Ирина Кривая
Проект «Друдлы» как средство развития творческих способностей дошкольников старшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : творческий, групповой, практико-ориентированный.
Продолжительность проекта : долгосрочный (сентябрь - май).
Участники проекта : воспитанники старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Краткая аннотация.
Публикация «Проект „Друдлы“ как средство развития творческих способностей дошкольников старшей группы“» размещена в разделах
В проекте представлен системный подход по развитию творческих способностей и развитию речи старших дошкольников с применением технологии «Друдлы». Был разработан план работы с детьми, родителями, педагогами ДОУ. Данные теоретические выводы, дидактические и методические материалы в практической деятельности можно использовать при разработке программ по развитию творческих способностей дошкольников.
Проблема.
На занятиях по рисованию в старшем дошкольном возрасте столкнулась с тем, что наряду с тем, что технические навыки рисования почти у всех детей присутствуют, а вот с образным мышлением и воображением большие проблемы. Дети чаще могут хорошо повторить тот или иной рисунок, скопировать работу педагога, но, когда стоит задача придумать самим или зарисовать какой-то сюжет из жизни или из игры они встают в тупиковую ситуацию. Так решая задачу помочь детям в решении данной проблемы пришла к технологии «Друдлы».
Актуальность проекта
С приходом обновленной системы дошкольного образования перед педагогом стоит задача воспитания дошкольника «нового поколения» с творческим или креативным, как сейчас модно говорить, мышлением.
В наше время именно такие понятия сразу обращают на себя внимание, когда мы говорим об интересной, «продвинутой» личности. Мы, педагоги, не должны забывать о том, что именно в дошкольном детстве формируются основы творческого мышления.
Безусловно, врождённые способности очень важны, но без своевременного их развития, обучения и воспитания даже одарённый ребенок, став взрослым, не сможет мыслить, а тем более, действовать творчески! Здесь большое значение имеет - умение мыслить нестандартно, с разных точек зрения, находить новые пути достижения цели. И тут уместно вспомнить, что одним из ключевых требований нынешнего времени в обучении детей является не механическое приобретение определённых знаний, а изыскание путей их обретения! То есть развитие латерального мышления.
Цели проекта :
создание системы работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством применения инновационной технологии «Друдлы»;
внедрение технологии «Друдлы» в практику работы ДОУ.
Для реализации поставленных целей были выдвинуты следующие задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с новой творческой формой работы – разнообразными играми-картинками «Друдлы»;
Развить креативное воображение и образное мышление;
Выявить степень эффективности технологии «Друдлы» на влияние творческих способностей дошкольников;
Привлечь родителей к совместной работе посредством создания проекта;
Разработать рекомендации для педагогов и родителей по использованию технологии «Друдлы»;
Разработать систему работы по развитию творческих способностей дошкольников с использованием технологии «Друдлы».
Развивающие :
Создать условия для развития творческих способностей, креативного мышления, свободного общения. Дополнить уголок творческого развития играми - картинками «Друдлы»;
Создать условия для развития у детей творческих способностей посредством применения технологии «Друдлы»;
Содействовать развитию креативного воображения и образного мышления;
Поощрять инициативность и самостоятельность в творчестве.
Воспитательные:
Содействовать активному участию родителей к проведению совместной деятельности с ребенком дома;
Способствовать воспитанию творческой инициативы;
Работа на всех этапах обучения и воспитания строится на следующих принципах:
систематичность;
индивидуальный подход;
сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
Ведущая педагогическая идея. Создание системы работы по развитию творческих способностей посредством технологии «Друдлы».
Объектом проекта является процесс работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством технологии «Друдлы».
Предметом проекта является технология «Друдлы».
Гипотеза исследования. Предполагаем, что применение инновационной технологии «Друдлы» в работе с детьми старшего дошкольного возраста будет способствовать творческому развитию детей : развитию их образного мышления; воображения, креативного мышления; творческие способности воспитанников и будет учить мыслить не стандартно. Дети на занятиях по изодеятельности будут более изобретательны, будут проявлять фантазию и самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе.
Такое нововведение позволит включить в образовательный процесс ДОУ новую технологию «Друдлы». Эта технология может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота позволит быстро получить результат.
Методы исследования:
- изучение психолого-педагогической методической литературы и трудового опыта по проблеме исследования;
- анализ публикаций по теме исследования;
- индивидуальные беседы с детьми;
- наблюдение за детьми в ходе занятий и свободной деятельности;
- анкетирование и беседа с родителями;
- педагогический эксперимент;
- анализ результатов.
Условия реализации
При планировании и организации занятий важно соблюдать следующие условия:
- создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность (для этого подбирается задание, соответствующее возможностям ребенка; формируется инструкция в игровой форме; исключается негативная оценка действий ребенка, поощряется фантазия и творческий подход);
- обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;
- правильное определение главной цели занятия;
- содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским;
- учитывать интересы и запросы каждого ребёнка, вызывать удивление и интерес к предлагаемому материалу, с любовью и пониманием относиться ко всем детям;
- необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
- применять личностно-ориентированный подход к процессу построения, организации и проведения занятий;
- организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника;
- осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками;
- создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранения и укрепления здоровья детей;
- включение в педагогический процесс разнообразных форм и методов работы, в том числе применение технологии «друдлы».
Научность и теоретическая база
Что же такое «Друдлы»?
Все новое – это давно забытое старое, я поведу речь о забавных, весёлых картинках - задачках для детей. Нарисованные палочкой на песке или мелом на стене линии, геометрические фигуры или просто размытые кляксы. Потом предлагалось угадать: «На что похоже?». Ребенок, который давал самый необычный ответ, считался победителем.
Друдлы (англ. droodles) - визуальные загадки, изобретенные Роджером Прайсом и изданные в его книге 1953 года «Друдлы». В настоящее время этим словом могут называть любые подобные визуальные загадки.
Чаще всего «Друдл» - это минималистичная картинка в квадратной рамке, на которой нарисованы абстрактные геометрические фигуры, и одна или несколько подписей с юмористическим объяснением изображенного.
Английской слово «droodle» составлено комбинацией слов «doodle» (каракули, «drawing» (рисунок) и «riddle» (загадка). Даже само название изобретения целиком отражает креативное мышление своих авторов.
Однако идея друдлов - загадка, выраженная в визуальной форме - имеет более старые корни, например, ее можно обнаружить в рисунках (indovinelli grafici) итальянского художника Агостино Карраччи (1557—1602, также это слово широко используется за пределами работ Прайса.
Друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии. На занятиях по рисованию ребенку можно предложить использовать при рисовании с друдлами цветные карандаши или фломастеры.
Практическая направленность содержания:
- развития творческих способностей, креативного мышления, свободного общения;
- самостоятельное использование практических и теоретических навыков;
- развитие связной речи.
Теоретическая значимость проекта заключается в разработке содержания, форм и методов, которая предусматривает системное проведение мероприятий по развитию творческих способностей посредством технологии «Друдлы».
Практическая значимость состоит в том, что предложенная система мероприятий способствует успешному развитию : творческих способностей, креативного воображения, образного мышления, свободного общения.
Дети учатся анализировать какие-либо события, свободно воспроизводят их в рисунках. Дети на занятиях по изодеятельности становятся более изобретательны, проявляют фантазию и самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе.
Познавательная значимость состоит в том, что процедура работы по развитию творческих способностей посредством технологии «Друдлы» гармонично сочетаться со всеми видами образовательной деятельности в ДОУ. Ведь что такое «Друдлы»? Друдлы - одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться.
Ожидаемые результаты работы с детьми по развитию творческих способностей посредством технологии «Друдлы»
Применение инновационной технологии «Друдлы» в работе с детьми старшего дошкольного возраста будет способствовать развитию образного мышления, как у взрослых, так и у детей; развивать воображение, креативное мышление; творческие способности воспитанников и будет учить мыслить не стандартно, а именно:
будет создана система работы по развитию творческих способностей посредством технологии «Друдлы»;
повысится профессиональный уровень педагогов ДОУ;
повысятся знания родителей по использованию инновационных методов работы по развитию творческих способностей;
будет обобщен опыт работы по данному направлению;
дети смогут мыслить нестандартно, без проблем смогут вспомнить или придумать и зарисовать тот или иной сюжет;
у детей сформируется способность к речевому описанию любого сюжета картины;
качественно и количественно обогатится словарный запас детей.
Использование ИКТ и ТСО:
- интерактивный комплекс (мультимедийный проектор, мультимедийный экран, компьютер, интерактивная доска);
- Интернет сайты.
Методы оценки результативности проекта :
Количественный анализ Качественный анализ
Посещаемость, статистические данные; (по табелю). Форсирование навыков и умений.
Фиксация занятий (тем) в рабочем журнале. Анализ успеваемости и достижения цели.
Отслеживание результатов (наблюдение, диагностика). Анализ диагностического материала.
Практический результат (сколько детей готовы к самостоятельной деятельности). Сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.
Критерии эффективности:
- уровень освоения образовательной программы;
- удовлетворение родителей качеством образования;
- информационно-методическая обеспеченность.
Реализация проекта
Работа по проекту предполагает разделение деятельности на три этапа:
I этап (организационный) : проведение мониторинга, изучение литературы, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка дидактических материалов.
II этап (практический) : реализация тематического плата, организация совместной и самостоятельной деятельности детей, вовлечение семьи в единое образовательное пространство для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
III этап (итоговый) : проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.
IV этап (коррекционный) : анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми. (Этот этап будет иметь место, если будет выявлено в результате мониторинга несоответствия полученных результатов с целями и задачами проекта).
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
Длительность работы над проектом –1 год, осуществляется в четыре этапа.
I этап – организационный (сентябрь-ноябрь)
Цель: создание условий для проведения эксперимента.
Тематика мероприятия (цель) Форма проведения Дата (месяц)
Выявление уровня творческих способностей у детей. Наблюдение. Сентябрь
Изучение передового опыта педагогов и психологов по развитию творческих способностей через технологию «Друдлы». Информация с интернета. Октябрь
Изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме. Изучение и подбор литературы. Октябрь
Разработка методических материалов. Составление конспектов НОД; оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультаций, беседы с родителями и педагогами. Ноябрь
II этап – практический (декабрь – май)
1 блок – работа с детьми.
Цель: развивать творческие способности, креативное воображения и образное мышление, словотворчество у детей старшего дошкольного возраста на материале близком, доступном и значимом для воспитания и развития :
Месяц Тема мероприятия Инновационная игровая технология «Друдлы» Виды деятельности
Декабрь Дидактическая игра по речевому развитию с использованием игровой технологии друдлы «Эти странные животные». Игра «Что за зверь?». Попробуем ограничить тему ответов, например, вопросом, а что это за зверь? Сузив область поисков, мы поможем ребёнку сосредоточиться. И ему будет проще увидеть в каракулях, например разных зверей. При затруднении ребёнку предлагаем свои версии. Объясняем, почему вы решили, что картинка похожа на данный предмет. Если ребенок настаивает на одном только ответе, переворачиваем этот друдл и фантазии ребенка продолжаются. Можно предложить задание ребёнку одному, а можно поиграть группой. Можно всей семьёй.
Январь ООД по Художественно-эстетическому развитию. Рисование с использованием игровой технологии друдлы «Моя вообразилия»э На занятии используем друдлы для рисования. Рисуем на свободную тему, по замыслу ребенка. Ребенку задается вопрос: «Что нарисовано на твоем рисунке?» все ответы развивают фантазию, воображение и творческое мышление. Ребенок дорисовывает друдл, как сам захочет. Педагог отдельно на листе рисует линии и кляксы, которые пришли спонтанно в голову, потом он предлагает поменяться рисунками. На рисунке ребенка подрисовываем линии своим черным карандашом. И так чтобы эти линии не соприкасались с общими линиями рисунка ребенка. И беседуем с ребенком по каждому друдлу. Совместная деятельность педагога и детей.
Февраль Дидактическая игра по познавательному развитию с использованием игровой технологии друдлы «Чего не бывает на свете!» Игра «Дорисуй картинку». Перед ребёнком лежит лист с друдлом. Ему необходимо дорисовать рисунок и дать ему название. Каждый ответ на вопрос «Что нарисовано на твоем рисунке?» данный или услышанный ребёнком, развивает фантазию, творческое мышление, внимание, речь. Задание даются индивидуально каждому ребенку.
Март ООД по речевому развитию с использованием игровой технологии друдлы «В гостях у Винни Пуха». Игра «Придумай и нарисуй друдл». Предлагаем ребёнку нарисовать друдл, придумать название, но вам не говорить. А педагог с Винни Пухом старается отгадать, что задумал ребёнок. Это позволит развить у ребёнка не только воображение, но и умение вести диалог. Совместная деятельность педагога и детей.
Апрель ООД по Художественно-эстетическому развитию. Рисование с использованием игровой технологии друдлы «Весенняя фантазия». Игра «Я вижу необычное в обычном». Перед Вами листы бумаги, на которых Вы видите что-то «необычное». Детям нужно включить всю свою фантазию, всё своё воображение и нарисовать предмет, а потом рассказать, что же у вас в итоге получилось. Совместная деятельность педагога и детей.
Май ООД
по познавательному развитию «Предметы вокруг нас». Игра «Что я нарисовал». Все рисуют друдлы и педагог тоже. Потом дети угадывают что нарисовал другой ребенок, высказывают свое мнение все дети. Победителем считается тот ребенок, который угадает какое название дал автор друдла. Совместная деятельность педагога и детей.
2 блок. Совместная деятельность с родителями
Формы работы Содержание работы Сроки проведения
Родительское собрание
Планирование работы с родителями. Ознакомление с проектом. Сентябрь
Творческие способности. Насколько развит ваш ребенок?
Знакома ли вам игра «Друдлы»? Анкетирование. Январь
Технология «Друдлы» и развитие творческой личности ребенка дома.
Мастер-класс. Февраль
Роль игры «Друдлы» в творческом развитии ребенка дошкольного возраста. Консультация для родителей. Март
Развитие творческих способностей дошкольников. Итоги эксперимента. Родительское собрание о проделанной работе проекта.
Май
3 блок – работа с педагогами
Тематика мероприятий Форма проведения Дата (месяц)
Система работы с детьми по развитию творческих способностей посредством технологии «Друдлы» Выступление на заседании педагогического совета Декабрь
Развитие творческих способностей посредством технологии «Друдлы» Открытое занятие Февраль
Мастер-класс «Друдлы в образовательной деятельности дошкольников» Мастер-класс Март
Эффективность проведенных мероприятий по развитию творческих способностей через технологию «Друдлы» Выступление на заседании педагогического совета Май
III этап - коррекционный (сентябрь – апрель.)
Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы с детьми.
IV этап – завершающий (май.)
Тематика мероприятий (цель) Форма проведения Дата (месяц)
Динамика развития творческих способностей дошкольников Мониторинг качества развития творческих способностей Май
Эффективность проведенных мероприятий по развитию творческих способностей через технологию «Друдлы» Выступление на педагогическом совете о проделанной работе Май
Список литературы:
1. Антонова О. Умные игры умные дети. Развивающие игры и упражнения для детей/ О. Антонова. - Новосибирск 2008.-270с. 2. Богоявленская Д. Б «Психология творческих способностей» 2002 г. 3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л. С. Выготский. – Спб. :Союз, 2007.- 370с. 4. Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности»; Москва 2000 г. 5. Рубанцев В. «Друдлы, пятна Роршаха и другие загадочные картинки»; Издательство: БХВ-Петербург; 2017г, 128 с. 6. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество. Ф. Г. О. С.» Москва: Мозаика-Синтез 2017 г.
7. Интернет-источники.