Татьяна Блинова
Проект «Умные игры». Младший дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
Тема: «Умные игры»
Младший дошкольный возраст
Выполнила воспитатель Блинова Т. В.
Вид: краткосрочный
Тип: Творческо-исследовательский.
Цель: Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические настольные игры.
Задачи: 1. Научить детей играть в дидактические настольные игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие.
Темочки:
2. Познакомить родителей со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям.
3. Вызвать желание родителей играть с детьми в игры, использовать игры в повседневном общении и деятельности с ребенком. Повысить уровень общения родителей с детьми посредством совместного творчества, совместной игры.
Решение поставленных задач с детьми:
• Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.
• Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.
• Проблемные ситуации для закрепления правил игры.
• Поощрение (за самостоятельную организацию игры, привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил товарищами) - как приём активизации интереса к играм.
Решение поставленных задач с родителями:
• Организация с помощью родителей выставки домашних развивающих игр «Домашние игры ребёнка».
• Выставка групповых настольно - дидактических игр с учётом возрастных, обучающих задач и оформления.
• Организация фотовыставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!», где можно увидеть в какие настольно – дидактические игры играют дети в группе.
• Наглядная информация «Дидактическая игра, как средство умственного развития ребёнка!».
• Консультация – практикум «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!» с домашним заданием для родителей»
• Организация выставки детских работ (Развивающая игра на альбомном листе «Раскрась по цифрам») выполненных в совместной деятельности с родителями дома
«Вместе с папой мамой играем – интерес и знания
Получаем!».
• Соглашение с родителями по изготовлению в группу развивающих игр.
Участники проекта : дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта : краткосрочный.
Ожидаемый результаты:
1. Родители узнали о разнообразии дидактических игр (настольно-печатные, речевые, конструктивно строительные и т. д.)
2. Родители поменяли тактику общения со своими детьми, поняли возможности игр для развития психических процессов детей (внимания, памяти и т. д.)
3. Родители учатся использовать игры для развития общения со своими детьми, добиваясь дружбы с ними, влияния, прививание определенных качеств через игровой процесс.
4. На основе систематизации и обобщения знаний дети научились выполнять правило игры.
5. Повысился уровня формирования и развития детей.
6. Сформировалась активность детей в процессе познавательной деятельности.
Результат:
• Дети в конце проекта стали чаще использовать для игр настольно – дидактические игры и с большим интересом и успехом играть в них.
• Родителей познакомились со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям. Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях, что понятно из анкетирования родителей и записей в тетради отзывов.
• Итог консультации – практикума – создание родителями в группу новых «Умных» игр, активное использование развивающих игр дома с детьми.
Актуальность проекта.
Данный проект «Умные игры», реализуется во второй младшей группе и ориентированн на развитие умения и желания у детей младшего возраста играть в дидактические игры. Сейчас, как и тогда на основании родительского анкетирования, наблюдения и ежегодной диагностики было выявлено несколько проблем. Низкий уровень знаний родителей в области возрастных особенностей игровой деятельности их детей. Низкий уровень осведомленности о видах игр, их разнообразии и вариантах использования в повседневной совместной с ребенком деятельности. Неумение родителей применять игры для развития ребенка в ежедневном их общении. А самое важное, отсутствие стремления у родителей разбираться в данных вопросах самостоятельно.
Решающее значение в развитии ребёнка дошкольного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний, умений и навыков, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду». Но совершенно особое место в жизни ребёнка занимает игра. В процессе игры ребёнок живёт, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых сказок. В игре он может быть врачом, лётчиком, воспитателем - кем захочет. И это доставляет ему огромную радость. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра приобретает всё большее значение. Игра в целом, и познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста. Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение.
Исследования психологов показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен в образовательном процессе.
Наша практика и теоретические исследования по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс.
Дети нашей группы показали контрастность в плане общего развития. Некоторые отстают от своих сверстников, они не проявляют интерес к новому, неизвестному. Это дети, которым дома уделяется мало внимания со стороны взрослых. Поэтому мы сочли необходимым развивать операции мышления именно с возраста 3-4 года.
Классики русской педагогики К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на необходимость разработки игр для дошкольников.
Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшнего дня.
Результаты анкетирования родителей
Вопрос анкеты Да Нет Не знаю
Знаете ли Вы, что такое дидактические игры? 8 13
Есть ли у ребенка дидактические игры? 3 5 13
Играете ли Вы с ребенком в новые игры? 5 16
Всегда ли соблюдает Ваш ребенок правила игр? 5 12 4
Доигрываете ли Вы с ребенком в игру, если появились другие важные дела? 3 18
В результате анализа анкетирования получены следующие выводы: многие родители не знают, что такое дидактическая игра и не понимают развивающей ценности дидактических игр, не умеют или не хотят играть со своими детьми в игры.
Проблема: Внешний интерес детей и родителей к дидактическим настольным играм.
Обоснование проблемы:
Неумение и нежелание детей младшей группы играть в настольно – дидактические игры, соблюдать правила и ход обучающих игр.
Недостаточность знаний родителей о структуре дидактических игр, способах подачи их детям.
План проекта «Умные игры»
1. Подготовительный этап.
1. Подбор и изучение необходимой литературы.
2. Составление плана работы, подбор методик.
3. Беседа с детьми, для выявления знаний о зимних изменениях в природе.
4. Подготовка атрибутов для игр, занятий. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей дошкольников.
2. Основной этап.
Анкетирование и анализ анкетирования. Подготовка информации для родителей. Рассматривание настольных игр. Настольные игры с детьми по подгруппам.
3. Заключительный этап.
Презентация игр, выставка игр. Итоговые беседы с родителями, обратная связь. Фотоотчет.
Уважаемые родители!
В нашей группе реализуется краткосрочный практико-ориентированный проект «Умные игры», цель которого – формирование у детей и родителей заинтересованности и умения играть в дидактические настольные игры. В рамках данного проекта просим Вас ответить на вопросы анкеты.
Заранее благодарим!
1. Какими игрушками предпочитает играть Ваш ребенок дома?
А) куклы
Б) машины
В) мягкие игрушки
Г) строительные (ЛЕГО, кубики, конструктор и пр.)
Д) герои фильмов и мультфильмов (какие) ___
Е) другие (укажите какие) ___
2. Есть ли у ребенка дидактические (развивающие) настольные игры?
ДА НЕТ
3. Какие дидактические (развивающие) настольные игры есть у ребенка дома (перечислить? ___
___
4. В какую дидактическую (развивающую) настольную игру предпочитает играть ваш ребенок? ___
___
5. Кто является инициатором дидактических (развивающих) настольных игр в вашей семье? ___
6. С кем чаще всего ребенок играет в дидактические (развивающие) настольные игры?
• Мама
• Папа
• Брат (сестра)
• Бабушка
• Дедушка
• Друзья
• Играет самостоятельно
7. Вы купили ребенку новую настольную дидактическую (развивающую) игру. Кто из членов семьи объясняет правила новой игры ребенку?
• Мама
• Папа
• Брат (сестра)
• Бабушка
• Дедушка
• Друзья
• Разбирается самостоятельно
8. Какими способами вы определяете очередность ходов, играя в дидактическую (развивающую) настольную игру?
• Жребий
• Считалка
• Старшему уступать
• Первый тот, кто младше
• Другой способ ___
9. Всегда ли ребенок соблюдает правила дидактической настольной игры?
ДА НЕТ
10. Доигрываете ли вы с ребенком в дидактическую настольную игру, даже если пора спать или кушать? ДА НЕТ Почему?___
11. Как ребенок реагирует на свое поражение в настольной дидактической игре?___
12. Как ребенок реагирует на свою победу в настольной дидактической игре?
___
13. На какие вопросы, касающиеся дидактических (развивающих) настольных игр, Вы хотели бы получить ответы?___
___
14. В какой форме (нужное подчеркнуть? Устная консультация, на стенде, в виде буклета, посоветовать литературу по вопросу, другое ___
Беседа с родителями «Настольные игры»
Настольные игры становятся модным развлечением и частью семейного досуга. Многие кафе сделали настольные игры своим неотъемлемым атрибутом. Настольные игры – карточные, командные, логические, приключение, и игры экономической тематики – не только организовывают семейный досуг, но и развивают интеллект ребенка.
Настольные игры, палы, конструкторы, обычные кубики и пирамидки, способствуют развитию когнитивных способностей ребенка. Специалисты-психологи Rhodes College провели исследование игр с привлечением родителей и выяснили, что настольные игры оказывают более других оказывают влияние на пространственное мышление ребенка.
Пространственное мышление является особым типом мозговой деятельности. Восприятие пространства позволяет не только мыть посуду, собирать мебель и передвигаться по улице – как правило, хороший инженер, архитектор, математик или механик имеет хорошее пространственное мышление.
Для анализа были собраны данные 847 детей в возрасте от 4 до 7 лет, которым предлагался стандартный тест на определение интеллекта, пространственного мышления и когнитивных способностей. После этого исследователи сопоставили эти данные с результатами другого теста, связанного с играми взрослых и детей дома.
Дети, которые часто играют с пазлами, кубиками и настольными играми показали лучшие результаты тестирования. При этом исследователи подчеркивают, что на пространственное мышление и когнитивные способности не оказывают влияние игры с шумовыми игрушками, рисование, катание на скейтборде и велосипеде и даже общение с родителями.
По мнению авторов исследования Джейми Джирут и Норы Ньюкомб, настольные игры, несомненно, влияют на качество развития ребенка, как и социально-экономический статус семьи, пол ребенка и интеллектуальное развитие родителей. Авторами исследования замечено, что дети из семей с низким социально-экономическим статусом хуже справлялись с заданием теста, нежели дети из обеспеченных семей, а результаты мальчиков были гораздо лучше результатов девочек.
Не менее важным моментам в настольных играх является выработка концентрации и усидчивости. Как показывает практика, способность сосредоточить внимание и усидчивость обеспечивают хорошую успеваемость ребенка в начальной школе.
Польза настольных игр для развития детей
Сегодня, когда в каждом доме есть компьютер, настольные игры отошли на задний план. Во многих семьях родители не понимают, зачем покупать разнообразные игры, если в сети интернет полно доступных развлекательных и развивающих игр? Кроме того, ритм современной жизни настолько быстрый, что, порой, у взрослых нет времени выделить хотя бы полчаса, чтобы поиграть с детьми. А, иногда, к сожалению, и желания.
Давайте сегодня все-таки остановимся и вспомним, с каким нетерпением в свое время мы ждали папу с работы, чтобы поиграть в «Домино» или «Лото». А помните, с каким удовольствием мы кидали кости, путешествуя фишками по волшебной стране, и с каким ликованием выигрывали в «Поддавки»? Наши дети, хоть и живут в иных реалиях, также любят играть. Им также необходимо наше внимание и любовь. А любовь, кстати, не всегда проявляется покупкой шоколадки или сто двадцать пятой машинки.
Влияние настольных игр на развитие детей
Кроме того, что настольные игры помогают поддерживать общение с близкими людьми, учат лучше понимать друг друга, они оказывают благотворное влияние на умственное и психическое развитие детей. Учтите, что детки учатся, играя. Поэтому они с удовольствием выучат цифры или буквы (или даже научатся читать, если время от времени вы будете играть с ними в соответствующие настольные игры. Играя с ребёнком, можно выявить и вовремя можно не только закрепить определенные знания, но и устранить недостатки в произношении, развить его фантазию, сообразительность, логику, память, целостное и зрительно восприятие, наглядно-образное мышление, самостоятельность. С помощью настольных игр развиваются такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение. Например, ребёнок учится анализировать последовательность своих действий.
Более того, настольные игры дают детям возможность учиться и приобретать на практике навыки, необходимые для успешной учебы в школе. Играя, дети узнают о правилах, соблюдении очереди, честности, испытывают чувство победы и поражения.
На что обратить внимание, покупая настольные игры?
Перед тем, как купить ту или иную игру, ознакомьтесь с ее правилами и убедитесь, что она понравится вашему малышу. Настольная игра должна соответствовать не только интересам, но и возрасту ребенка. Только в таком случае можно рассчитывать на успех. Как правило, возрастной диапазон, на который рассчитана игра, отмечается на коробке. Тем не менее, исходя из описания, вы должны решить, подойдет ли конкретный экземпляр именно вашему малышу. Ведь, к примеру, один малыш в трехлетнем возрасте свободно складывает паззлы, а для другого это непосильная задача. Кроме того, помните: если игра слишком легкая, ваш ребенок быстро потеряет интерес к ней, а если наоборот – слишком трудная – существует вероятность, что ребенок не поймет ее и, следовательно, не заинтересуется.
Удачным решением является покупка игры, которая имеет разные уровни. Это дает игре шансы подольше быть востребованной, увеличивая ее «срок годности». Таким образом, можно сэкономить деньги. Кстати, одним из преимуществ покупки настольных игр является их невысокая цена.
Если вы хотите приобрести что-то новенькое, чего не было в вашем детстве, поищите в интернете обзоры и комментарии к конкретной игре.
Психологи советуют иметь дома как минимум 5 настольных игр. По их утверждению, это позволит максимально занять ребёнка.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!»
Дидактические игры способствуют :
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.
Проведение дидактических игр включает:
1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.
3. Показ игровых действий.
4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
5. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.
Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Виды дидактических игр:
1. Игры с предметами (игрушками).
2. Настольно-печатные игры.
3. Словесные игры.
Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.
Игры с предметами основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.
Настольно - печатные игры это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений,
Явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки" С помощью настольно-печатных игр можно
Успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
Словесные игры это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Игры построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.