Валентина Леонова
Проект «Уроки безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Уроки безопасности»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ город Новосибирск
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №196 «Подснежник»
Перспективный план по познавательному развитию
с дошкольниками пятого года жизни.
Тема: «Уроки безопасности»
Составила: воспитатель
Леонова Валентина Николаевна
Актуальность.
Вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является
актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в
Публикация «Проект „Уроки безопасности“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2019
социально адаптированной личности. Неопределенность современной
окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его
умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период
впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной
жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого
возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое
отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль
педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в
социальный мир. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а
умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Пояснительная записка
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности
педагогов, родителей, детей в рамках работы ДОУ, в которой
пропагандируется осознанное соблюдение ПДД и безопасного образа жизни,
определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных
задач в разнообразной деятельности с детьми.
Мероприятия проводятся в организованной образовательной деятельности, а
также в свободное от занятий время как совместная деятельность
воспитателя и детей в виде бесед, викторин, наблюдений, чтения
художественной литературы, отгадывания загадок, кроссвордов;
развивающих, познавательных, сюжетно-ролевых, подвижных игр, игр-соревнований, оформления плакатов, экспериментирования, а также дома
совместно с родителями.
Цель и задачи проекта : формирование системы осознанно – правильных
представлений о безопасности собственной жизнедеятельности у детей
дошкольного возраста.
Задачи:
формирование представлений об опасных для человека и окружающего
мира природы ситуациях и способов поведения в них;
приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего
мира природы поведения;
передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в
качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
формирование осторожного и осмотрительного отношения к
потенциально опасным для человека и окружающего мира природы
ситуациям.
Организация работы по безопасности жизнедеятельности
осуществляется по следующим направлениям:
• Ребенок и другие люди;
• Ребенок и природа;
• Ребенок дома;
• Ребенок на улицах города.
Данные направления раскрывают следующие темы
Безопасный отдых на природе :
Формирование основ экологической культуры.
Продолжение знакомства с правилами поведения на природе.
Знакомство с Красной книгой, с отдельными представителями
животного и растительного мира, занесенными в нее.
Уточнение и расширение представлений о таких явлениях природы,
как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомство с правилами
поведения человека в этих условиях.
Безопасность на дорогах
Систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном
движении.
Продолжение знакомства с дорожными знаками – предупреждающими,
запрещающими и информационно-указательными.
Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила
дорожного движения.
Расширение представлений детей о работе ГИБДД.
Воспитание культуры поведения на улице и в общественном
транспорте.
Безопасность собственной жизнедеятельности.
Формирование представлений о том, что полезные и необходимые
бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и
стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и
бытовые предметы).
Закрепление правил безопасного обращения с бытовыми предметами.
Формирование у детей понимания необходимости соблюдать меры
предосторожности и умения оценивать свои возможности по
преодолению опасности.
Уточнение знаний о работе пожарных, правилах поведения при пожаре.
Формирование у детей навыков поведения в ситуациях: «Один дома»,
«Потерялся», «Заблудился».
Расширение знаний о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой
помощи.
Формирование умения обращаться за помощью взрослым.
Закрепление знаний о том, что в случае необходимости взрослые звонят
по телефонам «01», «02», «03»
Закрепление умение называть свой домашний адрес.
Принципы и этапы реализации проекта
В основу данного проекта положены следующие педагогические принципы:
• принцип развивающего образования, целью которого является
развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется
через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической
применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и
задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе
реализации которых формируются такие знания, умения и навыки,
которые имеют непосредственное отношение к развитию детей
дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников,
спецификой и возможностями образовательных областей;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту
формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми
дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них
является игра.
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации,
непрерывности и системности образования.
Этапы реализации проекта программы
Проект долгосрочный.
Реализация проекта рассчитана на учебный год.
Этапы реализации проекта
I. Организационный.
1. Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта.
2. Подбор методической и художественной литературы по теме.
4. Подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для
рассматривания, картины, настольные игры).
5. Составление плана-схемы проекта.
6. Тематические плакаты, изготовление запрещающих знаков.
II. Основной (практический)
Реализация проекта в образовательную практику (реализация
запланированных мероприятий) .
III. Заключительный
Итоговое мероприятие.
Подведение итогов.
Участники проекта :дети, воспитатели и родители.
В результате проделанной работы к концу года дети могут:
• знать домашний адрес и номер телефона; имена и отчества
родителей; адрес детского сада;
• применять усвоенные знания и способы деятельности для
решения проблемных ситуаций;
• планировать свои действия, направленные на достижение
конкретной цели. Соблюдать правила поведения на улице (дорожные
правила, в общественных местах;
• различать и называть виды транспорта (наземный, подземный,
воздушный, водный);
• ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать
взаимное расположение и направление движения объектов;
пользоваться знаковыми обозначениями;
• устанавливать причинно-следственные связи между состоянием
окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться
к природе.
Перспективный план реализации проекта
Безопасность в природе (сентябрь – октябрь)
Беседы «Птицы - наши друзья», «Правила поведения в лесу», «Машенька
заблудилась», «Наши помощники растения», «Мы – юные друзья природы»,
«Лес – богатство нашей родины», «Зачем знать правила поведения в
природе», «Зачем люди ходят в лес», «Все нужны на Земле», «Как вести себя
в лесу». Демонстрационный материал «Правила безопасности для
детей».
Игровая ситуация: "В лесу" (дикие животные, ягоды, грибы, «Расскажи
Незнайке, как вести себя в лесу».
Просмотр видео роликов «Опасность в лесу».
Чтение произведенийТ. Шорыгиной: "Осторожные сказки".
Заучивание стихотворений: «Если я сорву цветок», «Здравствуй, лес,
дремучий лес» С. Погорельского. Чтение стихотворений: «На земле
исчезают цветы» Е. Карасев, «Если вы в лес пришли гулять», «Лес не только
для нашей забавы», «Дерево, цветок, трава и птица» А. Берестов.
Прослушивание записи: «Голоса птиц», «Звуки природы».
Отгадывание загадок о лесе, о его обитателях.
Д/ и: "Гнездо, улей, нора", «Лесник», «Буду осторожен в природе», «Собери
грибы в корзину», «Верно-не верно», «Съедобные — несъедобные
ягоды», «Что будет, если…», «Лесная аптека», «Правила поведения в
лесу», «Хорошо-плохо», «Враг или друг?» (встречи с насекомыми,
животными).
Подвижные игры: «Зайцы в лесу», «У медведя во бору», «Пройди по
тропинке», «Птички в гнёздышках», «Лягушки – попрыгушки»
Трудовая деятельность: сбор веток и мусора на территории группового
участка.
Изготовление плаката «Съедобные и несъедобные грибы»
Развлечение «Мы – друзья природы»
Памятки для родителей «Как вести себя в природе»
Безопасность на дорогах (декабрь – февраль)
Беседы «Улица города», «Правила дорожного движения», «Безопасное
поведение на улице», «Вышел из дома – будь внимателен!», «Пешеходный
переход», «Если нет светофора. Знакомство с дорожными знаками»,
«Транспорт», «Осторожно, лед!».
Чтениестихотворений «Мяч» С. Маршака, «Самокат» Н. Кончаловской.
Чтение произведений Михалков С. «Бездельник светофор», «Дядя Степа –
милиционер», Маршак С. «Светофор»;
Подвижные игры «Светофор и автомобили», «Светофор», «Улица и
пешеходы», «Найди свой цвет», «Сломанный светофор», «Стоп».
Просмотр видеороликов «Безопасность на дороге.
Сюжетно – ролевая игра «Инспектор ДПС», «Автошкола»,
«Регулировщик», «Мы - пассажиры», «Дорожная азбука», «Правила
поведения», «Автомобили», «Светофорчики»
Презентация для детей «По дорогам сказок».
Викторина «Пешеход на улице»
Словесная игра «Что? Где? Откуда?»
Исследовательская деятельность:«Движение по льду и асфальту».
Конструирование из бумаги «Светофор», «Машина».
Д/И «Можно - нельзя, правильно - неправильно», «Будь внимательным»,
«Виды перекрестков», «Доскажи словечко», «Наша улица», «Поставь
дорожный знак», «Правильно разложи», «Светофор», «Угадай-ка», «Узнай по
описанию», «Это я, это я, это все мои друзья!».Игра «Какой знак спрятан»,
Разбор ситуаций: «Как правильно перейти через дорогу?», «Какие знаки
помогают пешеходу в пути?», «Чего не должно быть?», «Что нужно знать,
если находишься на улице один?».
Эстафета"Главная дорога"
Итоговое мероприятие «Урок безопасности по ПДД».
Выставка детских рисунков «Наша улица».
Работа с родителями: консультации для родителей «Ваш ребёнок на улице»,
«Родителям – о безопасности дорожного движения», «Приемы обучения
юного пешехода».
Безопасность собственной жизнедеятельности (март – май).
Беседы и познавательные занятия «Огонь – наш друг», «Пожарный –
профессия героическая», «Причины возникновения пожара», «О пользе
бытовых электроприборов и правилах пользования ими», «Что делать при
пожаре», «Как происходят пожары», «Если в квартире много дыма», «Если
звучит пожарная сирена», «Опасные огоньки. Правила поведения вблизи
елки».
Отгадывание загадок на противопожарную тематику.
Дидактические игры: «Горит, не горит», «Средства пожаротушения»,
«Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Причины пожаров», «Немой
телефон», «Четвертый лишний», пазлы «Пожар», «Лото», «Собери
картинку».
Подвижные игры «Смелые пожарные», «Пожарные на учениях», «Юный
пожарный»
Эстафета «Спасение пострадавших»,«Юные пожарники».
Сюжетно-ролевые игры: «Пожарная часть», «Мы пожарные», «Отважные
пожарники», «Служба спасения».
Экскурсия по детскому саду (знакомство с уголком противопожарной
безопасности).
Продуктивная деятельность: Рисование «Пожары случаются…»,
Аппликация «Пожарная машина», Лепка из пластилина «01».
Демонстрационный материал по пожарной безопасности.
Презентация «Огонь в картинках и загадках»
Чтение литературы: В. А. Степанов «Азбука в загадках», С. Я. Маршак
«Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», Л. Н. Толстой
«Пожарные собаки», Б. Жидков «Пожар в море».
Работа с родителями:
Участие в выставке детских рисунков «Я и огонь».
Консультации для родителей: «Безопасность наших детей - в наших руках»
Итоговое мероприятие: «И малым детям знать пора, что спички страшная
игра!»
Литература
1. В. В. Рыньков, Т. В. Юдина. Азбука экологического воспитания
дошкольников.
2. В. А. Новицкая, Л. С. Римашевская, Т. Г. Хромцева. Правила поведения в
природе для дошкольников.
3. Степанкова Э. Я. «Дошкольникам - о правилах дорожного движения».
4. О. Ф. Горбатенко «Комплексные занятия по разделу «Социальный
мир».
5. Интернет ресурсы.