рядом
2017–2018 уч. год
Горнова Т. В. воспитатель ГБОУ СОШ№10 СП д/С "Лучик"
Совершенствование системы образования в соответствии с ФГОС ДО требует современного обеспечения каждому ребёнку адекватных условий для его развития.
Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес. Целенаправленное стимулирование, способствующее возникновению и развитию познавательного интереса – главная задача работы по данной теме.
Публикация «Отчёт о работе кружка формированию и развитию познавательных интересов дошкольников „Удивительное рядом“» размещена в разделах
- Отчет о работе кружка
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребёнка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчёркивают психологи, для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой знания приобретались. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитие личности ребёнка, имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний.
Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность, в деятельности ребёнок осознаёт, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, на наш взгляд, является экспериментальная деятельность.
Главное его достоинство в том, что оно даёт ребёнку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимо давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Основная идея кружка отражается в высказывании древнекитайского философа и мыслителя Конфуция:
«Что я слышу – забываю.
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю».
Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.
Организация работы кружка.
- Кружок работает в вечернее время.
- Его посещают по желанию все дети группы.
- Продолжительность – 25-30 минут.
- Периодичность: 1 раз в неделю (четверг).
- Содержание занятий строится на основе перспективного плана.
- Программа кружка утверждена на педсовете ДОУ.
Работа кружка предоставляет дополнительные возможности для:
- Получения и обогащения естественнонаучных представлений.
- Для обследования предметов с разных сторон. Можно подготовить такой опыт, который в другое время провести не представляется возможным.
Основная цель работы кружка : способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.
Задачи:
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
- Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков.
В своей работе мы опираемся на основные дидактические принципы:
- Доступность.
- Научность.
- Систематичность.
- Последовательность.
- Наглядность.
Обращаем внимание на :
- стимуляцию речевой и познавательной активности детей;
- создание ситуации успеха деятельности каждого ребёнка;
- доверительное отношение между взрослым и ребёнком, основанное на сотрудничестве;
- учёт особенностей детского экспериментирования.
Основные методы:
- Наглядно – действенный.
- Практический.
Формы работы :
- индивидуальная;
- работа в группах;
- работа в парах;
- фронтальная.
В старшей группе наиболее эффективно используются индивидуальная и фронтальная формы работы. В подготовительной группе – парная и групповая.
Форма проведения занятий кружка :
- Занимательные игры – занятия с элементами экспериментирования.
- Игры – путешествия.
- Игры – соревнования.
Занятия строятся на стремлении вызвать интерес у детей, получить удивление и удовлетворение от открытий, ответы на все «ПОЧЕМУ?», «ОТКУДА?» и «ЗАЧЕМ?».
Для успешной работы кружка «необходимы специальные условия:
- Уголок экспериментирования (измерительные приборы, природный материал, разные виды бумаги, ткани, других материалов, сосуды и т. д.).
Методическое обеспечение:
- Картотека опытов и наблюдений.
- Перспективное планирование опытно – экспериментальной деятельности для детей.
- Записи музыкальных произведений (звуки природы, голоса птиц и зверей, звуки транспорта и других механизмов).
- Таблицы, картины, карточки – схемы.
- Художественные произведения (сказки, загадки, пословицы и поговорки).
- Методическая литература по организации опытно – экспериментальной деятельности.
Необходимо правильно подобрать объекты для опыта в соответствии с целями и задачами эксперимента. Объекты опыта и выполняемые с ними действия должны быть безопасными для детей.
Для анализа работы по данной теме мы проводили педагогическое наблюдение в начале и конце года обучения по следующим критериям:
1. Умение задавать вопросы – 53% - 83%
2. Умение ставить проблему, выявлять её – 46% - 70%
3. Умение выдвигать гипотезы – 50% - 69%
4. Умение проводить эксперименты – 53% - 87%
5. Умение рассуждать, делать умозаключения – 43% - 69%
В результате:
- Повысился уровень задаваемых детьми вопросов.
- Воспитанники стали давать больше аргументированных ответов познавательного интереса.
- У детей повысился интерес к содержанию деятельности.
- Повысился уровень восприятия.
Добиться положительных результатов помогло тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Было проведено анкетирование родителей. Целью которого было: выявить отношение родителей к экспериментальной деятельности детей. Из результатов анкетирования видно, что родителей заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребёнка не последнее место. Преобладающими условиями для совместно детско – родительского экспериментирования они считают следующее: оказание помощи в чём-либо (в оборудовании лаборатории большое участие принимали родители, поддержка (проведение опытов в домашних условиях). В течении года с родителями было проведено:
- Консультация на тему: «Развитие познавательных способностей через опытно – экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром».
- Тематическая беседа: «Роль семьи в развитии поисково – исследовательской активности ребёнка».
- Памятка: «Как поддержать интерес детей к познавательному экспериментированию».
Так же проводилась работа с педагогами нашего детского сада:
- мастер класс на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования».
Перспективы:
1. Пополнение «Уголка экспериментирования» новыми материалами, приборами.
2. Пополнение картотеки опытов.
3. Участие воспитанников в городском фестивале детских исследовательских работ и проектов «Я – исследователь».
Вывод: «Я хочу знать», «Я хочу уметь», «Мне интересно», - такая познавательная потребность, проявлением которой и являются познавательные интересы, во многом определяет развитие личности. Ценность опытно – экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать эту потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия. Кружок «Удивительное рядом» расширяет и даёт ребёнку дополнительные возможности в познании окружающего мира.