Марина Викторовна Ризванова
Проект «Детское волонтёрство «Дошколята»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Дошкольное детство - время начала становления личности. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание, закладываются первые представления о самом себе, образуются моральные и социальные нормы. Проблема социализации детей дошкольного возраста, является одной из главных в возрастной психологии, так как от ее успешности зависит гармоничное развитие личности и возможность ребенка полноценно функционировать в обществе.
Публикация «Проект „Детское волонтёрство „Дошколята“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2023
Социализация - (англ. socialization; от лат. socialis — общественный) — процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, которые необходимы ему для нормальной жизни в обществе.
Наша задача не дать иссякнуть маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения.
Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, «братьям нашим меньшим»- животным. Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.
Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.
В чем же должна проявляться эта способность? В умении относиться к другому как к самому себе, понимать, что другому может быть больно и неприятно, когда его обижают. В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват. В умении считаться с желаниями и интересами друзей. В чуткости к настроению другого. Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, отзывчивыми. И очень хочется, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.
Волонтёрство – это синоним слова «доброволец», поэтому волонтёрство – это, прежде всего, инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им. Волонтёрство – это бесплатная помощь. В результате своего труда ребёнок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребёнка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. В детских садах педагоги активно внедряют технологию социализации «Маленькие волонтёры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. МЫ помогаем старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.
Технология «Маленькие волонтёры» – это развитие дошкольного волонтёрского движения в детском саду, главной целью которого, является организация волонтёрского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста, и их участие в добровольческих мероприятиях.
Цель: сформировать у детей представление о волонтерском движении, о его основных направлениях в разные времена, о его значении в жизни социума.
Задачи:
познакомить детей с основными понятиями волонтерской деятельности;
определить типы волонтерской и общественно – полезной деятельности;
формировать у детей уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;
создать систему работы по организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении;
воспитывать нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь, самостоятельность, инициативность, ответственность.
В настоящее время педагогические коллективы детских садов интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Этапы реализации проекта:
Первый этап аналитико-диагностический: сбор информации по проблеме, проведение диагностики, разработка проекта, программы волонтерской деятельности, положение о деятельности волонтерского движения.
Второй этап практический: методическая работа с педагогами, внедрение программы волонтерского движения в воспитательный процесс.
Третий этап обобщающий: итоговая диагностика, оценка результатов, выработка рекомендаций по повышению эффективности работы волонтерского движения.
Предполагаемые результаты проекта:
Расширить представление о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;
Приобщить детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
Сформировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
Привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;
Обеспечить преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования.
Участники проекта: дети, родители, педагоги, социум.
Вид проекта: долгосрочный.
Перспективное планирование
сентябрь
Акция «Сохрани планету!»
Цель: Улучшить экологическое состояние территории детского сада, воспитывать бережное отношение к природе.
Акция «Ты не один» (день пожилого человека) и «Дарим радость» (день воспитателя). Изготовление открыток своими руками педагогам -пенсионерам пожилого возраста
Цель: Воспитание чувства уважения по отношению к старшему поколению
«В гостях у сказки» - показ музыкальной сказки «Теремок»
Цель: Гармоничное формирование личности ребёнка через театральную деятельность.
октябрь
Акция «Люблю помогать»
Цель: оказание помощи малышам в разных видах деятельности (одевании, раздевании, умывание).
Спортивное развлечение «Репка»
Цель: Формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культуры.
ноябрь
Акция «Угостим птиц!». Изготовление кормушек для птиц вместе с родителями.
Цель: вовлечение детей и их родителей в трудовую деятельность по изготовлению кормушек для птиц из разного материала.
«Умеешь сам, научи других!» разучивание и проведение пальчиковой гимнастики с малышами
декабрь
Акция «Подарки для ёлки». Изготовление безопасных ёлочных игрушек для малышей
Акция «Чистые тропинки» (уборка снега)
Цель: Побуждать желание помогать младшим детям.
январь
Акция «Волшебные сказки» - Драматизация сказки «Новогодние приключения
зайчиков!»
Цель: Доставить малышам радость от совместной деятельности
Акция «Научи меня играть»
Цель: Помочь детям младших групп организовывать сюжетно-ролевые игры. февраль
Акция «Здоровые зубки»
Цель: познакомить с элементарными правилами ухода за зубами.
«Неделя добрых дел»- вместе с детьми привести в порядок книги- подклеить.
Цель: Учить детей бережному отношению к своей группе, своим игрушкам. март
Акция к празднику 8 Марта «Дарим подарки» изготовление открыток и поздравление педагогов – ветеранов.
Цель: Доставить радость к празднику. Воспитывать уважительное отношение к старшим.
Концерт «Для принцесс»
Цель: Доставить радость, проявлять заботу о младших.
Акция «Играем вместе»
Цель: Продолжать побуждать детей обогащать игровой опыт малышей. апрель
Выставка рисунков «Миром правит доброта»
Цель: Воспитание у детей сострадания и милосердия к другим людям, птицам, животным, насекомым и т. д.
«Сказка в гости к нам пришла» - показ кукольного театра «Три медведя»
Цель: Доставить детям радость от просмотра знакомой сказки
Оказание помощи малышам при одевании и раздевании на прогулку
май
«Умеешь сам, научи других!» разучивание и проведение пальчиковой гимнастики с малышами.
Акция «День Победы» и Акция «Бессмертный полк»
Цель: воспитывать у детей уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Флэш-моб «День защиты детей!»
Презентация (отчёт) «Копилка добрых дел»
Цель: Подведение итогов работы детей волонтёров.