Получи документы

Проект «Театр и дети» как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Федоренко Ирина Ивановна
Проект «Театр и дети» как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Веселая планета» п. Орловского.

ПРОЕКТ

«Театр и дети, как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста».

Разработала: учитель-логопед

Федоренко Ирина Ивановна

п. Орловский

2019 год

Содержание

Введение…2

I этап подготовительный….6

II этап – основной…. 7

III этап - заключительный…8

Заключение…9

Литература….10

Приложение… 11

Публикация «Проект „Театр и дети“ как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Введение

Актуальность темы

Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи). Поэтому в качестве мотива на исправление речевых недостатков у детей мною была выбрана театрализованная деятельность.

Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с недостатками речи включает ежедневное проведение индивидуальных занятий, осуществление преемственности в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи.

Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии. Как мы знаем, основная деятельность ребёнка – игра. В методической литературе отражены различные виды игр по формированию связной речи детей с ОНР, но недостаточно раскрыт раздел как театрализованная игра в развитии речи детей с ОНР.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность. Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Развитие творчества дошкольников - дело сложное, но важное и нужное. Творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трё х направлениях:

-творчество продуктивное (творческая интерпретация заданного сюжета);

-творчество исполнительское (речевое, двигательное);

- творчество оформительское (декорации, костюмы).

Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно, анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить, как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной деятельности.

Передо мной возникла следующая проблема: когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранялся надолго в памяти и использовался в новых условиях.

Для решения этой проблемы мною был разработан проект «Театр и дети, как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста».

Цель проекта : Разработать пути активизации речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи средствами театрализованной деятельности.

Задачи проекта :

Образовательные:

- обучать фонетически и грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;

- создать психологически комфортную речевую среду как условие речевого развития дошкольников;

- повысить культурный уровень дошкольников

Воспитательные:

- воспитывать инициативу и самостоятельность при выполнении речевых познавательных заданий;

- воспитывать интерес к театрализованной деятельности.

Развивающие:

- развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного)

- развивать коммуникативную функцию речи у детей старшего дошкольного возраста для дальнейшей успешной социализации.

Участники проекта : воспитанники старших и подготовительных групп, (посещающие логопедические занятия, родители, учитель-логопед, педагоги групп, старший воспитатель.

Срок реализации проекта : сентябрь-ноябрь 2019г.

Тип проекта – практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный, творческий.

Этапы реализации проекта Дата реализации проекта Ответственный

1 этап-подготовительный:

- изучение литературы по данной теме, опыты работ коллег средствами информационных ресурсов.

- консультация родителей и педагогов по теме проекта.

- подготовка материальной и методической базы.

- отбор участников в проекте.

2 этап-основной:

- проведение непосредственно образовательной деятельности. Ознакомление со сказкой «Глупый, маленький мышонок», С. Я. Маршак.

- распределение по ролям участников постановки сказки

- изготовление атрибутов к сказке, закрепление произношения шипящих звуков

- просмотр мультфильма

3 этап- заключительный:

- итоговое мероприятие, показ театра для детей и родителей «Глупый, маленький мышонок» С. Я. Маршака, в рамках недели театр и дети. (День матери)

- участие в районном конкурсе «Слово, музыка, театр».

-фотовыставка

Сентябрь

Проведение родительского собрания 4.09.2019г.

Сентябрь

Октябрь

1 неделя октября

2 неделя октября

3-4

неделя октября

27 Ноября

Учитель-логопед

Воспитатели старших и подготовительных групп

Учитель-логопед

Педагог -психолог

Учитель-логопед

Воспитатели, родители

Старший воспитатель

Заключение.

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. Задачи учителя-логопеда сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

В начале работы мной была поставлена цель: коррекция речи детей путём использования театрально-игровой деятельности, в ходе работы эта цель была достигнута.

Решение поставленных задач позволило достичь следующих результатов у детей :

- развитие грамотной и связной речи;

- совершенствование употребления лексико-грамматических категорий;

- улучшение звукопроизношения;

- созданию благоприятной психологической атмосферы в группе.

Результативность

• Умеют использовать образные выражения при пересказе сказок.

• Передают мимикой и движениями эмоциональное состояние героев сказок.

• Правильно употребляют лексико-грамматические категории.

• Улучшилось звукопроизношение.

• Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.

• Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад».

• Повысился культурный уровень дошкольников.

Востребованность проекта. Проект может быть использован в условиях детских садов.

Распространение опыта. Презентация проекта на сайте МБДОУ, в интернет-сообществах

Выводы. Поставленные задачи выполнены, цель достигнута. Проект является эффективным, оптимизирует образовательную деятельность.

Литература

1 Агеева И. Д. «500 стишков для зарядки язычком»

2 Комарова Л. А. «Автоматизация звука Р в игровых упражнениях»

3 Комарова Л. А. «Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях»

4 Комарова Л. А. «Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях»

5. Соц. сети, игровые упражнения на «Мерсибо»

Приложение 1

Инсценировка сказки

«Глупый, маленький мышонок» С. Я. Маршака

Цели и задачи:

Обучающие:

- обучать фонетически и грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;

- создать психологически комфортную речевую среду как условие речевого развития дошкольников;

- повысить культурный уровень дошкольников

- пополнение знаний о творчестве детского поэта С. Я. Маршака;

-обучение детей сотрудничеству, изображению повадок животных, соответствию образу, своевременному вступлению в диалог, эмоциональному выступлению перед публикой.

Коррекционные :

-тавтоматизация поставленных и исправленных звуков, работа над слоговой структурой, просодической стороной речи (развитие плавной, размеренной, ритмизированной, интонационно окрашенной, мимикой, связной, диалогической, монологической речью;

- обогащение активного словаря новыми понятиями, лексико-грамматическими категориями.

Воспитательные:

- воспитывать инициативу и самостоятельность при выполнении речевых познавательных заданий;

- воспитывать интерес к театрализованной деятельности;

- воспитание коллективизма, усидчивости, активности, умения работать в команде, уверенности во время публичного выступления;

- развитие коммуникативных и толерантных способностей, желания принимать участие в общем деле, приносить радость близким: своим сверстникам, педагогам, родителям, детям младших групп.

Работа с педагогами групп: Познакомить детей с текстом произведения, объяснение значения непонятных слов, разбор труднопроизносимых слов.

Работа с педагогов – психологам: работа над мимикой, пантомимикой, интонациями, провести работу по развитию коммуникативных и толерантных способностей, желания принимать участие в общем деле,

Работа с родителями. Привлечь родителей к процессу подготовки к спектаклю: изготовление атрибутов и декораций, разучивание текстов.

Действующие лица и исполнители: дети старшей и подготовительной группы.

Исполнители роли Название героя Результаты на начало театрализованной

деятельности Конечные результаты театрализованной деятельности

Резниченко Анна мама Нарушения произношения свистящих звуков

Белоусов Тимур мышонок Нарушения произношения звука Р

Дорохова София утка Искажение произношения звука Р

Ковалева Лера жаба Искажение произношения звука Р

Кувикова маша лошадь Нарушения произношения свистящих звуков

Маша Никитенко Свинья Нарушения произношения шипящих звуков

Лященко Алина курица Нарушения произношения шипящих звуков

Зубова Женя щука Нарушения произношения шипящих звуков

Ткаченко Анна кошка Искажение

произношения звука Р

Цацулина Тая рассказчик Искажение

произношения свистящих звуков

С. Я. Маршак Прложение1

Мышь-мама

Мышонок

Утка

Жаба

Лошадь

Свинья

Курица

Щука

Кошка

Рассказчик

Спать пора! Уснул теленок,

И тебе пора уснуть.

Мышь укладывает Мышонка в колыбельку и поправляет одеяло.

Появляется Рассказчик.

Мы расскажем про мышонка,

про капризного ребенка

Жил да был малыш-мышонок,

Капризуля – просто жуть!

В теплой норке спят мышата,

Спит за печкою сверчок,

Спят у речки камышата,

Спит на грядке кабачок.

Спят усталые ромашки,

И полянки тоже спят.

Спят под листиком букашки,

Ручейки во сне журчат.

Мышонок пытается выбраться из колыбельки.

Мышонок (капризно)

Не хочу я спать нисколько!

Мама-мышь снова укладывает Мышонка.

Мышь (ласково)

Спи, мышонок, замолчи.

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

(снова начинает петь колыбельную)

Баю-баю, мой мышонок…

Мышонок опять выглядывает из колыбельки.

Мышонок (капризно)

Голосок твой слишком тонок.

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

Рассказчик

Позвонила мышка-мать –

Стала Утку в няньки звать.

Мышь достает телефон и набирает номер.

Мышь (по телефону)

Приходи к нам, тетя Утка,

Нашу детку покачать!

На сцену под музыку важно выходит Утка и садится возле колыбельки. Мышь уходит.

Здравствуй, деточка! Я Утка!

Кря! Кря! Кря! Усни, малютка!

После дождика в саду

Червячка тебе найду!

Спи скорее засыпай,

Червячков во сне копай!.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

Нет, твой голос нехорош.

Слишком громко ты поешь!

Мышонок громко плачет. Прибегает Мышь. Утка уходит.

Рассказчик

Позвонила мышка-мать –

Стала Жабу в няньки звать.

Мышь достает телефон и набирает номер.

Мышь (по телефону)

Приходи к нам, тетя Жаба,

Нашу детку покачать!

На сцену под музыку выходит Жаба и садится возле колыбельки. Мышь уходит.

Стала жаба важно квакать:

Ква-ква-ква, не надо плакать,

Разводить в кроватке слякоть!

Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я комара,

Дам сороконожку,

Дам жука и мошку!

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

Нет, твой голос нехорош.

Слишком скучно ты поешь!

Мышонок громко плачет. Прибегает Мышь. Жаба уходит.

Рассказчик

Позвонила мышка-мать –

Стала Лошадь в няньки звать.

Приходи к нам, тетя Лошадь,

Нашу детку покачать.

Лошадь

Здравствуй, крошка! Я Лошадка!

Спи, мышонок, сладко-сладко,

Повернись на правый бок,

Дам овса тебе мешок!

Не уснешь, копытом

Буду бить в корыто!

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

Нет, твой голос нехорош.

Слишком страшно ты поешь!

Мышонок громко плачет. Прибегает Мышь. Лошадь уходит.

Рассказчик

Позвонила мышка-мать –

Стала Свинку в няньки звать.

Приходи к нам, тетя Свинка,

Нашу детку покачать.

Стала свинка хрипло хрюкать,

Непослушного баюкать:

Свинья (поет хриплым голосом)

Буду, буду хрюкать,

Деточку баюкать!

Баю-баюшки-хрю-хрю!

Успокойся, говорю. (топает ногой)

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

Нет, твой голос нехорош.

Очень грубо ты поешь!

Мышонок громко плачет. Прибегает Мышь. Свинья уходит.

Рассказчик

Стала думать мышка-мать:

Надо курицу позвать.

Приходи к нам, тетя Клуша,

Нашу детку покачать!

На сцену под музыку выходит Курица и садится возле колыбельки. Мышь уходит.

Курица

Здравствуй, детка! Я наседка!

Куд-куда! Не бойся, детка.

Забирайся под крыло, –

Там и тихо и тепло.

Курица прикрывает Мышонка крылом и начинает баюкать.

Мышонок вырывается.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

Нет, твой голос нехорош.

Этак вовсе не уснешь!

Мышонок громко плачет. Прибегает Мышь. Курица уходит.

Рассказчик

Позвонила мышка-мать –

Стала Щуку в няньки звать.

Приходи к нам, тетя Щука,

Нашу детку покачать

Где же песня, тетя Щука?

Не услышал я ни звука!

Нет, твой голос нехорош.

Слишком тихо ты поешь!

Мышонок громко плачет. Прибегает Мышь. Щука уходит.

Рассказчик

Позвонила мышка-мать –

Стала Кошку в няньки звать.

Приходи к нам, тетя Кошка,

Нашу детку покачать!

Кошка

Здравствуй, сладенький! Я Кошка!

- Мяу-мяу, спи, мой крошка!

Мяу-мяу, ляжем спать,

Мяу-мяу, на кровать.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

Голосок твой так хорош…

Очень сладко ты поешь.

Мышонок засыпает. Кошка убегает с ним со сцены.

Прибежала мышка-мать,

Поглядела на кровать,

Ищет своего мышонка,

А мышонка не видать.

Мама-мышь закрывает мордочку лапками.

Не случилось бы с мышонком беды, если б он не капризничал, а послушался бы маму и заснул. Ведь лучше мамы няньки нет и песенки мамы самые чудесные.

Обойди весь мир вокруг,

Только знай заранее:

Не найдешь теплее рук

И нежнее маминых.

Не найдешь на свете глаз

Ласковей и строже.

Мама каждому из нас

Всех людей дороже.

Сто путей, дорог вокруг

Обойди по свету:

Мама — самый лучший друг,

Лучше мамы — нету!

Мама — это значит нежность,

Это ласка, доброта,

Мама — это безмятежность,

Это радость, красота!

Мама — это на ночь сказка,

Это утренний рассвет,

Мама — в трудный час подсказка,

Это мудрость и совет!

Мама — это зелень лета,

Это снег, осенний лист,

Мама — это лучик света,

Мама — это значит ЖИЗНЬ!

Публикации по теме:

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Театр и дети» как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 февраля 2020 в 12:01
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Театр и дети» как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Федоренко Ирина Ивановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД