Оксана Тарасова
Проект «Полезные ископаемые Оренбургской области»
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Название проекта : «Оренбургский край родной»
Тема: «Полезные ископаемые Оренбургской области»
Образовательная область – «Познавательное развитие»
Содержание
1. Пояснительная записка
Публикация «Проект „Полезные ископаемые Оренбургской области“» размещена в разделах
- Оренбургская область
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
2. Проектная карта
3. Матрица проекта
4. Используемая литература
5. Приложение
Пояснительная записка
Актуальность
Живя в регионе, богатом полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием полезных ископаемых помогает ближе познакомиться с природой Оренбургского края. Общение с полезными ископаемыми оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам. В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.
Проектная карта
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Октябрь, 1 неделя
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1 Непосредственно образовательная деятельность Занятие «Удивительные камни" Опыты: «Какие бывают камни?», «Могут ли камни издавать звуки?»
2 Коммуникативная деятельность Беседа «Что мы знаем о полезных ископаемых»
3 Игры (настольно-печатные и дидактические) Игра в кругу «Назови признаки камня» (форма, цвет, поверхность, края, «Балансирующие камни», «Отыщи такой же камень», сюжетно-ролевая игра «Геологи»
4 Художественно-творческая деятельность «Пирамидка из камней», Выкладывание рисунков из камней.
Чтение И. Н. Рыжова «О чем шептались камни»
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Октябрь, 2 неделя
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1 Непосредственно образовательная деятельность Занятие «Что такое руда?» Опыты с рудой (цвет, форма, размер)
2 Коммуникативная деятельность Беседа «Можно ли поменять форму камня?»
Просмотр видеоролика «Сайгачий рудник»
3 Конструирование Конструирование из ЛЕГО «Необычные машины для добычи руды»
4 Художественно-творческая деятельность Чтение П. Бажов «Хозяйка медной горы»
Просмотр мультфильма «Гномы и горный король»
5 Игры (настольно-печатные и дидактические) Игра «Балансирующие камни»
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Октябрь, 3 неделя
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1 Непосредственно образовательная деятельность Занятие «Песок и его свойства» Опыты с песком
2 Коммуникативная деятельность Беседа «Что мы знаем о песке», «Где используют песок?»
3 Художественно-творческая деятельность Рисунки на песке, сувенир «бутылочка с песком»
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Октябрь, 4 неделя
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1 Непосредственно образовательная деятельность Занятие «Свойства глины» Опыты с глиной
2 Коммуникативная деятельность Беседа «Полезные свойства глины»
3 Игры (настольно-печатные и дидактические) Д/и «Из какого материала?», С/р игра «Гончар»
4 Художественно-творческая деятельность Лепка из глины
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Ноябрь, 1 неделя
Понедельник Вторник, Среда,
Четверг Пятница
1 Непосредственно образовательная деятельность Занятие «О чем рассказал каменный уголь» Опыты с углем
2 Коммуникативная деятельность Беседа: «откуда берется уголь?»
3 Художественно-творческая деятельность Оформление выставки «Полезные ископаемые»
4 Игры (настольно-печатные и дидактические) С/р игра «Шахтеры», «Из какого материала?»
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Ноябрь, 2 неделя
Понедельник Вторник
Среда
Четверг Пятница
1 Непосредственно образовательная деятельность Занятие «профессии Нефтяник и газовик» Рассматриваем образцы
2 Коммуникативная деятельность Беседа «Горючие полезные ископаемые»
Просмотр видеоролика «Газоперерабатывающий завод»
3 Конструирование Конструирование «Нефтяная вышка»
4 Игры (настольно-печатные и дидактические) С/Р игра «Нефтянники»
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Ноябрь, 3 неделя
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1 Непосредственно образовательная деятельность Занятие «Волшебница соль» Опыты с солью
Выращивание кристаллов соли
2 Коммуникативная деятельность Беседа: «Такая знакомая и загадочная соль», «Соль – друг и враг»
3 Художественно-творческая деятельность Чтение русская народная сказка «Соль», румынская народная сказка «Соль в кушанье», Просмотр презентации «Где и как добывают соль»
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Ноябрь, 4 неделя
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1 Непосредственно образовательная деятельность Занятие «Что такое мел?» Опыты с мелом
2 Коммуникативная деятельность Беседа: «Мел – горная порода»»
3 Художественно-творческая деятельность Рисование мелками на асфальте
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Ноябрь, 5 неделя
Понедельник Вторник Среда
1 Коммуникативная деятельность Викторина «Полезные ископаемые»
Экскурсия на выставку «Полезные ископаемые Оренбургской области»
2 Художественно-творческая деятельность Изготовление пригласительных билетов на открытие мини – музея «Полезные ископаемые Оренбургской области»
Матрица проекта
Название проекта : «Оренбургский край родной»
Тема проекта : «Полезные ископаемые Оренбургской области».
Проблемное поле проекта : Оренбургская область, в которой мы живем, богата своей историей, традициями, природными ресурсами. Говоря о природе нашего края, больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас полезных ископаемых.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта
• Игровые методы:
- вхождение в воображаемую ситуацию, образное оживление игровой ситуации,
- принятие роли и выполнение действии в соответствии с принятой ролью,
- выполнение практических действий по получению необходимой информации.
• Диалогические методы:
- беседа,
- «вопросы – ответы»,
- формулировка выводов.
• Методы обучения:
- показ способа действия (после выполнения задания,
-проблемная ситуация,
-упражнение.
Цель: Формировать у детей представления о полезных ископаемых Оренбургской области, их роли в жизни человека.
Задачи проекта :
Для детей:
Обучающие:
1. Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами, месторождением, со способами образования и добычи (песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ)
2. Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.
Развивающие:
1. Развивать способности к поисковой деятельности :
- определять задач, исходя из поставленной проблемы;
- планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор.
2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.
3. Активизировать в речи слова: пластичность, структура, геолог, шахта, карьер, буровая скважина.
Воспитательные:
1. Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
2. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
3. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, продолжать знакомить с богатством родного края.
Для родителей:
1. Заинтересовать родителей, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
2. Обогатить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
1. Приобрели знания о полезных ископаемых : песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ.
2. Умеют определять свойства и качества, знакомы со способами образования и добычи полезных ископаемых, знают о пользе их в природе и жизни человека.
3. Формированы познавательный интерес к окружающему миру, навыки наблюдения и экспериментирования.
4. Развиты начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
5. Вызван интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
Для воспитателей:
1. Внедрены инновационные технологии, современные формы и новые методы работы.
2. Повышен теоретический уровень и профессионализм педагогов в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.
3. Совершенствована развивающая предметно – пространственная среда.
Для родителей:
1. Созданы благоприятные условия для развития ребёнка в семье, с учётом опыта, приобретённого в детском саду;
2. Развито совместное творчество родителей и детей;
3. Возникли у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней; информированность о наиболее важных психологических процессах.
4. Владение практическими знаниями о помощи детям в познавательно-исследовательской деятельности детей.
Основные шаги реализации проекта :
1 ШАГ: Подготовительный
1. Подбор и анализ научно – популярной и художественной литературы по теме.
2. Определение цели, исходя из интересов детей.
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
4. Обеспечение дидактического материала.
2 ШАГ: Основной
1. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.
2. Организация развивающей среды в группе - оформление коллекций «Уральские самоцветы», «Руды», «Горючие полезные ископаемые», «Строительный материал».
3. Оформление консультативного материала для родителей.
3 ШАГ: Итоговый
1. Подтверждение итогов проекта.
2. Оценка достигнутых результатов.
3. Создание мини – музея «Полезные ископаемые Оренбургской области».
Вид проекта - информационно-познавательно-исследовательский, групповой.
По продолжительности: долгосрочный
Срок реализации: 3 октября – 30 ноября 2022 г.
По количеству участников проекта : дети группы 6-7 лет № 2, родители, воспитатели.
Интеграция образовательных областей
№ Название образовательной области Содержание (краткое) Задачи
1 Познавательное развитие Образовательная деятельность:
- Занятия «Удивительные камни», «то такое руда?», «Песок и его свойства»,
«Свойства глины», «О чем рассказал каменный уголь», «Профессия Нефтяник и газовик», «Волшебница соль», «Что такое мел?».
- Экспериментальная деятельность по ознакомлению детей с миром полезных ископаемых :
«Можно ли менять форму камня и глины», «Песочная страна», «Соль на проволоке», «Удивительные камни», «Камни, которые подарило море» и тд. Формировать представления детей о полезных ископаемых, их свойствах и применении.
Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования.
2 Речевое развитие Совместная деятельность:
- Составление рассказов по сюжетным картинкам.
- отгадывание загадок
- Д/и «Д / и с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Отыщи такой же камень",
«Узнай на ощупь», «Польза - вред»
Способствовать развитию всех компонентов устной речи (обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной диалогической и монологической речи).
3 Социально-коммуникативное развитие Совместная деятельность:
• Беседы «Что мы знаем о полезных ископаемых?»
«Где используются полезные ископаемые?»
«Драгоценные камни»,
• Дидактические, словесные, подвижные игры.
• Трудовая и продуктивная деятельность детей.
• Консультация для родителей «», памятки.
• Организация мини-музея «Полезные ископаемые Оренбургской области» Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту)
Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
Повышать педагогическую компетенцию родителей, привлекать их в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
4 Художественно-эстетическое развитие Совместная деятельность:
- Чтение рассказов П. П. Бажов «Серебряное копытце»,
«Малахитовая шкатулка»;
И. Н. Рыжова «О чем шептались камни?»;
Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами?»
Ручной труд - Творческая мастерская
«Сувенир из гипса». Лепка из глины
Рисование мелками на доске, бумаге
Выкладывание рисунков из камней
Рисование песком
Знакомство с произведениями художественной литературы и народного фольклора по теме проекта. Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок, пересказывайте небольших текстов.
5 Физическое развитие П / и «Гора и камешки»
П / и «Разрушение горы»
П/и «Найди свой камень».
Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать основные виды движений, формировать навыки самоконтроля за своими действиями.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
Образцы полезных ископаемых, сюжетно-ролевые игры «Геологи», «Нефтяники», «Шахтеры», пособие «Лучистые кристаллы», игра Балансирующие камни», каталог «Опыты с природными материалами», лупы и другое оборудование для лаборатории, фото и видео материалы.
Организационные формы работы над проектом
№ Формы работы Название/тема сроки
1 Развивающие игры Организовывать и проводить эти игры можно следующим образом. Вопросы, задания ставит не взрослый, а сказочный герой, которому по сюжету необходимо решить какую-либо проблему. Ребенок, как правило, является активным участником игры, а не просто слушателем, отвечающим на поставленные вопросы. Игру можно разворачивать перед детьми, как сказку в картинках.
2 Интегрированные игровые занятия.
Интеграции поддаются следующие виды деятельности: развивающие игры плюс математика и экологическое образование, развивающие игры плюс развитие речи и математика, развивающие игры плюс математика и предметный мир, и многое другое. Развивающие игры добавляют в эти виды занятий действия с реальным результатом и игровую мотивацию.
Взрослый на таких занятиях выступает в роли организатора поискового процесса, активизирующего память, восприятие, воображение, разные формы
мышления ребенка, часто являясь партнером по игре. Перед ребенком необходимо ставить вопросы и задания, которые побуждают его не только к четкому выполнению заданных упражнений, но и к придумыванию своих задач, поиску новых решений, приучая таким образом к самостоятельности.
3 Совместная игровая познавательная деятельность. Совместная деятельность педагога и детей - это еще одна форма организации детской деятельности, которой следует уделять достаточно много времени в педагогическом процессе.
4 Самостоятельная игровая деятельность. Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка. В самостоятельных играх тренируются умения, совершенствуется ручная умелость и интеллект, и самое главное, появляется неограниченная возможность придумывать и творить.
Форма проведения презентации
Выступление на педагогическом совете.
Используемая литература
1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.
3. Поддьяков А. И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990 №5.
4. Поддьяков Н. Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.
5. Прохорова Л. Н., Балакшина Т. А. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
6. Рыжова Н. А. «Волшебница» –выдан. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997.