лена баженова
Проект «У леса загадок немало»
▼ Скачать + Заказать документы
Часто гуляя с детьми в парке, они обращают внимание на красоту природы, но дети редко обращают внимание на деревья, растущие рядом. Однажды мы рассматривали с детьми шишки от сосны, ели и кедра. Дети обратили внимание, что они разные, от разных деревьев, но называются одним словом-шишки. Возникло много вопросов: Как растут шишки? для чего дереву шишки? Есть ли семена у других деревьев? Чьи в лесу шишки? Так и возникла идея проекта «У леса загадок не мало», в процессе работы которого,нам удалось разгадать загадки старого леса.
Публикация «Проект „У леса загадок немало“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
Дошкольный возраст-это важный этап формирования экологических представлений, являющихся основой экологических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.
Трудно представить себе воспитание и развитие без привлечения в помощники педагогу природы - этого естественного источника красоты, здоровья. Если ребё нок научится любить природу: лес, животных, насекомых, цветы, научится ценить окружающий мир.
• На современном этапе, актуальная проблема нашего времени-проблема взаимодействия человека с природой. Этот аспект экологии не может оставаться в стороне от педагога. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало кто задумывается о судьбе леса, о его обитателях, о том, что в лесу много разных жителей. Негативная позиция взрослых оказывает влияние на формирование личности ребёнка дошкольника, у детей всё меньше проявляется любопытства к лесу. А чаще наблюдается равнодушие и жестокое отношение к живым существам.
• Поэтому возникает необходимость в углубленной целенаправленной работе с детьми, начиная уже с пред школьного возраста, по развитию интереса к биологическому сообществу - леса, и, как следствие, по воспитанию у них бережного и внимательного отношения к природе, в целом, и к лесу, как части природы.
Проблема проекта : отсутствие знаний о лесе, о жизни его обитателей тайнах и загадках, которые таит в себе лес. Отсутствие системы непосредственного общения с природой.
Вид: информационно-творческий, краткосрочный
Участники проекта : дети 4-5 лет, педагоги ДОУ, родители воспитанников, население ближайшего микрорайона, социум.
Задачи проекта : •.
• Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны.
• Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям детей и взрослых.
• Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).
• Развивать творческие способности (умение видеть «в обычном необычное», мастерить поделки из природного материала)
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
Формировать элементарные экологические знания о лесе.
• Расширить знания о взаимосвязи лесных обитателей, о разнообразии лекарственных и ядовитых растений, о жизни насекомых.
• Способствовать умению отгадывать загадки и придумывать самостоятельно.
• Воспитывать бережное отношение к лесу у детей и взрослых
1 этап подготовительный
Цель: подготовка педагогов и предметно - развивающей среды к данному проекту.
Задачи:
планирование и проектирование мероприятий по подготовке к проектной деятельности,
разработка цикла занятий, бесед, наблюдений,
создание предметно - развивающей среды,
создание педагогической модели взаимодействия " педагог - - - узкие специалисты - библиотека - школа",
создание системы мониторинга.
II этап - практический.
Цель: создание и внедрение условий для формирования у детей углубленных знаний жизни леса, его обитателях, позиции "друга" по отношению к лесу путем воздействия на познавательную сферу ребенка.
Задачи:
проведение цикла занятий, бесед, наблюдений и других мероприятий,
создание и внедрение системы работы по взаимодействию с родителями воспитанников,совершенствование взаимодействие с организациями социума.
III этап - заключительный
Цель: оценка результатов реализации проекта на основе мониторинговых исследований
Задачи:
анализ проведенной работы.
• Основные мероприятия по реализации проекта
• На практическом этапе дети рассматривали картины о лесе: «С кем дружит ель?», «Как растёт сосна?», «Еловый лес?», «Берёзовая роща», делали выставку иллюстраций вместе с детьми и родителями «Что такое лес?», составляли рассказы по картинам русских художников «Лес», «Золотая сень в лесу», «Одинокая сосна», что способствовало обогащению словаря детей, расширению знаний о жизни деревьев в лесу.
• Беседы с детьми «Зелёная аптека», «Какая бывает кора у деревьев?», «Съедобные и ядовитые грибы», «Какие бывают листья», «Правила поведения в лесу», «Какие насекомые живут в лесу?» «Животные нашего леса» помогли сформировать у детей углубленные знания о растительности леса, его обитателях
• Занятия на тему «Лесное путешествие» ,«Лес-наше богатство», экскурсии в сквер, «К дубу», «В гости к берёзке»-. Учили детей понимать, что лес – наше богатство.» Помогли понять красоту природы, формировали эстетические чувства. Развивали интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны. Формировали бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.
• сформировали представление о разнообразии насекомых, умению вести себя при встрече с ними, о разнообразии лекарственных и ядовитых растениях. Вызвали положительный эмоциональный настрой, бережное отношение ко всему живому.
• Дети отгадывали и придумывали загадки, узнали, где зимуют ежи и зайцы, почему кукует кукушка? Познакомились с пословицами: «Лес наше богатство», 2Лес-друг человека», объясняли смысл этих поговорок.
• В процессе художественного творчества: пластилинографии «Каким бывает лист?», картинки-раскраски «Лесные загадки», аппликация «Птицы в лесу», рисование «Клёны». «Звери в лесу», «Ели и елки» дети узнали об особенностях жизни в лесу животных и насекомых, деревьях, их внешнем виде, закрепляли навыки творчества, используя разные техники рисования и лепки, получали эстетическое наслаждение.
Дети с увлечением играли в дидактические игры: лото «Грибы, ягоды», «Зелёная аптека», «От какого дерева лист», «Найди дерево», в подвижные игры «Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Волк во рву», «Зайцы и волк». Водили хороводы «Лиса по лесу ходила». «Во зелёном лесу» .инсценировке «В лесу родилась ёлочка», сюжетно-ролевая игра «Поход в лес». Доставили удовольствие и положительные эмоции, театрализованные игры «Кот и лиса», «Теремок»
• Трудовая деятельность позволила детям проявить творчество и фантазию, сформировать положительный настрой, узнать какие чудеса можно творить с природным материалом леса. Дети изготовили макет птиц, заготовили с помощью родителей природный материал, мастерили поделки из природного материала: ёжик букет из листьев, розы из листьев клёна, смешной лесовик, весёлые птички-невелички.
• Прослушивание на музыкальном занятии звуков леса. Это вызвало эстетические чувства и качества.
• Работа с социумом: взаимодействие с библиотекой, школой №8 Встреча с работниками библиотеки подарила детям много впечатлений о книгах, о лесе. Лесном царстве -государстве, его лесных жителях. Интересным было знакомство с «Краской книгой» Саратовской области. Дети очень заинтересовались редкими растениями и животными, исчезающими видами. Учитель и школьники участвовали в заключительном этапе проекта в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда? подготовили вопросы знатокам игры.
• Домашние задания родителям: Родители приготовили презентацию «Правила поведения детей в лесу», книгу для чтения и рассматривания «Лесные правила», эмблему «Берегите лес», альбом «Птицы нашего леса», цветные трафареты «Птицы», участие в создании коллажа «Лес в жизни человека»
Заключительный этап проекта :
Выставка детского творчества «За что мы любим лес»
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Где вопросы знатокам задавали сказочные герои, родители, музыкальный руководитель. В игре был настоящий чёрный ящик с загадками, музыкальная пауза. Дети показали свою эрудицию, находчивость, сплочённость в команде, интеллект, умение логически мыслить, сопоставлять факты, делать выводы. Дети выиграли со счё том 10:0
В ходе работы над проектом у детей :
• развивалась поисково-познавательная деятельность:
• учились планировать этапы своих действий, аргументировали свой выбор;
• - находили разные способы решения проблемных ситуаций.
• • Совершенствовался уровень накопленных практических навыков:
• - находить нужный материал (в библиотеке, дома и т. д.) ;
• - развивался художественный вкус, навыки дизайна (раскраски) ;
• • активизировалась речь;
• • поддерживался интерес детей к деятельности сверстников;
• • воспитывалось бережное отношение к лесу.
• Прослеживалось взаимодействие с родителями:
• • помощь родителей в поисках нужной информации,
• участие в мероприятиях «Что? Где? Когда?», инсценировка «В лесу родилась елочка», автор Б. Дружинин,
• • оформление альбомов – продукта деятельности.
Во время проектной деятельности дошкольников взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, действовать, находить и решать элементарные познавательные проблемы,
• Во время проектной деятельности детей следует обратить внимание на создание комфортной образовательной среды, которая позволяет раскрыть потенциальные возможности личности, освоить культуру и окружающий ребенка мир, применять полученные знания на практике. Кроме этого, участие детей в проектах способствует интенсивному процессу социализации личности, усиливает связь обучения с жизнью, стимулирует активное мышление и формирует познавательный интерес.
• Участвуя в проектной деятельности, дошкольники обогащают социальный опыт. Это процесс, в котором активно происходит социальное становление ребенка, формируются социальные качества и навыки, которые развиваются в условиях совместной деятельности. Ребенок учится работать в коллективе: доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, соподчинять собственные интересы интересам общего дела, чувство товарищества и дружбы, вежливость, всему этому он учится. Также формируется уверенность в себе, общительность, открытость, любознательность, активность.
• Результат работы:
• у детей увеличился интерес к общению с природой
• произошли позитивные изменения в речи детей
• дети более чутко и бережнее относятся к лесу и его обитателям
• деформированы элементарные экологические представления о лесе,
• ОСОЗНАННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ,
• понятие-в природе всё взаимосвязано.
• повышен уровень знаний о лесе, его обитателях.
• налажена сплочённость в коллективе.
Берегите лес! В нём много тайн и загадок!