Белкина Ольга Игоревна
Проект «Танцевальные карамельки» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Музыку и движение трудно назвать более универсальным средством эстетического и нравственного воспитания ребенка.
Движение облегчает восприятие и запоминание музыки, а музыка помогает запомнить движение. Все это постепенно воспитывает у детей любовь к музыке, чувство ритма, музыкальную память, развивает эстетический вкус.
Проект не предполагает глубокого проникновения в школу танца, а лишь закладывает основы музыкальности, культуры движения и исполнительской выразительности. Программный материал включает в себя элементы хореографии, образы в движении, которые способны развить фантазии ребенка и выразить их через музыкально-танцевальные композиции, что, в конечном счете, дает возможность заложить основу красоты, здоровья и доброты. В процессе танцевальных занятий воспитываются положительные эмоции, обогащаются музыкально - ритмические движения, закладываются основы выразительного исполнения.
Публикация «Проект „Танцевальные карамельки“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Программа направлена на общее развитие детей, на раскрытие внутреннего состояния ребенка, на получение удовлетворения сегодня. Малышей должны привлекать сами занятия, а не желание как можно скорее изучить в совершенстве отдельные танцевальные движения или связки отдельных элементов. На ранних ступенях овладения искусством художественного движения детям второй младшей группы помогают разговорно-игровые приемы.
Учитывая отсутствие у основной массы детей ярко выраженных способностей и достаточного уровня физической подготовки, программа первого года обучения предусматривает большое количество упражнений, укрепляющих мышечный аппарат и вырабатывающий правильную осанку. Наряду с этим включаются упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие.
Значительная часть программы первого года обучения посвящена азбуке музыкального движения. Сюда входят различные виды ходьбы, знакомство с некоторыми рисунками танца, упражнения и игры, развивающие гибкость, музыкальность, координацию и ориентацию в пространстве, что подготавливает детей к исполнительской деятельности. Наряду с этим в программу включены сюжетные, игровые и народные танцы, развивающие в детях эмоциональность, воображение.
Программа предназначена для работы с детьми в возрасте от 3 до 4 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность одного занятия 15 минут.
Педагогическая целесообразность проекта объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа;
1) принцип взаимосвязи обучения и развития
2) принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей.
Программный материал нацелен на развитие ребёнка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания - развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений.
Актуальность.
Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте. Именно в детском саду происходит знакомство детей с танцем и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности. Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствует развитию танцевального творчества – является музыкально-ритмическое движение. Это наиболее благоприятный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников общих и специальных способностей личности.
В процессе разучивания и участия в детских танцах происходит изучение основных средств выразительности движения, пластики, мимики, ритма, которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека. Музыкально-ритмические и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию ребенка и его самоощущение как индивидуальности.
Цель проекта – развитие у детей физических, музыкально-ритмических способностей средствами движения, музыки и ритма.
Задачи:
1. Формировать музыкально-ритмические навыки.
2. Формировать навыки правильного и выразительного движения.
3. Привлекать детей к коллективным формам организации двигательной активности.
4. Формировать умение выполнять знакомые движения легко и свободно, ритмично и согласованно, ориентируясь в пространстве и сохраняя равновесие.
5. Дать детям почувствовать многообразие музыки, которую можно воплотить в движении.
6. Познакомить детей с разнообразием и выразительным значением основных танцевальных движений (простые шаги, пружинка, легкие прыжки, элементарными танцевальными движениями, не добиваясь пока качественного их исполнения.
7. Побуждать детей к воплощению в свободных естественных движениях характера и настроения музыки, знакомых образов и сюжетов.
8. Обучать детей элементарным танцам, начиная с танца «Все вместе», переходить к парным танцам врассыпную и только потом по кругу.
9. Предлагать детям музыкально-двигательные сюжетные этюды и игры, способствующие развитию эмоциональности и выразительности музыкально-двигательного творчества.
Участники проекта : дети дошкольного возраста (3-4 лет, родители воспитанников, воспитатель.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации проекта дети будут :
заинтересовано заниматься танцевальной деятельностью;
самостоятельно организовывать исполнения танца;
использовать в танцевальной деятельности различные виды танца;
иметь представления о танцевальной культуре, танцевальных профессиях;
развитие эмоциональной сферы и активных сторон личности;
улучшение общего состояния здоровья детей;
повышение самооценки, уверенности в себе.
Приёмы работы на танцевальных занятиях
Словесные приёмы
Речь является связующим звеном между движениями и музыкой.
Объяснение
Словесное разъяснение особенно важно для работы над новыми упражнениями на занятии. Комментарии педагога должны быть образными, конкретными и точными. Например, в старшей группе на танцевальном занятии В подводном царстве на отработку движения в цепочке, шеренге и по диагонали со своими воспитанниками я разучивала игровое упражнение Волны. После повторения понятий шеренга и цепочка словесное описание было построено так: Ребята, станьте в две шеренги лицом друг к другу. Когда начинается музыка, шеренга справа, взявшись за руки и подняв их вверх, идёт навстречу ребятам, стоящим в шеренге слева. А левая, двигаясь одной линией, проходит под поднятыми руками правой. После того как закончится музыка, шеренги делают разворот через правое плечо и, поменявшись местами, повторяют упражнение.
Загадки и стихотворения
Обычно этот приё м используется для мотивации малышей: в начале занятия для ознакомления с темой. На танцевальном занятии загадки могут выступать иллюстрациями к музыкально-пространственным упражнениям для разминки. Так, задание на отработку крадущегося, осторожного шага в подготовительной группе я описываю загадкой про лису:
Что за хитрая плутовка?Рыжая головка,Хвост пушистый краса!Кто же это? (Лиса).
А разминочные прыжки можно сопроводить загадкой про зайца:
Серенький, пушистый,Лесной побегайка,Прыгает, резвитсяНаш весёлый (Зайка).
Беседа
Этот словесный приём особенно актуален для воспитанников средней и старших групп. Обычно в беседе дети с педагогом обсуждают значение танца для поддержания здорового образа жизни, рассматривают выразительные возможности танца (например, после просмотра отрывка балета Лебединое озеро в старшей группе). Беседы на тему танцев имеют познавательную и морально-этическую направленность. Вот несколько примеров тематики разговоров по теме:
Танцы народов мира
Чтение
Представление материала в таком виде является не слишком удобным способом работы на занятиях, требующих динамики. Поэтому чтение практикуется как элемент самостоятельной деятельности детей старшей или подготовительной группы. Например, в рамках темы Наш танцующий детский сад, когда ребята рассматривают альбомы с фотографиями воспитанников ДОУ с разных мероприятий, на которых они исполняют танцы. Дети читают краткие справки об этих танцах (название, откуда появился).
Наглядные приёмы
Безусловно, пальма первенства в этой группе отдана демонстрации, то есть презентации движений педагогом. Причём не только на этапе знакомства с упражнением, но и на стадии повторения.
Кроме того, наглядность на занятиях может осуществляться через:
картинки (например, при рассмотрении темы Космос педагог для погружения ребят старшей группы в атмосферу презентует картинки с изображениями планет Солнечной системы, а затем предлагает разучить космический танец Инопланетяне, пластика которого напоминает движения роботов);
фотографии известных танцоров в образах (например, Майи Плисецкой в образе Кармен, Галины Улановой в образе Маши из балета Щелкунчик и др.);
схемы (этот вид наглядности практикуется только со старшими дошкольниками и подразумевает показ ребятам схематического исполнения танцевальных движений).
Реквизит для танцевальных занятий
Важными элементами наглядности на танцевальных занятиях являются атрибуты:
погремушки (для младших дошкольников);
султанчики, мячики (для отработки движений руками);
ленты (для выполнения движений художественной гимнастики);
элементы костюмов (папахи, веночки, сапожки и пр. для создания антуража национальных танцев).
Практические приёмы
Творческие способы осмысления темы рисунки, поделки, аппликации применяются как способ закрепить полученную информацию. Например, после знакомства с русским народным танцем и костюмом малыши выполняют аппликацию из цветной бумаги Кокошник, наклеивая узор на заготовку головного убора.
Игровые приёмы
Учебно-воспитательный потенциал игр для дошкольников просто огромен. На танцевальных занятиях используются в основном музыкальные подвижные игры с элементами театрализации, что объединяется понятием этюда.
Работа с родителями:
1. Круглый стол для родителей: «Что даёт ребёнку хореография?»
2. Оформление наглядной информации в родительский уголок «Воспитаем артиста».
3. Консультация-практикум «Мы танцуем вместе с вами»
4. Психологический тренинг «Весенний калейдоскоп» (с элементами музыкотерапии).
5. Беседа-практикум «Костюмированная ярмарка», «Танцевальный костюм своими руками»
6. Консультация для родителей «Танцевать – это полезно!»
7. Буклет «Значение ритмики»
Календарно-тематический план на 2022-2023 год
Вторая младшая группа
Месяц
Тема
Содержание
Кол-во
занятий
Приме-чание
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
Начало года.
Ввведение
Мониторинг детей.
Сбор и подготовка материала.
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
Разминка
Танцевальные движения
Заключ.
часть
Поклон-приветствие
Комплекс ритмических движений:
Упражнения для плечевого сустава – поднимаем плечи и опускаем, движения для рук «змейка». Танец-игра «Самолеты» - эмоционально передать характер танца
Танец «Маме помогу!» - разучивание танцаю.
Вращение на месте вправо-влево на носочках
Н
О
Я
Б
Р
Ь
Разминка
Танцев.
движения
Заключ.
часть
Поклон
Ритмичные движения на середине зала: упражнения для ног – каблук, носок, пружинка, вынос в стороны;
Танец «Мама розочка в моем саду!» - мимика, жесты, характер танца.
Танец «Две маленькие крошки» - разучивание и синхронное исполнение.
Поворот на месте и покачивание со стороны в сторону. Поклон.
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
Разминка
Танцев.
движения
Заключ.
часть
Поклон-приветствие
Комплекс ритмических движений:
упражнения для корпуса- наклоны вперед, назад, развороты в стороны;
Танец «Мы все делаем вот так» - рисунок танца, четкие движения и резкость исполнения.
Танец «Вальс Анастасии» - плавное, легкое исполнение танца, синхронное исполнение под музыкальное сопровождение.
Легкое вращение по кругу - парное вращение
Я
Н
В
А
Р
Ь
Разминка
Танцев.
движения
Заключ.
часть
Поклон
Комплекс ритмических движений:
Упражнения для развития мышц спины - гибкость, круговое вращение туловища, повороты, наклоны.
Танец «» - элементы сюжетного танца, мимика и жесты – манера исполнения.
Танец «» -
разучивание рисунка танца,
Змейка «Паровоз-букашка» -
Танцевально-игровая ситуация.
Поклон
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
М
А
Р
Т
Разминка
Танцев.
движения
Заключительная часть
Разминка
Танцев.
движения
Заключ.
часть
Ритмичные движения на середине зала: разогревающие упражнения – прыжки по 6ой позиции ног вверх, соскок на две ноги в полуприседании, исполнение «пружинка» для колен.
Разучивание и постановка парного танца «Синий платочек» - движения для девочек, движения для мальчиков.
Вращение по диагонали «Кружится снег» - на носочках по 6 ой позиции ног, положение рук при вращении, положение головы при повороте.
Поклон.
Поклон.
Комплекс ритмичных упражнений на середине зала: упражнения для корпуса - наклоны назад, повороты; движения для стопы - поднимание и опускание на носочки.
Элементы танца «Стирка» - имитация движений под музыкальное сопровождение.
Танец «Мамочка моя» - синхронное исполнение разученных движений, характер и стиль исполнения.
Кружение на носочках по диагонали –
вращение с цветами на руках.
А
П
Р
Е
Л
Ь
Разминка
Танцев.
движения
Заключ.
часть
Поклон
Музыкально – ритмичные движения на середине зала: упражнения для корпуса, развивающие упражнения для мышц ног, синхронное исполнение.
Разучивание и постановка «Дождик» - танцевальные движения с дождиками – положение рук и корпуса в парах и сольное исполнение.
Вращение в парах – на носочках в правую и левую стороны.
М
А
Й
Итоги года.
Мониторимнг детей.
Итоговое открытое занятие.
Отчет и презентация о проделанной работе.
Мониторинг детей. Сентябрь 2022- Май 2023.
Оценка уровня физической подготовки и степени усвоения учащимися учебного материала выставляется по III уровням успеваемости — высокий, средний, низкий.
Упражнения для развития чувства ритма
1. Дети маршируют, выделяя сильную долю хлопком (без хлопка)
- Стоят шеренгой, тактируют.
По одному выполняют упражнения, выходя из шеренги.
2. «Ежик и барабан»
Руководитель читает стихотворение, а дети играют на барабане (или имитируют игру на нем). В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом.
С барабаном ходит ежик,
Бум - бум - бум!
Целый день играет ежик,
Бум - бум - бум!
С барабаном за плечами,
Бум - бум - бум!
Ежик в сад попал случайно
Бум - бум - бум!
Очень яблоки любил он
Бум - бум - бум!
Барабан в саду забыл он
Бум - бум - бум!
Ночью яблоки срывались
Бум - бум - бум!
И удары раздавались
Бум - бум - бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум - бум - бум!
Глаз до зорьки не сомкнули
Бум - бум - бум!
3. Учитель говорит:
Дятел сел на толстый сук
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Всем друзьям своим на юг
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Телеграммы дятел шлет,
Что весна уже идет,
Что растаял снег вокруг:
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Дятел зиму зимовал,
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: В жарких странах не бывал!
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: И понятно, почему,
Скучно дятлу одному, без друзей и без подруг.
Дети: Тук да тук, тук да тук!
4. «Шумит оркестр».
Дети сидят в кругу. По показу воспитателя повторяют.
Кыш - кыш (свободное движение рук)
Хлоп - хлоп (в ладоши)
Шлеп - шлеп (по коленям)
Топ - топ (ноги поочередно)
Можно разнообразить, то есть разделить по партиям.
5. Игра: «Ритмическое эхо».
Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.
6. Игра: «Хлопот в такт».
Звучит музыкальное произведение. Дети хлопками и притопами акцентируют каждую сильную долю.
7. Игра: «Музыкальные топотушки».
Ритмический рисунок произведения, только сильную долю, раздробить длительности.
8. Показ рукой - ударение на каждое слово.
Мой веселый, звонкий мяч, ты куда пустился вскачь?
(Можно прыгать как зайчики).
9. В старом лапоточке, по рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо - 2 раза.
А потом вдруг. в ямку бух! (приседают).
10. «Перевертушки»
На эти слова должны быстро повернуться.
Ой, чки, чки, чки, огурчики.
Ложки, плошки, поварешки. Перевертушки.
11. «Сыграй, как я».
Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, деревянные кубики.
Ход игры: Музыкальный руководитель или воспитатель предлагает детям послушать, а затем повторить ритмический рисунок, состоящий из 5 - 7 звуков, сыгранных на любом из вышеперечисленных инструментах.
Работа с родителями:
Консультация для родителей
Танцевать – это полезно!
Танцы не менее важны, чем точные науки.
Танцевать – это красиво!
Танцевать – это полезно!
Искусство танца – великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребёнку раскрыться как личность. Соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым. Пройдёт совсем немного времени, и вы заметите, как ваша дочь или сын заметно преобразится: появятся гордая осанка, правильная координация движений, утончённая пластика. Кроме того, он начнет чувствовать ритм, понимать характер мелодии, у него разовьётся художественный вкус, творческая фантазия. Всё это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других.
Что и говорить, танцевать любят все – и взрослые, и дети. И не важно, по правилам человек танцует или двигается, как умеет. В любом случае танец – это удовольствие.
Танец нельзя свести просто к ритмичным движениям под музыку или без неё, это и проявление нашей индивидуальности и неповторимости, истории (или исповедь, рассказанная с помощью движений. Окунувшись в удивительный мир танца и музыки, мы становимся способными открыто выражать свои эмоции, что не всегда позволительно делать в повседневной жизни. Таким образом, танцевальное искусство несёт в себе, помимо красоты, и психотерапевтический эффект: выражая, себя открыто и ярко, не боясь внутренних противоречий и страстей, мы тем самым освобождаемся от зажимов и комплексов, которые уже успели пустить корни в нашей душе. Танец позволяет полностью раскрепоститься и учит не бояться быть самим собой.
Танцы – это также отличный способ укрепить своё здоровье. Плавные и экспрессивные движения распрямляют позвоночник, укрепляют мышцы и улучшают осанку.
. Танец, в первую очередь, бунтующая сила духа, воли, нервной энергии, которую можно выразить, отдать, высказать вразного рода телодвижениях, и тело в моменты этих духовных вспышек подчиняется жажде душевного откровения.
Л. А. Авдеева.
Ещё в Древней Греции полагали, что для формирования творческой, гармонически развитой личности необходимо всестороннее образование, включающее, помимо обучения арифметике и астрономии, музыку и танцы. В xx веке швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак Далькроз разработал систему музыкально-ритмического воспитания, которая до сих пор является одной из самых известных и популярных методик музыкального образования в мире. По Далькрозу, через общения с музыкой и танцами человек учится познавать окружающий мир и себя в этом мире, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают воспитывать силу воли, коммуникабельность и развить творческий потенциал.
Действительно, многие исследования психологов доказали, что дети, занимающиеся танцами, добиваются больших успехов в учёбе, чем их сверстники, а также опережают их в общем развитии. Танец помогает формировать начальные математические и логические представления ребёнка, тренирует навыки ориентирования в пространстве; развивает речь. Занятия танцами помогают развить такие качества, как целеустремлённость, организованность и трудолюбие. Ритмика, пластика формируют основные двигательные умения и способности, препятствуют нарушению осанки. Такие занятия обогащают двигательный опыт ребёнка, совершенствуют моторику, развивают активные мыслительные действия в процессе физических упражнений.
Даже самые замкнутые дети становятся более раскрепощёнными, открытыми и общительными. С помощью танца можно решать многие психологические проблемы. Ребёнок через танец начинает смотреть на мир другими глазами. Конечно, проблемы просто так ни куда не исчезнут, но воспринимать их человек начинает по-другому, гораздо более позитивно.
Танец пробуждает творческие способности и даёт возможность через гармонию движений эти способности реализовать. В процессе изучения танцевальных упражнений у ребёнка повышается самооценка. Он начинает верить в то, что способен чего-то добиться, что-то сделать здорово и красиво. Видя довольное лицо мамы, радующейся, когда её чадо преодолевает очередную трудность в освоении танца, ребёнок понимает – он нравится! Значит, он нужен, его ценят! Он любим.
Одним из условий успешных результатов является внимательное, доброжелательное отношение к начинающему танцору, умение внушить ему веру в его возможности. Пусть ваш ребёнок никогда не станет артистом и хореографом, но он на протяжении всей своей жизни будет вспоминать эти занятия, его первое постижение музыки и грациозных движений под руководством любящих родителей.
Артистизм свойственен человеческой природе, особенно детской. Многие из нас годами теряют это качество. Многие взрослые даже в компании близких друзей стесняются что-то спеть, а уж тем более сплясать. Но неужели наши дети должны расти такими же закомплексованными? Такого ни в коем случае нельзя допустить! Лучше присоединяйтесь к выступлениям маленьких танцоров. От этого выиграют все. Ведь поощряя в ребёнке артистизм, мы меняемся сами.
Не пройдёт и месяца, как мама с папой или дедушка с бабушкой с удивлением обнаружат, что ребёнок стал чаще улыбаться, движения приобрели пластичность, изменился даже голос. Он перестаёт бояться высказывать своё мнение, начинает непринуждённо себя вести, окружающим с ним легко и весело. Но самое главное: у маленьких артистов возрастает уверенность в себе, повысится самооценка, на полную мощность начнёт работать абстрактное мышление и образное восприятие мира. А папа и мама смогут гордиться творчески развитым ребёнком.