Насирова Гунель
Проект «Подводный мир Дальневосточного морского заповедника»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Автор проекта - Насирова Гунель Кямрановна
Участники проекта
Дети старшней и подготовительной группы, воспитатели, старший воспитатель.
Возраст участников проекта
6-7 лет
Вид проекта
По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный
По числу участников проекта: групповой
По времени проведения: краткосрочный
Продолжительность проекта
1 неделя
Публикация «Проект „Подводный мир Дальневосточного морского заповедника“» размещена в разделах
- Заповедники и национальные парки
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проблема
Поверхносные знания детей о морских обитателях. Нет реалистичного преставления о приспособлении обитателей водной экосистемы и их роли в природе и жизни человека.
Актуальность
Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детям. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса.
Наблюдая за детьми, увидела, что их заинтересовали обитатели подводного
мира, ребята делились впечатлениями от просмотра телепередач «Команда кусто», «В мире животных», приносили книги о жителях морей и океанов,
модели водных обитателей.
Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность познакомиться поближе с обитателями подводного мира.
Цель проекта
Создать условия для ознакомления старших дошкольников с объектами Морского заповедника Приморья
Задачи проекта
Развивать у детей связную речь и умение составлять небольшие описательные рассказы. Активизировать и обогащать словарный запас.
Воспитывать экологическую культуру, умение видеть красоту и многообразие подводного мира.
Закрепить и расширить знания детей о представителях водных животных и растений, показать их особенности, приспособленность к жизни в водной среде.
Учить применять полученные знания в разных видах деятельности.
Ожидаемые результаты
Сформировать представления об обитателях Японского моря, их строении, среде обитания, внешнем виде.
Мероприятия подготовительного этапа
Беседы, дидактические игры, подвижные игры,занятия, просмотр видеороликов, беседы о профессиях Морского заповедника, приглашение в сад папы одного из ребят для ознакомления с морской профессией - капитан, чтение художественной литературы — дети.
Рисунки, презентации, апликации — родители.
Мероприятия основного этапа
Понедельник.
Тема дня: «Осьминоги»
Беседа «Осьминоги, проживающие в Морском заповеднике ДВО РАН» - формировать представления дошкольников об обитателях подводного мира Японского моря.
Чтение стихотворений «Осьминог»
Просмотр мультфильма «Осьминожки»
Подвижные игры «Осьминог и рыбки», «Море волнуется».
Взаимодействие с родителями: изготовление апликация «Веселый осьминог»
Вторник
Тема дня «Лососевые рыбы Японского моря»
Беседа «Сима, кета, кижуч, горбуша» - познакомить детей с данными видами рыб, с их внешним видом и строением, среде обитания.
Рассматривание красной книги (энциклопедий «Японское Море и его мир»).
Просмотр видеофильма «Морские чудеса»
Пластилинография «Необыкновенные рыбки»
Игра — ситуация «Путешествие в подводный мир»
Среда
Тема дня «Ракообразные Дальневосточного Морского заповедника ДВО РАН»
Беседа «Крабы, криветки, раки» - расширить знания детей о ракообразных, выделить схожесть и различия между видами.
Просмотр мультфильма «Подводная эра»
Дидактическая игра «В гостях у мудрого рака»
Настольные игры: «Парные картинки», «Узнай, что изменилось», «Найди такую же».
Разучивание игры «Рак пятится назад».
Взаимодействие с родителями: изготовление макета «Удивительный подводный мир» совместно с детьми.
Четверг
Тема «Подводные растения»
Беседа «Подводные растения Морского заповедника, применяемые в медицине»
Рассматривание картинок лечебных растений — трепанг, ламинария, фукус, водоросли.
Прослушивание рассказов детей «Какое полезное морское растение я видел» (выборочно)
Словесные игры: «Опиши морское растение», «Отгадай загадку».
Коллективная работа в нетрадиционной технике рисования «Удивительный мир Японского моря».
Пятница
Ключевое мероприятие
1. выставка рисунков
2. викторина
Рефлексия
Реализация проекта позволила дошкольникам усвоить краеведческий материал о Дальневосточном морском заповеднике ДВО РАН через совместный поиск решения проблемы.
Итоговое мероприятие.
Тема: подводный мир Дальневосточного морского заповедника ДВО РАН.
Цель: обобщить и закрепить знания о морских обитателях заповедника.
Задачи:
1. Закреплять знания о морских обитателях
2. Воспитывать желание охранять окружающую среду
3. Продолжать обогащать и расширять активный словарь детей;
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением обитателей морей, чтение рассказов про моря и их обитателей, знакомство с глобусом.
Формы, методы и приемы: загадки, вопросы, воплощение в творчество.
Ход мероприятия:
Прослушивание аудиозаписи шума моря.
Воспитатель:
Ребята что вы сейчас услышали? (ответы детей)
Мы сегодня будем говорить о море и его обитателях.
Море – это большой водоем с соленой водой. Море представляет собой часть океана.
Посмотрите на глобус. На нем мы можем увидеть моря. (Воспитатель совместно с детьми рассматривают на глобусе моря)
Давайте посмотрим сколько у нас морей. Их очень много. Я назову вам несколько: Черное море, Азовское, Балтийское, Каспийское, Баренцево. Нашу страну Россию омывают 13 морей. Но сегодня мы поговорим об одном — Японском море. Ответьте мне, пожалуйста, в Японском море, а если быть конкретнее, в заливе Петра Великого какой находится заповедник?
- (ответы детей) Дальневосточный морской заповедник ДВО РАН.
Воспитатель:
А теперь давайте познакомимся с его морскими обитателями. Послушайте первую
загадку:
Пять морских ежей схватила
Я в подводной глубине
И, спокойно проглатив их,
Ярче вспыхнула на дне. (морская звезда)
Подводный мир поражает многообразием своих обитателей. Один их самых загадочных — морская звезда. Она может быть большой — до 1 м, или маленькой — около 12 см в диаметре, обитать у поверхности воды и на глубине до 6,5 км. Отличительная черта животных — форма. Центральная часть представлена в виде диска, от которого идет пять лучей или «рук», ошибочно принимаемых за щупальца. Число рук может быть и больше в зависимости от вида. Лучи неодинаковы, могут быть тонкими или толстыми, длинными или короткими. К каждому из них примыкает часть диска, выступающего над плоскостью тела подобно подушке. Впечатляет многообразие поверхностей и расцветок звезд. Их кожа может быть гладкой или покрытой шипами, шелковистой или шероховатой. Глубинные жители отличаются блеклостью красок.
Пронеслась о нем молва:
Восемь ног да голова.
Чтобы всем страшнее было,
Выпускает он чернила. (Осьминог)
Осьминог выглядит довольно оригинально. Его тело напоминает по внешнему виду мешок и называется мантией. Мантия в передней части срастается с головой, на которой расположены выпуклые глаза и крошечный рот. Отличительной чертой устройства этого морского жителя является наличие чернильного мешка, в котором содержится красящее вещество, защищающее этого представителя головоногих. Еще одной особенностью осьминога является его способность менять окрас подобно хамелеону. Его окрас зависит не только от цвета местности, где он прячется, но и от настроения. Разгневанный осьминог краснеет, а испуганный – бледнеет.
Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза спине,
И живет на самом дне.
Очень странные дела.
Это рыба (Камбала)
Морская рыба, которая относится к семейству камбалообразных. Сильно сплющенное тело, а также расположенные на одной стороне рыбы глаза – два самых главных ее отличия.
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! — грозит.
— Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее?
(Медуза)
Медузы –загадочные и невероятно красивые обитатели морей нашей планеты. Встреча
с ними может быть смертельной для человека, однако, люди все время стремятся их
исследовать и наблюдать за их жизнью. Они – одни их самых древних обитателей
Земли, которые до конца не изучены, так как обитают на глубине до 10 тыс. метров. В некоторых странах, например в Японии и Китае медуз употребляют в пищу.
Он клешнями щиплет больно
И кричит: «С меня довольно!
Я устал. Я вам не раб».
Распугал соседей. (краб)
Крабы относятся к семейству ракообразных. Иногда достигают
огромных размеров. Отличаются заметно укороченным брюшком, подвернутым под широкую головогрудь.
Как у рака, много ножек,
На него чуть-чуть похожа.
Красный панцирь, любит в море
Порезвиться на просторе. (Креветка)
Креветки — это ракообразные, являющиеся представителями отряда десятиногих раков. Они широко распространенны по всем водоемам мирового океана. Длина взрослой креветки не превышает 30 сантиметров при весе в 20 грамм.
Что за шар плывет с шипами,
Тихо машет плавниками?
Только в руки не возьмешь.
Этот шарик —. (рыба-еж)
Рыба – еж из семейства рыб отряда иглобрюх образных. Насчитывает 6 — 8 родов, распространённых практически во всех тропических морях. Длиной до 60 см. Тело, принимающее при опасности форму шара, покрыто острыми шипами. Кожа и внутренности рыбы ядовиты.
Посмотрите! Под водой
Вырос целый сад.
Он накормит нас с тобой,
Попадет в салат. (морская капуста)
Род морских водорослей из класса бурых водорослей. Многие виды ламинарии употребляются в пищу. Источник йода, брома и бора, а также витаминов группы B.
Необычный обитатель подводного мира. Он чем-то похож на червя, а точнее на большую толстую гусеницу. У него необычный способ защиты от врагов — он выбрасывает на них свои внутренние органы. (морской огурец)
Свое название морские огурцы получили из-за внешнего сходства с плодами огурца. Они имеют мягкое цилиндрическое тело, вытянутое в длину. Но форма тела может варьироваться от почти идеальной сферической, до змеевидной. Средняя длина тела колеблется от 10 до 30 см. Особо крупные виды вырастают до 3-х метровой длины.
Просмотр видео об обитателях морских глубин.
Воспитатель:
Ребята, вы увидели красоту подводного мира, а ведь многим видам обитателей глубин грозит практически полное исчезновение, как по естественным причинам, так и из - за деятельности человека. Скажите, ребята, как влияет человек на исчезновение морских обитателей?
Дети:
загрязняют воду, ловит морских обитателей.
Воспитатель:
- Теперь давайте вспомним с какими морскими обитателями мы сегодня познакомились?
Давайте их перечислим
Дети:
- Морская звезда, осьминог, камбала, медуза, краб, креветка, рыба-ёж, морская капуста, морской огурец.
Воспитатель:
- А сейчас, я предлагаю вам нарисовать море и морских обитателей.
Дети начинают рисовать. После окончания проводим выставку рисунков.
Список использованных источников:
1 https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-morskix-obitatelej.html
2 https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Дальневосточный_морской_заповедник
3 https://givotniymir.ru/morskoj-ogurec-obraz-zhizni-i-sreda-obitaniya-morskogo-ogurca