Галина Захарченко
Проект «Травянистые растения нашего детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Травянистые растения нашего детского сада»
старшая группа
Тип проекта : детско - родительский
Вид: информационно- познавательный
Срок реализации: краткосрочный октябрь-март(2019год)
Образовательная область: познавательное развитие
Организатор: воспитатель
Участники проекта : педагоги, дети, родители
Целевая группа: воспитанники старшей группы
Публикация «Проект „Травянистые растения нашего детского сада“» размещена в разделах
Основание для разработки проекта : мало разработана система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с миром трав родного края.
не достаточно развит интерес детей к познанию травянистых растений, произрастающих на нашем участке.
Актуальность и цель проекта : В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. И первые основы экологической культуры должны быть заложены в детстве. Уже с дошкольного возраста необходимо формировать у детей представления о травянистых растениях родного края, которыми так богата природа нашей станицы Зольской.
Здесь можно встретить такие растения как тысячелистник, цикорий, зверобой, одуванчик и другие травы. Многие растения занесены в Красную книгу. Но всё меньше остаётся нетронутых уголков природы, нераспаханных земель. Как же приучить детей беречь и охранять природу, рационально использовать её богатства.
Наблюдая и рассматривая растения на участке ДОУ, мы c ребятами узнали, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, условиях правильного сбора. Поэтому я решила вместе с воспитанниками и их родителями включиться в экологический проект, который так и назвала «Травянистые растения»
Цель проекта : создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта. Развитие мышления, воображения, связной речи детей.
Задачи: 1. Сформировать у детей понятия о травянистых растениях (как выглядят, где растут, каковы их лечебные свойства).
2. Учить узнавать растения по описанию и внешнему виду, называть их.
3. Закреплять у детей знания о том, что для роста и жизни растениям необходимы : свет, влага, тепло
4. Aктивизировать внимание, память, логическое мышление; развивать связную речь, фантазию, творческие способности, воображение.
5. Сформировать представления о пользе растений и их роли в жизни человека.
6. Формировать реалистические представления о растениях; учить детей сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
7. Воспитывать устойчивый интерес, любовь и бережное отношение к растениям.
Предполагаемый результат: - Усвоение детьми необходимых знаний по теме «Травянистые растения»
Формирование устойчивого интереса к природе, бережного и заботливого отношения к растениям;
Обогащение словаря детей;
Успешное интеллектуально- личностное развитие;
Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.
Этап реализации: 1 этап – подготовительный
Постановка цели, задач для педагогической работы и работы с детьми.
Сбор и анализ литературы по данной теме.
Предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
II этап –основной (исследовательский)
1. Разработка краткосрочного проекта «Травянистые растения»
2. Проведение мероприятий в группе.
3. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью
Работа с педагогами:
1. Консультация на тему: «Роль воспитателя в развитии экологической культуры дошкольников»
2. Открытый просмотр НОД «Царство растений»
3. Творческий отчет об итогах проделанной работы по проекту.
Работа с детьми:
Познавательное развитие
1. Беседа «Зеленая аптека»
Цель: Рассказать детям о том, какую большую пользу приносят человеку травянистые - лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений, познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека. Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: Иллюстрации с изображением травянистых растений, засушенные лекарственные растения.
Беседа «Красная книга-сигнал опасности».
Цель: Познакомить с лекарственными растениями родного края; разъяснить правила бережного отношения к лекарственным растениям.
«Растение - целостный организм»
Цель: Подвести детей к выводу, что все растения - это один целостный организм, где каждая часть выполняет определенную роль, т. е. функцию.
НОД. «Царство растений»
Цель: Через познавательную активность детей подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительный мир растений; ввести и обосновать классификацию растений на дикорастущие и культурные, дать понятие о плодородной почве, семенах, рассаде.
Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
Воспитывать любовь к природе. 2. Экскурсии.
Экскурсия на гору.
Цель: познакомить детей с природным окружением нашей станицы, рассказать о многообразии трав произрастающих в станице, познакомить с тем какие лекарственные растения растут на горе (крапива, одуванчик, подорожник, ромашка и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Экскурсия по участку детского сада.
3. Наблюдения.
Наблюдение «Наш верный друг- подорожник»
Цель: познакомить детей с лекарственным растением- подорожником, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья подорожника, стебли, познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы подорожнику, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Наблюдение «Злая крапива»
Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о травянистых растениях; формировать умение активно беречь и защищать природу.
4. Рассматривание.
Рассматривание стеблей и цветков у растений.
Цель: продолжать знакомить детей со строением растений; учить различать их по внешнему виду; уметь отличать их от деревьев и кустарников.
Рассматривание гербария.
Цель: закреплять умение узнавать и правильно называть травянистые растения.
5. Дидактические игры.
Дидактическая игра «Помоги растению»
Цель: расширить знания о том, какие условия необходимы для жизни растений.
Дидактическая игра «Узнай растение по описанию»
Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению.
Материал: разные виды травянистых растений (лопух, подорожник, ромашка, чистотел)., отдельные части растений (стебель, корень, листья).
Дидактическая игра «Назови растение»
Цель: уточнять знания о травянистых растениях.
Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т. д.). Затем условие игры меняется («На каком месте ромашка?» и т. д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли. Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Чем ещё отличаются растения друг от друга?
Дидактическая игра «Подбери части растения»
Цель: Расширять представления детей о травянистых растениях, упражнять в умении собирать растение из частей в целое.
Дидактическая игра «Угадай растение по запаху»
Цель: упражнять в умении находить растения по запаху.
6. Опыты.
Опыт «Летающие семена».
7. Художественное творчество.
Рисование: «Наши зеленые друзья»
Цель: формировать представления о пользе комнатных растений для здоровья человека.
Лепка: «Подорожник-трава»
Цель: закрепить умение передавать характерные особенности растения (строение, форма, величина)
Лепка: «Волшебные цветы»
Цель: развивать творческую активность детей в процессе лепки в технике пластилинографии.
Аппликация: «Одуванчик»
Цель : учить детей передавать характерные особенности растения : жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.
8. Моделирование. Составление модели строения растения.
Цель: Познакомить детей со знаками-символами органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод).
9. Викторина «Полезные растения».
10. Речевое развитие
Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о растениях.
Чтения стихотворения В. Лукмы «Подорожник»
Заучивание стихотворения А. А. Коринфского «Мой лужок»
11. Музыка
Ю. Антонов «Не рвите цветы»
М. Протасов «Одуванчики
«Звуки природы» слушание музыки П. И. Чайковский «Времена года», «Вальс цветов»
12. Физическое развитие
Упражнение на дыхание «Аромат цветов»
Гимнастика после сна «Пробуждение одуванчиков»
Физминутка «Одуванчик»
Подвижная игра «Цветы и дождик»
Сотрудничество с родителями:
1. Анкетирование по теме: «Лекарственные растения»
2. Родительское собрание «Участвуем в проекте «Травянистые растения»
3. Консультация для родителей «Лекарственные растения для детей» .
4. Экологическая газета «Прикоснись к природе сердцем»
5. Привлечение родителей к оформлению и выпуску альбома «Сборник лекарственных растений», включающий в себя народные рецепты, рисунки, рассказы, сказки, стихи о лекарственных растениях.
6. Папка – передвижка «Советы родителям, летний период»
III Этап – заключительный
Оформление результата проекта в виде презентации.
Итоги проекта
Материалы и оборудование: Для проведения исследования понадобится:
• Тетради и альбомы для оформления результатов наблюдений.
• Карандаши, фломастеры.
• Фотографии, иллюстрации с изображением травянистых и лекарственных растений.
• Высушенные растения и их плоды.
• Папки для гербария.
Литература:
1. Моя первая энциклопедия: «Растения».
2. А. Плешаков «Зеленые страницы».
3. А. Онегов «Тропинка полевая».
4. Книга загадок.
5. Масленникова О. М., Филлипенко А. А. Экологические проекты в детском саду.
6. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.
Круглый стол с родителями дошкольников
«Воспитание доброты к природе».
Научите ребёнка ощущать, а
потом и понимать, что добро
тогда добро, когда от него
не плачут люди»,- писал
В. А. Сухомлинский.
Доброта делает человека воспитанным.
Ребёнок от природы добр. Детская жестокость, которую мы иногда наблюдаем у ребят, явление не типичное, а скорее всего патология, или же непонимание ребёнком, что такое больно. Как часто дети просто так ломают ветки, нанося «боль» дереву, и не задумываются при этом, что они делают ему больно. Как часто дети бросают камни в пруд, реку, и никто не останавливает их. Они загрязняют воду, а ведь в водоёме обитает много разных живых существ.
Да, добру надо учить.
Воспитание доброты связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и сопереживать успеху другого как к своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства. Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребёнку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими – это важное условие воспитания доброты. Общение с природой пробуждает у ребёнка доброту, отзывчивость, чувство ответственности за другую жизнь, например, за жизнь животных, растений. Не потому ли восхищают и трогают нас восходы и закаты, камушки на морском берегу, красавицы берёзы, во всём этом мы неосознанно чувствуем что-то родное? Прекрасное в природе означает для человека любимое. Мною любимое – значит родное. А любимое, дорогое необходимо охранять и защищать.
Азбука доброты постигается ребёнком ежедневно через его мысли, чувства, дела и поступки.
С помощью природной среды взрослые имеют возможность всесторонне развивать ребё нка: расширяя его кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекая детей в совместную деятельность, давая посильные поручения, побуждая ребёнка к сочувствию, сопереживанию, воспитывая желание помогать делом.
У природы мы учимся чувству красоты, чувству меры, добра, справедливости.
А как же приобщить ребёнка к родной природе? Как развивать у него познавательный интерес к ней, воспитывать любовь и бережное отношение? Как Вы думаете, уважаемые родители? Как Вы сами развиваете у своих детей познавательный интерес к природе, как в семье воспитываете у детей любовь к природе? (Ответы родителей.)
Итог: Сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребенка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.