Ирина Калачева
Проект «Театр как средство формирования связной речи дошкольников 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Театр – как средство формирования связной речи дошкольников 4-5 лет».
Проект Вид проекта : познавательно-творческий Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта : -дети 4-5лет (ср. гр.)
-воспитатели
-родители
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Театр как средство формирования связной речи дошкольников 4–5 лет“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
Развитие речи дошкольника - актуальная проблема, так как речь влияет на процесс социализации и развития личности, результативность обучения детей. Театрализованная деятельность, помогает ребенку раскрыть его способности, индивидуальность, творческий потенциал, а также способствует развитию связной речи, диалогической и монологической. Ребенок должен научиться рассказывать, соблюдать последовательность событий в этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т. е. с речью содержательной, последовательной, не требующей дополнительных вопросов и уточнений. Огромную помощь в этом оказывает – театрализованная деятельность. Театральная деятельность связана с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование собственных эмоциональных состояний. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка.
Цели проекта :
Сформировать интерес к театрализованной деятельности.
Создать условия для развития речевых способностей детей через театрализованную деятельность.
Создание единого пространства ДОУ и семьи.
Задачи проекта :
для детей:
обучающие:
1. Формировать у детей интерес к театру, творческое воображение, память, фантазию.
2. Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей.
3. Формировать умение обыгрывать сказки, при помощи настольного театра.
Развивающее:
1. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, способность к восприятию текста, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков
2. Развивать сплоченность, самооценку детей.
Воспитательные:
1. Воспитать любовь к искусству.
2. Воспитывать бережное отношение к книгам, театральным персонажам, атрибутам.
Для родителей:
Расширение знаний о развитии речи детей по средством театральной деятельности и художественного воспитания детей, по средствам консультаций.
Формирование позиции сотрудничества родителей и детей, умение организовывать детскую деятельность.
Для педагогов :
Создание условий стимулирующих развитие творческой деятельности, содействовать развитию гармоничной личности.
Создание развивающей среды, направленной на развитие интереса к театральной деятельности.
Организация совместной деятельности детей и родителей в рамках решения проекта.
Ожидаемые результаты:
для детей:
Посредством театрализации у детей совершенствуется речь. Продолжается знакомство с художественной литературой, улучшается грамматический строй речи. Совершенствуется диалогическая (ответы на вопросы, беседы) и монологическая (словесное творчество) речь. Дети активно могут использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.
Дети эмоционально и активно участвуют в театральных постановках, формируется умение веси диалог, давать оценку поступкам героев, участвовать в обсуждении.
Выражают с помощью мимики, интонации, жестов- эмоциональное состояние героев.
Интонационно выразительно воспроизводят слова и фразы из текста в процессе театрализации, разыгрывают несложные сюжеты по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты)
Чувствуют и понимают эмоциональное состояние героев, вступают в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Для родителей:
Со стороны родителей поддерживается интерес детей к театрализованной деятельности. Принимается участие в походах на детские спектакли, обсуждение увиденного. Помогают разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр. в домашних условиях.
О значимости театральной деятельности и художественного воспитания, его влияние на развитие речи детей.
Для педагогов:
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.
Методическое обеспечение проекта.
Предварительная работа:
1 этап-подготовительный.
-подбор методической и художественной литературы;
- изготовление пособий для театрализации;
- подбор дидактических, подвижных, малоподвижных, сюжетно - ролевых игр; Пополнение развивающей среды настольными видами театра по сказкам.
- составление плана совместных мероприятий педагогов и детей;
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
Работа с родителями:
• Анкетирование родителей по теме «Театр и дети»
• Консультация для родителей по теме:
«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей».
«Роль книги в жизни ребенка»
«Развиваем речь играя»
«Театр своими руками».
«Что читать детям 4-5лет»
«Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет».
•Совместная творческая деятельность с детьми, выставка рисунков
«Моя любимая сказка», «Сказка по новому», «Мы придумываем театр», Семейный проект «Сказочный персонаж», изготовление сказочных персонажей и атрибутов для театральных игр.
•В индивидуальных беседах рассказать о целях и задачах реализуемого проекта; о роли родителей в проекте : оказание помощи детям в творческом процессе, обыгрывание знакомых сказок в домашних условиях.
• Рекомендации: «Мы идем в театр».
2этап-основной:
•Чтение, рассказывание, театрализация сказок.
•Настольный театр к сказке «Теремок», «Репка», «Колобок», «Маша и медведь», «Лиса и заяц», «Рукавичка».
• Ситуативная беседа на тему: «Путешествие в мир сказок»
«Моя любимая сказка»
«Придумываем новую сказку»
«Здравствуй, сказка!»
«Как дружба в беде помогла».
• Просмотр презентации по теме:
«В гостях у сказки»
«Что такое театр?»
«Виды театра»
«Как себя вести в театре»
•выполнение работ по изобразительной деятельности
рисование на тему «Сказочный герой»
лепка из пластилина «Мы лепим сказку»
раскраски по теме «Сказки»
Аппликация «В гостях у сказки»
• Дидактические игры: «Пазлы» -собери любимую сказку.
«Назови действие»- активизация глагольного словаря
«Подскажи словечко»- произносить многосложные слова
«Испорченный телефон»- развивать у детей слуховое внимание.
«Назови ласково»-образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Оформление альбома : правила поведения в театре.
«Подбирай, запоминай, называй» Цель: учить находить картинку, называть изображение на них в соответствии со сказкой.
«Продолжи сказку»- развитие связной речи.
•Картотека игр – драматизаций
«Котята»- дети показывают мимику хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят.
«Курочка-рябушечка»
«Жили у бабуси два весёлых гуся».
«Матросская шапка»
•Пальчиковые виды театра («Колобок», «Идет коза рогатая», «Маша и Медведь»).
•Строим «Новый дом- Теремок для зверей»
•Экспериментирование
Опыт с разными видами бумаги ( св-ва бумаги: мнется, рвется, намокает) опыты с деревом, с тканью.
•п/и «Зверята». Имитация движений сказочных героев: зайка-прыжки; лиса-ходьба на носочках; медведь- ходьба косолапой походкой; волк-бег.
3 этап – заключительный.
Обобщение результатов работы, анализ, закрепление полученных знаний, выводы.
Итоговое мероприятие:
Музыкальная сказка для родителей «Лето- припасиха, зима –подбериха»
Музыкальная инсценировка «Прогулка по зоопарку»
Список литературы:
1. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников».
2. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду
3. Доронова Т. Н. Театрализованная деятельность как средство развития детей 4–6 лет
4. АНТИПИНА Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии.
5. Маханева М. Д.
Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного
учреждения
6. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.
7. Мигунова Е В Театральная педагогика в детском саду.
8. Агапова И. А. Давыдова М. А. Театральные занятия и игры в детском саду. Развивающие упражнения, тренинги, сценарии.