Наталья Комарова
Проект «Театр и дети» в подготовительной группе
ПРОЕКТ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
Публикация «Проект „Театр и дети“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
детей. ”
(Б. М. Теплов)
Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию; проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, и, в итоге – раскрытию творческого потенциала ребенка.
ПРОБЛЕМА
1. Поверхностное отношение родителей и детей к театру и театральной деятельности.
2. Несформированные умения детей в «актёрском мастерстве».
3. Поверхностные знания детей о разных видах театра.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Полное наименование проекта : «Театр и дети».
Тип проекта : познавательный, творческий, долгосрочный.
Продолжительность проекта : долгосрочный (октябрь 2020 – апрель 2021 год)
Цель проекта : Создать условия для развития и поддержания интереса старших дошкольников к театру и театрализованной деятельности; определить влияние данных условий на развитие эмпатии.
Задачи:
1. Систематизировать знания детей по теме проекта.
2. Стимулировать у детей интерес к знакомству с историей тетра, с его особенностями, видами и традициями.
3. Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, силу голоса, кукловождение).
4. Развивать у детей устойчивый интерес к театрализованной деятельности, умение воспринимать художественное слово и понимать его значение;
5. Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи;
6. Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы.
7. Развивать речь, память, внимание.
8. Воспитывать гуманные чувства, формировать представление о честности, справедливости, добре, эмпатии.
9. Расширять взаимодействие с родителями путём показа спектакля для детей.
Интеграция образовательных областей:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Возраст детей: подготовительная группа (6-7 лет).
Формы реализации: тематическая, музыкальная, интегрированная, образовательная деятельность; конкурсы, викторина; игры-драматизации, театрализованные игры, беседы, чтение художественной литературы.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная, двигательная.
Мотивация детей на участие в проектной деятельности : постановка проблемных вопросов, проведение игр, просмотр видеороликов, фильмов, театрализованные игры, конкурсы.
Продукт проектной деятельности : открытое мероприятие – показ театра «Гуси-лебеди», выставка «Мой домашний театр».
Активное участие родителей: обсуждение и составление плана работы по проектной деятельности, изготовление «домашнего театра», подготовка детей к инсценировкам.
Этапы деятельности проекта
Этапы работы Содержание
воспитатели дети родители
Подготовительный 1. Постановка целей проекта.
2. Определение цели и задач, составление алгоритма совместных действий взрослых и детей.
3. Сбор и накопление материала, изучение литературы.
4. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
5. Составление конспектов по проекту 1. Знакомство с идеей.
2. Внесение дополнений в план деятельности.
3. Участие в сборе материалов.
4. Изготовление дидактического материала.
Основной 1. Беседа с детьми о театре.
2. Чтение художественной литературы, рисование.
3. Театрализованные игры, игры – драматизации.
4. Настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, пальчиковый и
настольный театры, настольно-печатный театр. 1. Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная деятельность в воспитательно-образовательном процессе.
2. Самостоятельная деятельность детей в повседневной жизни.
3. Создание, творческий подход к оформлению поделки. 1. Выполнение индивидуальных заданий.
2. Совместные игры с детьми.
3. Участие в творческой мастерской.
Заключительный 1. Анализ диагностического исследования.
2. Проведение открытого мероприятия.
3. Презентация-выставка «Наш домашний театр» 1. Участие в проведении открытого мероприятия.
2. Подготовка к презентации-выставке. 1. Посещение открытого мероприятия.
2. Посещение выставки.
3. Отзывы родителей.
Подведение итогов на родительском собрании, обсуждение результатов.
Для успешной реализации проекта необходимы следующие условия:
1. Кадровые: педагоги группы.
2. Материально-технические: соблюдение требований к искусственному и естественному освещению помещений для образовательной деятельности детей; к санитарному состоянию и содержанию помещений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; охраны жизни и здоровья воспитанников.
3. Учебно-материальные: оснащение образовательного процесса игровым, познавательным, развивающим, демонстрационным, наглядным материалом (детская художественная литература; ИКТ (телевизор, музыкальный центр); канцтовары).
4. Информационно-методические:
5. Психолого-педагогические: формирование профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста (в субъектном отношении педагога к ребенку, индивидуальном подходе, учете зон ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку). Образовательный процесс в ДОУ должен включать как совместную деятельность взрослого с детьми, так и свободную самостоятельную деятельность воспитанников. В качестве ведущей деятельности детей дошкольного возраста признается игровая деятельность. Соблюдение требований к взаимодействию образовательного учреждения (группы) с родителями воспитанников. Все участники педагогического процесса взаимодействуют.
Пути и средства реализации проекта
В проектной деятельности используются разнообразные методы и приемы работы с детьми и взрослыми: практические, наглядные, словесные, игровые. Все эти методы в процессе реализации проекта используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом. Это интегрированная творческая образовательная деятельность (синтез театральных технологий с арт-терапевтическими методами, танцами, музыкой, игрой и др.).
Познавательная деятельность организована на основе наглядного показа. В группе наглядных методов обучения используется демонстрация наглядных пособий (предметы, предметные картинки, иллюстрации, видео). При наблюдении дети всматриваются в объекты окружающего мира, выделяют существенное, основное, делают выводы. Использование этого метода способствует развитию наблюдательности у детей, умение сосредотачиваться на наблюдаемом, размышлять над увиденном, выражать мысли и эмоции словом. Наглядные методы могут быть прямыми (воспитатель показывает способы действия) и косвенными (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).
В процессе обучения используются словесные приемы, такие как вопросы, пояснение, объяснение, диалоговая беседа, педагогическая оценка, чтение художественной литературы. Эти методы воспитывают в детях умение слушать, обогащают словарный запас, развивают активную речь.
Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции. Решение задач образовательного процесса в игре сопряжено с минимальными волевыми усилиями. В ситуации игры процессы восприятия протекают в осознании ребенка более быстро и точно. Применяются все виды игр (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, малоподвижные, ситуативные и т. д.). Для придания процессу динамического характера в игровой ситуации вводятся элементы соревнования.
Большое значение при реализации нашей проектной деятельности имеют игры на развитие артикуляции, упражнения на дыхание, развитие мимики, игры на эмоциональное раскрепощение.
Практические методы: просмотр театральных постановок с последующим анализом, рисование иллюстраций к художественным произведениям, изображение героев в разных видах изобразительной деятельности, изготовление атрибутов к спектаклям, участие в ролевых играх, творческих заданиях и упражнениях, разнообразные конкурсы, придумывание сказок.
В продуктивной деятельности используются также методы моделирования ситуации: создание вместе с детьми сюжетов моделей, ситуаций моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности, разрешение проблемных ситуаций.
В проекте пронимают участие воспитатели, дети и родители. Взрослые способствуют созданию условий для детской познавательной, игровой, творческой самостоятельной деятельности. Воспитатели используют индивидуальный, дифференцированный подход, необходимые для самоуважения и самоутверждения детей.
Работа с родителями: активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей; заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе. Формы взаимодействия: анкетирование, индивидуальные беседы, домашние творческие задания, помощь в изготовлении костюмов и декораций, посещение театральных постановок.
Пути и средства реализации проекта
В проектной деятельности используются разнообразные методы и приемы работы с детьми и взрослыми: практические, наглядные, словесные, игровые. Все эти методы в процессе реализации проекта используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом. Это интегрированная творческая образовательная деятельность (синтез театральных технологий с арт-терапевтическими методами, танцами, музыкой, игрой и др.).
Познавательная деятельность организована на основе наглядного показа. В группе наглядных методов обучения используется демонстрация наглядных пособий (предметы, предметные картинки, иллюстрации, видео). При наблюдении дети всматриваются в объекты окружающего мира, выделяют существенное, основное, делают выводы. Использование этого метода способствует развитию наблюдательности у детей, умение сосредотачиваться на наблюдаемом, размышлять над увиденном, выражать мысли и эмоции словом. Наглядные методы могут быть прямыми (воспитатель показывает способы действия) и косвенными (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).
В процессе обучения используются словесные приемы, такие как вопросы, пояснение, объяснение, диалоговая беседа, педагогическая оценка, чтение художественной литературы. Эти методы воспитывают в детях умение слушать, обогащают словарный запас, развивают активную речь.
Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции. Решение задач образовательного процесса в игре сопряжено с минимальными волевыми усилиями. В ситуации игры процессы восприятия протекают в осознании ребенка более быстро и точно. Применяются все виды игр (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, малоподвижные, ситуативные и т. д.). Для придания процессу динамического характера в игровой ситуации вводятся элементы соревнования.
Большое значение при реализации нашей проектной деятельности имеют игры на развитие артикуляции, упражнения на дыхание, развитие мимики, игры на эмоциональное раскрепощение.
Практические методы: просмотр театральных постановок с последующим анализом, рисование иллюстраций к художественным произведениям, изображение героев в разных видах изобразительной деятельности, изготовление атрибутов к спектаклям, участие в ролевых играх, творческих заданиях и упражнениях, разнообразные конкурсы, придумывание сказок.
В продуктивной деятельности используются также методы моделирования ситуации: создание вместе с детьми сюжетов моделей, ситуаций моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности, разрешение проблемных ситуаций.
В проекте пронимают участие воспитатели, дети и родители. Взрослые способствуют созданию условий для детской познавательной, игровой, творческой самостоятельной деятельности. Воспитатели используют индивидуальный, дифференцированный подход, необходимые для самоуважения и самоутверждения детей.
Работа с родителями: активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей; заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе. Формы взаимодействия: анкетирование, индивидуальные беседы, домашние творческие задания, помощь в изготовлении костюмов и декораций, посещение театральных постановок.