Елена Иншакова
Образовательный проект «Уроки финансовой грамотности» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Городского округа Королёв Московской области
«Детский сад комбинированного вида № 33 «Берёзка»
Образовательный проект
для представления на международный конкурс
методических материалов
«Уроки финансовой грамотности»
Номинация «Организация проектной и исследовательской деятельности по формированию социальной и финансовой
Публикация «Образовательный проект „Уроки финансовой грамотности“ для дошкольников» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
грамотности»
Тема проекта : «Детский клуб «Афлатунчики»
Воспитатель высшей квалификационной категории Е. Г. Иншакова
Московская область
городской округ Королёв
2018 год
Пояснительная записка
Осенью 2017 года нашему детскому саду был присвоен статус академической (пилотной) площадки ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» по реализации Международного проекта «Афлатун – социальное и финансовое образование детей».
Содержание, реализуемое в рамках Международного проекта «Афлатун – социальное и финансовое образование детей» актуально. Очень важно вести эту работу с детьми дошкольного возраста, когда только начинают закладываться основные способы познания социальной действительности, формируется ценностное отношение к миру. Мир, который окружает ребенка, должен быть ярким и красивым. Подрастающему поколению необходимо обеспечить благоприятные и комфортные условия, возможность полноценно развиваться.
Этот курс помогает детям осознать, кто они и как взаимодействовать с другими людьми, акцентирует внимание на роли семьи и семейных ценностях, воодушевляет детей изучать свои права и обязанности, помогает ознакомиться с понятиями «деньги», «возможности», «предпочтения». Принимая участие в этой программе, дети узнают, как ставить перед собой цель, как отстаивать свои права, учатся понимать принципы и правила управления финансами. Программа помогает детям разобраться в таких понятиях, как возраст, пол, национальность, этническая принадлежность, социально-экономический статус.
Программа состоит из увлекательных занятий. И, конечно же, многое зависит от педагога, как будет построено занятие, насколько оно будет интересно, какие методы и приёмы будут использованы. Программа помогает педагогам отойти от стандартных способов обучения детей, используя методы активного участия.
И еще очень важно: программа Афлатун выделяет роль семьи в формировании социальной и финансовой грамотности. Семья имеет огромное влияние на формирование финансовых и социальных знаний и отношений ребенка, его социальное и финансовое поведение. Программа помогает родителям стать активным участником воспитательно-образовательного процесса.
Приступая к реализации Международного проекта с детьми подготовительной к школе группы, мы понимали, что за неполный учебный год необходимо дать детям самое важное содержание. Для этого были организованы занятия с детьми в «Детском клубе «Афлатунчики». Для успешной реализации содержания Международного проекта в «Детском клубе «Афлатунчики» были объединены усилия педагогов и родителей с целью формирования у детей активной жизненной позиции, социальной и финансовой культуры.
Мы максимально старались заинтересовать родителей наших воспитанников, вовлечь их в совместное творческое взаимодействие. И нам это удалось. Родители с удовольствием откликались на наши приглашения поучаствовать в разных мероприятиях, активно выполняли домашние задания с детьми, проявляли инициативу: предложили сшить своему ребенку маленького Афлатунчика.
Отсюда можно сделать вывод, что творческое общение благотворно влияет на взаимодействие семьи и педагога, а значит на плодотворное обучение детей в ДОУ.
(Встреча с родителями по ознакомлению с программой
Краткое описание проекта
Компоненты проекта Содержание проекта
Тема проекта «Детский клуб «Афлатунчики»
Тип проекта Познавательный
Состав участников Педагог группы: Иншакова Елена Геннадьевна, родители и дети подготовительной к школе группы
Продолжительность (сроки реализации) Октябрь 2017 – май 2018
Образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Цель Формирование социальной и финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Формирование у дошкольников желания быть полезным обществу. Создание эмоционально - благоприятных условий реализации Международного проекта в дошкольном учреждении.
Задачи Заложить азы социальной и финансовой грамотности.
Воспитывать у детей ценностные ориентации.
Активизировать интеллектуально – познавательную деятельность и творческое самовыражение детей.
Развивать у детей интерес к объектам и явлениям окружающего мира, социальной действительности.
Формировать у детей активную жизненную позицию в познании окружающего мира через чувственно – эмоциональные реакции.
Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс - как важной составляющей программы, к участию в различных мероприятиях, к совместной деятельности (изготовление пособий, выставки рисунков, поделок; создание семейных альбомов «Я и моя семья», «Самые важные люди в моей жизни»).
Ресурсное обеспечение Программа Афлатун
Руководство Афлатот
Рабочие тетради Афлатот
Конспекты занятий
Презентации «Международный проект Афлатун»
Вещи из разных категорий ценностей (это могут быть монетки Афлатун, фотографии близких людей, рисунки или поделки, созданные в ходе учебной программы, различный материал для ручного труда
Формы организации Проведение бесед, представление презентаций, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, игры, тренинги, викторины, конкурсы, праздники и развлечения, выставки рисунков и поделок, оформление информационно – познавательных стендов. Обучение сопровождается ИГРАМИ, дети АКТИВНО ПРОВОДЯТ ВРЕМЯ, как в помещении, так и на улице.
Актуальность
Молодежь и в большинстве своем взрослые в нашей стране имеют очень низкий уровень финансовой грамотности, образовательные учреждения и педагоги зачастую не имеют возможностей для решения этой проблемы. Международный проект «Афлатун» помогает решать эти проблемы.
Проектный продукт.
Пособия для пополнения предметно-развивающей среды группы 1. Кукла Афлатун, коробка для Путешествий с Афлатуном, Коробка-Копилка «Афлатун»
2. Девиз «Детский клуб «Афлатунчики» : Решать проблемы надо сообща, и тогда у нас всё получится!
Результат проекта В ходе реализации проекта нам удалось помочь детям раскрыть и осознать их потенциал для того, чтобы они чувствовали себя более уверенными в различных жизненных ситуациях, не боялись высказывать свое личное мнение, самостоятельно и правильно принимать решение и уметь налаживать межличностные отношения.
Проект предполагает три этапа
План мероприятий подготовительного этапа
Мероприятия
Фотоотчет
Раздел 1: Ты, Я и Афлатун
Развитие позитивного и благоприятного восприятия своей личности
Знакомство детей с Афлатуном
(дети знакомились с «прилетевшей» к ним из космоса звездочкой)
Изготовление открыток для родителей
(Дети с педагогом подготавливали к каждому мероприятию с родителями персональное пригласительное письмо)
Круглый стол для родителей «Знакомство с Афлатуном»
( Интерактивная игра: взрослые и дети выполняют задания Афлатуна)
Изготовление Афлатунчиков
(По инициативе родителей были сшиты индивидуальные Афлатунчики, для восторженных от этой идеи детей)
«Коробка для «Путешествий с Афлатуном»
(По желанию детей был использован короб на колесах для путешествий с Афлатуном)
«Коробка-Копилка Афлатун»
(Свои ценности дети бережно складывали в копилочку, полностью доверяя друзьям)
Я во многом Особенный
(Игра «Я могу двигаться»)
План мероприятий практического этапа
Мероприятия Фотоотчет
Раздел 2: Я и моя семья
Забота о людях, которых мы любим
Знакомство Афлатуна с профессиями родителей
(Дети надевали спецодежду и разыгрывали сценки, соответствующие профессии их родителей, а другие отгадывали, как правильно называется та или иная профессия, объясняя, чем она интересна, полезна и необходима)
«Моя мама – врач»
«Моя мама – учитель»
«Моя мама – повар»
«Мой папа - инспектор»
Раздел 4. Я и общество: Живем и работаем вместе
Природа вокруг нас
Экологический квест «День животных»
«Найдем, где спрятаны» «Узнаем места обитания животных»
Экологический квест «День птиц»
«Хотим узнать о них больше»
«Куда улетают перелетные птицы?» «Покормим тех, кто остался»
Экологический квест «День журавля»
«Вместе весело трудиться»
«Вот какой журавушка у нас получился»
Раздел 5: Я и деньги: Тратим, копим и делимся
Модуль 11: Я могу выбирать, куда потратить средства
Модуль 12: Ярмарка Афлатун
Ярмарка Афлатун «Поможем бездомным животным»
«Продаем поделки – помогаем животным».
«Собрали много денег для бездомных животных»
План мероприятий заключительного этапа
«Копилка добрых дел»
(На собранные деньги поможем накормить бездомных животных)
«Покупаем корм для собак и кошек в магазине»
«Передадаем корм В «ЗооДом» для собак и кошек»
«Копилка новых знаний»
Создание фотовыставки по итогам работы над проектом «Детский клуб «Афлатунчики» Май 2018 года
В конечном результате проекта нам удалось :
Стимулировать детей сохранять вещи из разных категорий ценностей
Дети лучше узнают окружающую местность (во время прогулки по окрестностям можно было показать детям рынок, банки, административные здания)
Реализовать свои творческие способности
Повысить экологическую культуру и социальную компетентность
преобразовать предметно - игровую среду группы продуктами проектной деятельности
Проявить творческую активность в решении практических задач
Наладить творческую атмосферу между воспитателями, родителями и детьми
Пробудить желание и интерес к созиданию и бережному отношению к окружающему миру
Привлечь родителей к полноценному участию в воспитательно-образовательном процессе.
Перспективы дальнейшего развития проекта :
1. Дать старт познавательному проекту "Банки и люди" (в банк с Афлатуном)
2. Организовать кружок «Модульное оригами и Афлатун»
3. Дать старт познавательно-игровому проекту "Кто тебя выдумал, звездная страна?" (в космос с Афлатуном)
4. Участвовать в различных конкурсах для расширения творческих способностей детей
5. Проводить просвещение родительской общественности
Список литературы и источники
1. Социальное и финансовое образование : ключевые элементы.
Сергеева Т. Ф., д. п. н., профессор ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», координатор Международного проекта «Афлатун» в РФ.
2. Международный проект Афлатун. Сергеева Т. Ф. ,координатор проекта от РФ,д. п. н., профессор.
3. Афлатот руководство для учителей.
4. Афлатот Книгапервая
5. Афлатот Книгавторая.
6. finqramota.by>actualinfo>actualinfo
7. mypobach.by/proqrams/proqramma-aflotum