Елена Стрыгина
Проект «Техника безопасности при использовании нестандартного материала для тренировки речевого дыхания с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Техника безопасности при использовании нестандартного материала для тренировки речевого дыхания с ТНР
Актуальность
Дети с тяжелыми нарушениями речи (стертая дизартрия, алалия, логоневроз) плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством нарушений звукопроизношения.
В дошкольной логопедии произношение звуков тесно связано с дыханием.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Публикация «Проект „Техника безопасности при использовании нестандартного материала для тренировки речевого дыхания с ТНР“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Данный проект является подготовительным (стартовым) для постановки труднопроизносимых звуков. Полученные умения и навыки планируется применять в течение всего коррекционного процесса речевого развития. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его не только на занятиях логопеда, но и в свободной деятельности детей в группе.
Пропаганда логопедических знаний и занятий с учителем- логопедом, среди молодых педагогов, специалистов и родителей.
SWOT –анализ проекта
Сильные стороны Слабые стороны
• Логопаты частично владеют знаниями об отдельных правилах по технике безопасности на занятиях логопеда
• У детей с ТНР сформирован познавательный интерес к логопедическим занятиям через игровые приемы с применением нестандартного оборудования;
• Проявляют интерес к самодельному изготовлению игр по применению в практической деятельности;
• С желанием берут тренажеры изготовленные собственноручно, и намного дольше по времени с ними занимаются • У большинства логопатов недостаточный уровень сформированности представлений об основных опасностях на занятиях логопеда
• Нет практических навыков в работе по изготовлению детьми дыхательных тренажеров
• Нет представлений о применении умений и навыков в использовании мелкого нестандартного материала
Возможности Риски
• Создание условий для более эффективной работы с родителями
• Совершенствование основных представлений детей старшего дошкольного возраста об основах знаний инструкций безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни
• Научатся технике выполнений упражнений на совершенствование речевого дыхания • Отсутствие поддержки со стороны родителей (законных представителей) в вопросах формирования у детей основ ОБЖ
Ресурсное обеспечение проекта
Материально-техническое
обеспечение Наглядно- методическое обеспечение
Видео-аудиотехника Детская художественная литература
Методическая литература
Речевые, развивающие игры на подготовку к постановке дыхания
Практические материалы при изготовления тренажеров для дыхания
Цель и задачи проекта
Актуальность проблемы сформированности представлений у старших дошкольников об основах безопасности жизнедеятельности на занятиях логопеда, при самостоятельном изготовлении пособий для развития речевого дыхания, с применением мелкого нестандартного материала позволило определить цель проекта : совершенствование основных знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста с ТНР о технике безопасности при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания
Достижение цели осуществлялось посредством реализации поставленных задач:
образовательных:
-формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности поведения в кабинете логопеда;
-знакомство с техникой выполнения упражнений на развитие речевого дыхания;
-расширить знания о выполнении инструкций по охране труда для воспитанников при игре с мелким нестандартным материалом для развития воздушной струи;
-использовать методы и средства (дополнительные вспомогательные материалы) побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
развивающих:
-совершенствовать навыки правильного речевого дыхания;
-развивать навыки работы с изготовлением и использованием нестандартного материала;
-формировать навыки работы с использованием тренажеров на тренировку дыхания;
воспитательных:
-воспитание ОБЖ на занятиях логопеда, при изготовлении и использовании нестандартных материалов для развития дыхания;
-воспитывать желание вести здоровый образ жизни;
-воспитывать самостоятельность и чувство ответственности
Практическая значимость
Наметившаяся в последнее время устойчивая тенденция увеличения числа детей, имеющих речевую патологию, среди которых одной из самых распространенных является дизартрия, алалия, логоневроз, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной, моторики и речевого дыхания.
Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС.
Правильное речевое дыхание дает возможность при меньшей затрате мышечной энергии речевого аппарата добиваться максимума звучности, более экономно расходовать воздух. При дизартрии практически всегда страдает дыхательная функция. При этом речевое дыхание сформировано недостаточно, жизненная емкость легких снижена, речевой выдох более короткий, чем вдох, сила выдоха недостаточна.
Формирование речевого дыхания и коррекция дизартрии - это неотъемлемые составляющие успешного развития детей с речевой патологией.
Фактически работа по развитию речевого дыхания включена во все комплексные системы коррекционной работы при дизартрии и является одним из главных направлений в ходе коррекции.
Новизной моего проекта является включение в коррекционно- образовательную деятельность игр и упражнений на развитие дыхательного аппарата с самодельным изготовлением игр и использованием детьми с ТНР дыхательных тренажеров, что даст возможность ускорить процесс развития и далее тренировки основных движений органов артикуляционного аппарата, голосообразования с помощью специальных упражнений на постановку труднопроизносимых звуков речи через развитие органов дыхания.
Сделать его интересным, познавательным, увлекательным с включением основных правил и инструкций по охране труда и правил безопасного поведения воспитанников на занятиях логопеда, при изготовлении и применении в работе мелкого нестандартного материала для развития речевого дыхания.
Целевые группы проекта
Целевые группы Их интересы
Воспитанники подготовительных групп «Степашка», «Белоснежка» Совершенствование представлений об основах безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни; развитие навыков работы с тренажерами на дыхание; воспитание ответственности и самостоятельности
Логопед, педагоги, специалисты Знакомство с методической литературой и подборка необходимой информации для работы над проектом; составление перспективного плана по теме проекта и организация мероприятий;
проведение информационно-просветительской и консультативной работы (среди родителей и педагогов ДОУ)
Родители (законные представители) Повышение уровня информационной культуры об основах безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни у воспитанников; повышение компетенций через международный образовательный портал МААМ; буклет по теме «Техника безопасности при использовании мелкого нестандартного материала для тренировки речевого дыхания у старших дошкольников с ТНР»; информационный стенд «Советы специалиста»
Ожидаемые результаты
В ходе проекта «Техника безопасности при использовании мелкого нестандартного материала для тренировки речевого дыхания у старших дошкольников с ТНР» у воспитанников будут сформированы:
-сознательное и ответственное отношение к личной безопасности на занятиях логопеда, и при изготовлении и использовании мелких вспомогательных материалов, помогающих развивать речевое дыхание;
-знания о здоровом и безопасном образе жизнедеятельности;
-закрепят и систематизируют знания о технике выполнения специальных упражнений на постановку и развитие физиологического дыхания;
-научатся применять дыхательные тренажеры (сделанные своими руками, как вспомогательное средство для развития и тренировки дыхания на повседневных занятиях логопеда;
Развиты:
-представления о строении дыхательной функции организма, важности дыхания, формировать ценности ЗОЖ;
-навыки работы с дыхательными тренажерами в играх;
Родители:
-повысят уровень информационной культуры об основных правилах безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни у воспитанников, смогут применить самостоятельно в играх дома;
Педагоги, молодые специалисты:
-ознакомятся с методической литературой;
-применят опыт работы
Механизм реализации проекта
Реализация проекта проходила на базе МБДОУ «Детский сад №105 «Антошка» в период с 13.02. 2023-17.02.2023г.
Этапы Мероприятия Ответственные
Подготовительный
06.02.23-10.02.23 • Анализ психолого-педагогической литературы
• Подбор диагностических заданий на выявление уровня сформированности представлений об основах безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
• Организация и проведение педагогического мониторинга по проблеме
• Составление плана работы с детьми в соответствии с возрастом и их родителями Учитель-логопед
Практический 13.02.023-17.02.23
Совместная образовательная деятельность:
• Дыхательная гимнастика
• Общие правила выполнений дыхательной гимнастики
• Техника выполнения упражнений на постановку дыхания
• Ознакомительная инструкция по правилам безопасного поведения воспитанников ДОУ в кабинете логопеда
• Знакомство с техникой безопасности выполнения упражнений с мелкими предметами (по возрастам)
• Ситуативная беседа «Что такое хорошо, а что такое плохо?»
• Обсуждение ситуации «А что может случиться если….»
• Игры на дыхание с усложнениями правил
• Эксперимент с дыханием и его силой (близко- далеко)
• Логопедическая сказка по ОБЖ «В гостях у Непослушайки….» (придумывание самостоятельного сюжета сказки с применением знаний по ОБЖ)
• Изготовление пособий с использованием бумажного стаканчика и трубочек для коктейля
Совместная работа с родителями (законными представителями) :
• Буклеты- инструкции- помогашки «Рекомендации проведения игр и упражнений с ОБЖ на развитие речевого дыхания дома»
• Выставка фото детских пособий в игре для родителей, публикация на сайте логопеда
Совместная работа с педагогами, молодыми специалистами:
• Консультация для воспитателей «Картотека дыхательной гимнастики»- пополнение речевых уголков в группах (старший возраст).
• Консультативная работа с молодыми специалистами и педагогами по теме: «Инструкции по ОБЖ для воспитанников в игре с мелким нестандартным материалом для развития воздушной струи» (старший возраст). Учитель-логопед
Родители
Педагоги
Молодые специалисты
Аналитический
17.02.23 • Презентация проекта
• Изготовление самодельных тренажеров к игре на развитие и тренировку дыхания «Снегопад» Учитель-логопед
На подготовительном этапе определяется тема, цели, задачи, содержание проекта, прогнозируется результат. Проведена диагностика с целью выявления у детей умений и навыков по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности. В качестве диагностических методик использовались адаптированные задания по методике «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Раздел: «Опасности в играх с мелкими, острыми предметами». Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б. В ходе мониторингового исследования были получены результаты, представленные в диаграмме 1, (Приложение 1).
Дети подготовительной группы по результатам начальной диагностики исследования показали следующе результаты исследования: низкий уровень-56%, средний уровень - 44%. Таким образом, анализ результатов начальной (констатирующей) диагностики, подтвердил необходимость целенаправленной педагогической работы для повышения уровня навыков формирования начальных основ безопасности жизнедеятельности у детей через реализацию проекта, как один из методов по формированию навыков безопасной работы с предметами у детей с ТНР, что не только повысит уровень навыков детей, но и создаст интерес к самим играм по развитию речевого дыхания. После выявления проблемы мною была изучена научно-методическая литература. Обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. Поиск различных средств достижения целей. Организована предметно-развивающая среда: приобретены материалы для изготовления пособий на развитие дыхания, подбор материала инструкций по технике безопасности в ДОУ, игр, написан календарно-тематический план по реализации проекта;
Практический этап направлен на реализацию поставленных задач проекта.
С этой целью было организовано взаимодействие с участниками проекта на принципах :
-принцип гуманности, обеспечивает равнодоступный выбор для каждого ребёнка, полное признание его прав, уважение к личности ребёнка;
-принцип открытости, обусловлен типом взаимодействия всех участников образовательного процесса;
-принцип целостности и системности, предусматривает единство и взаимосвязь между всеми компонентами и участниками образовательного процесса;
-принцип единства диагностики и коррекции, обеспечивает подбор наиболее эффективных методов и приёмов работы на основе объективных данных педагогической диагностики;
-деятельностный принцип, определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достижении является организация активной деятельности ребенка и др.