ирина фоменко
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе знакомства с родным городом.
Мой Белый город - ты цветок из камня,
Умытый теплым, солнечным дождем.
Как ветрами, овеян ты годами,
Как песня, в сердце ты живешь моем!
В последние годы идет переосмысление сущности нравственно - патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе знакомства с родным городом,» размещена в разделах
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о своих близких, быть внимательными друг к другу, сострадать.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т. п., то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.
Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний у ребенка было больше.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе. Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием Белгородчины. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с Белгородом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живучим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Мы живем и работаем в маленьком, но очень красивом городе Белгороде, который любим и которым гордимся. Наш белгородский край богат своими обычаями, традициями, его населяет интересные люди. Нам необходимо помочь детям узнать, чем красив, богат край, который носит такое гордое имя, сформировать у детей уважительное отношение к людям труда; к истории, культуре, обычаем и традициям родного края.
В работе по ознакомлению с Белгородчиной мы решали следующие задачи:
- Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
- Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
- Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе).
- Формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
- Зажечь любовь и интерес к жизни народа в разные исторические эпохи, к его культуре, к родному краю.
- Показать самобытность русского народа, проявляющиеся в творчестве народных умельцев, в устном народном творчестве.
- Воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края.
- Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.
Чтобы реализовать эти задачи, мы придерживались следующего плана.
I раздел «Город, что сердцу дорог»
- Посещение Белгородского краеведческого музея.
- Экскурсия по улицам города (ул. Губкина, ул. Конева, рассказ о людях, чьими именами названы улицы.
- Рассматривание альбома «Наша малая Родина г. Белгород»
- Фотовыставка «Наш город сегодня»
- Знакомство с гербом и гимном нашего города.
- Посещение филиала детской библиотеки.
- Рассказ-беседа «Романтика обычной профессии» (с приглашением родителей). Создание альбома о профессиях.
- Белгород – город воинской славы. Экскурсия по аллее героев в парке Победы.
- Знакомство с героями ВОВ (встреча с ветераном Варваровой Натальей Александровной).
- Посещение музея-диорамы «Курская дуга».
- Выставка детских работ «Мой любимый город».
- Встречи с художниками, писателями (встреча с Виктором Череватенко – доктором и поэтом).
- Создание в группе мини–музея Белгородчины.
II раздел «Природа Белогорья»
- Экскурсия в Архиерейскую рощу.
- Посещение Белгородского зоопарка.
- Посещение зала природы Белгородского краеведческого музея.
- Беседа о жизни животных и птиц в лесу (лиса, волк, заяц, лось, кабан).
- Беседа «Помощь зимующим птицам», изготовление кормушек.
- Экскурсия на станцию Юных натуралистов г. Белгорода, рассказ о заповеднике «Белогорье».
- Составление гербария растений детского сада.
Помимо разработанного плана при патриотическом воспитании дошкольников важно соблюдать следующие условия.
1. Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Белгороду должны передаваться детям.
2. Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.
3. Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому - культурно-историческим фактам.
4. Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
5. Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе Белгорода, т. е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, деятельность по благоустройству города, охране природы и т. д.)
6. Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (масленица, пасха, и др.). Познакомиться с жителями города - носителями социокультурных традиции в области ремесел, песен, танцев и т. п.
7. Создание такой развивающей в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музея русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)
Стоит отметить, что организация работы с родителями стоит на первом месте. Мы считаем, что на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в большей степени влияет семья. Поэтому нами разработан план работы с родителями по патриотическому воспитанию. Данный план был успешно реализован в ДОУ № 75.
План работы с родителями по Белгородоведению.
1. Консультации для родителей:
- «Промыслы Белогорья».
- «Знаменитые люди Белгорода».
- «Заповедник «Белогорье».
2. Рассказ-беседа «Романтика обычной профессии».
3. Помощь в оформлении альбомов «Все работы хороши».
4. Совместные праздники и развлечения.
5. Участие родителей в организации и проведении экскурсий в музеи, в лес, на водоем.
6. Проведение игротеки «Игры наших бабушек и дедушек».
7. Альбом «Прогулки по городу».
Данный план может изменяться и дорабатываться, но обязательно нужно привлекать родителей к подобной работе.
Именно совместная работа семьи и ДОУ поможет воспитать поколение людей, любящих свой город, свою страну.
Список использованной литературы:
1. Маханева М. Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
2. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина?- М. 2004.
3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание. -2009.-№1.
4. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. -М. : Педагогика,2008.