Галия Бакланова
Проект «Труд и ремесла коренных народов ХМАО Югры» для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Труд и ремесла коренных народов ХМАО Югры»
для детей старшего возраста
Бакланова Галия Сафиевна
Актуальность проекта
Традиционно процесс воспитания у всех народов во все времена предполагал формирование любви к Родине у подрастающего поколения, и как часть этого чувства – любовь к малой родине. Достижение этой задачи состоит из множества составляющих – культурно-эстетической, информационно-исторической, природно-географической и др. До процесса глобализации эта задача не требовала специальных усилий, ее достижение складывалось из самого образа жизни, родного языка, быта, ближайшего окружения ребенка. В настоящее время в связи с многообразием информационных потоков, интенсивного формирования множества субкультур необходимы целенаправленные усилия педагогов, родителей, других социальных институтов воспитания по развитию идентификации ребенка со своей исконной культурой.
Публикация «Проект „Труд и ремесла коренных народов ХМАО Югры“ для детей старшего возраста» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам.
Настоящий проект посвящен ознакомлению детей с трудом и ремеслами коренного населения Югры, в которых нашли свое отражение особенности этого региона.
Тип проекта: познавательный, информационно-практико-ориентированный
Продолжительность проекта: 2 месяца.
Сроки реализации проекта: апрель-май 2022г.
Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители.
Продукт: макет «Стойбище хантов и манси. Фотокнига «Ремесла коренных народов Югры».
Проблема: дети не могут искренне полюбить свой край, не зная его особенностей.
Цель: приобщение детей к культуре своего народа через ознакомление трудом и ремеслами коренного населения.
Задачи
Образовательные
• Активизировать интерес детей к культуре своего народа.
• Познакомить с наиболее распространенными видами ремесел коренного населения Югры.
• Упражнять в изображении хантыйских и мансийских орнаментов.
• Формировать представление о личностных характеристиках коренного населения Югры (трудолюбие, настойчивость, целенаправленность, великодушие).
Развивающие
• Развивать воображение, внимание, мышление, память.
• Содействовать развитию мелкой моторики.
• Развивать творческие способности.
Воспитательные
• Воспитывать чувство национального достоинства, культуру межнационального общения.
• Воспитывать уважение к труду.
Предполагаемые результаты
Для детей
• У детей активизируется интерес к родному краю.
• Дети познакомятся с наиболее распространенными видами ремесел коренного населения Югры.
• К моменту окончания проекта у детей сформируются представления о богатом литературном наследии, культурных традициях народов ханты и манси.
• Появится стремление отражать свои впечатления в различных видах художественной деятельности
• Расширится и обогатится активный и пассивный словарь детей, повысится уровень навыков диалогической и монологической речи. Смогут отразить свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
• Повысят интерес к окружающему миру своего края, будут испытывать чувство гордости за своих родителей, свой город, край.
Для родителей
• Повысится заинтересованность родителей в совместной с детьми поисково-познавательной творческой деятельности.
• Изменение отношения родителей к проблеме формирования интереса к родному краю, развитие уважительного отношения к коренному населению ХМАО-Югры, их традициям и обычаям;
• Расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.
Для воспитателей:
Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный профессиональный рост; самореализация.
Планирование деятельности по реализации проекта
1. Подготовительный этап
1 неделя
Работа с информационными ресурсами, сбор информации, анализ опыта коллег.
Выявление имеющихся знаний у воспитанников посредством опроса «Ремесла народов Югры».
Целеполагание, планирование деятельности в рамках проекта.
Привлечение к сотрудничеству родителей воспитанников.
Подготовка оборудования для реализации проекта (видео и фотоматериалы, образцы изделий, орнаментов).
2. Основной:
1 неделя
Организация работы с детьми:
Беседы «Зачем человеку трудиться?», «Особенности жизни на Севере»
Знакомство с пословицами о труде
Рассматривание иллюстраций с изображением коренных народов Югры за работой
2 неделя
ОД «О скотоводстве»
Изготовление макета «Хантыйское стойбище»
Подвижные народные игры: «Ловля оленей», «Хейро», «Собери ягоды»
Творческая мастерская – лепка «Охотник»
«Изготовление из бумаги оленя.
3 неделя
ОД «Об охоте»
Дидактическая игра «Собери ханта на охоту».
Рассматривание зимнего костюма ханты и манси
Познавательно – исследовательская деятельность «Натуральные и искусственные меха»
Лэпбук «Моя Родина – Югра»
4 неделя
ОД «О собирательстве дикоросов»
Рассматривание посуды (кузовки для сбора ягод, сосуды с низкими стенками, табакерки, корневатики и плетеные короба, ложки, черпаки)
Сюжетно – ролевая игра «Охота на оленей»
5 неделя
Досуг «В гостях у хозяйки тайги»
Творческая мастерская «Орнаменты ханты и манси»
Дидактическая игра «Собери орнамент»
Разучивание стихотворения «Хантыйские узоры» 5 неделя
6 неделя
Творческая мастерская «Бисероплетение»
Просмотр презентации «Что такое бисер»
Рассматривание изделий из бисера
Экскурсия в краеведческий музей
7 неделя
Просмотр презентаций: «Художественная резьба по кости»
Рассматривание изделий из бересты
Беседа «Орнаменты на изделиях и их значение»
8 неделя
ОД «О рыболовстве»
Чтение сказки «Старик рыбак и ворон»
Сюжетно – ролевая игра «Рыбалка»
Составление рассказа по сюжетным картинам «Ремесла северных народов»
Организация работы с родителями
1 неделя
Анкетирование «Знакомство детей с родным регионом»
2 неделя
Помощь в изготовлении макета «Хантыйское стойбище»
3 неделя
Знакомство с культурой и бытом ханты и манси, игры народов Севера, просмотр презентации о ХМАО-Югре.
4 неделя
Консультация «Как знакомить детей с родным краем»
5 неделя
Конкурс поделок «Северные орнаменты»
6 неделя
Совместное посещение краеведческого музея
3. Заключительный
8 неделя
Презентация продукта: фотокнига «Ремесла коренных народов Югры».
Макет «Стойбише хантов и манси
Подведение итогов проекта.
Анализ результативности.
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей
К моменту окончания проекта у детей сформируются представления о богатом литературном наследии, культурных традициях народов ханты и манси; познакомятся ближе со своим городом и краем Югрой; появится стремление отражать свои впечатления в различных видах художественной деятельности; Расширится и обогатится активный и пассивный словарь детей, повысится уровень навыков диалогической и монологической речи; смогут отразить свои впечатления в продуктивных видах деятельности; повысят интерес к окружающему миру своего края, будут испытывать чувство гордости за своих родителей, свой город, край.
Для родителей
Повысится заинтересованность родителей в совместной с детьми поисково-познавательной творческой деятельности.
Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
Изменение отношения родителей к проблеме формирования интереса к родному краю, развитие уважительного отношения к коренному населению ХМАО-Югры, их традициям и обычаям.
Расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.
Для воспитателей
Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный профессиональный рост; самореализация.
Список информационных ресурсов
1. Евстратова, Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1. – С. 17-20.
2. Красильников, В. П. Игры и состязания в традиционном воспитании хантов. – Екатеринбург: Урал, 2002. – 120 с.
3. Кулемзин, В. М., Лукина Н. В. Знакомьтесь: ханты. – Новосибирск, 1992. – 136 с.
4. Немысова, Е. А. Игры детей обско-угорских народов. - СПб. : Питер, 1999. – 200 с.
Электронные ресурсы:
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2018/01/07/proekt-znakomstvo-detey-s-narodnymi-promyslami-hanty-i
2. https://admhmao.ru/ob-okruge/obshchie-svedeniya/traditsionnye-promysly-i-remesla-korennykh-malochislennykh-narodov-severa/
3. https://libking.ru/books/child-/child-tale/392617-narodnye-skazki-skazki-narodov-severa.html#book