Ольга Романова
Проект «Там на неведомых дорожках…». Механизмы приспособления животных к окружающей среде
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта «Там, на неведомых дорожках, следы невиданных зверей…» - механизмы приспособления животных к окружающей среде.
Участники проекта : дети и родители подготовительной группы.
Руководитель проекта : воспитатель высшей категории Романова О. Н.
Вид проекта : естественнонаучный,
Продукт проекта : макеты Венеры и Нептуна, заселенные выдуманными животными.
Цели проекта :
Публикация «Проект „Там на неведомых дорожках…“, Механизмы приспособления животных к окружающей среде» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
- обучение детей построению и использованию модели, отражающей взаимосвязь внешнего вида животных и условий обитания в природной зоне;
- творческое применение усвоенных детьми знаний в воображаемых ситуациях;
- развитие представлений детей об отличительных особенностях внешнего вида животных севера и пустыни в процессе создания схем;
- пополнение знаний о планетах Солнечной системы.
Задачи:
- узнать об условиях жизни на других планетах;
- изучить животных планеты Земля двух климатических зон – пустыни и крайнего Севера, найти общие для всех животных механизмы приспособления к условиям окружающей среды;
-предположить и составить описательные характеристики для представителей фауны других планет
Объект исследования:
Механизмы приспособления животных к условиям окружающей среды
Гипотеза:
Существует вероятность того, что животные других планет могли бы использовать те же механизмы приспособления к условиям окружающей среды, что и земные животные
Методы исследования:
- работа с различными источниками информации по данной теме;
-анализ и синтез полученной информации;
-практическая деятельность;
Описание работы над проектом «Там, на неведомых дорожках, следы невиданных зверей…»
Долгосрочный проект «Там, на неведомых дорожках…» проводился в подготовительной группе детского сада № 9. Его возникновение было связано со следующей проблемой: достаточно сложно объяснить детям взаимосвязь между внешним видом животных и условиями их обитания. У детей вызывали затруднения вопросы следующего характера: «Почему белый медведь не сможет жить в пустыне», «Почему в наших лесах не водятся жирафы» и т. д.
Проект возник случайно : я услышала, как девочки говорят о том, что Лунтик в их разукрашке нарисован неправильно. У него слишком большие уши, а они Лунтику не нужны, ведь на Луне нет деревьев, все звуки и так хорошо слышно. Дети сами подошли к проблеме – а как должны выглядеть животные с других планет?
Мы вместе с детьми обсудили, как мы можем решить эту проблему. Мы поняли, что это пока невозможно, потому что у нас мало информации об условиях жизни на других планетах. Так начался следующий этап нашего проекта – сбор информации. Дети рассматривали книги, энциклопедии, спрашивали родителей, вспоминали, что видели в передачах по телевизору. В результате они поняли: природные условия на остальных планетах Солнечной системы очень суровые – температура или слишком высокая, или слишком низкая, нет воды, растений, бедная почва. Ни джунгли, ни лес, ни саванна ничем не напоминают эти планеты. Эти планеты похожи на север или на пустыню. Такие условия жизни называются экстремальными.
Тогда мы подошли к выводу: если бы на других планетах были животные, они напоминали бы животных севера или пустыни. Теперь мы собирали информацию об условиях жизни в пустыне и на севере. Нам пришлось обратиться за помощью к родителям. Они помогли нам собрать два альбома – один про север, другой про пустыню. Самые важные аспекты наших исследований мы схематически зарисовывали. Нам пригодились условные обозначения, используемые нами на экологии. Так у нас появились две первые схемы – условия жизни на севере (низкая температура, много замороженной воды, бедная почва, мало солнечного света) и в пустыне (мало воды, бедная почва, высокая температура, много солнечного света).
Затем мы разыскали информацию о животных севера и пустыни. Сначала мы искали общие черты у животных севера. Мы обнаружили, что у них густой мех, они белого или серого цвета, у многих – ласты вместо ног, большинство питаются другими животными или рыбой, потому что там мало растений, у них много подкожного жира, ноги короткие, широко расставленные, уши маленькие, хвост короткий или очень пушистый, эти животные хорошо плавают, у них хорошее зрение. Все эти особенности мы отразили на третьей схеме.
Следующая схема – о животных пустыни. У них нет меха, так как очень жарко, или мех не слишком густой, шкурка раскрашена под цвет песка, ноги короткие, но крепкие, чтобы можно было поглубже зарываться в песок, глаза большие, чтобы можно было охотиться ночью, когда прохладно, уши небольшие, так как все хорошо слышно, животные пустыни долго могут обходиться без воды.
Когда схематические изображения будущих животных были готовы, возник новый вопрос – а какие именно планеты мы будем заселять? Больше всего подошли две планеты – Венера и Нептун. Так, например, Венеру, вторую планету от Солнца (Земля - третья) ученые долгое время считали двойником Земли, а на Нептуне есть вода, хотя и замороженная. Мы создали схемы о природных условиях на Венере (нет воды, высокая температура, бедная песчаная почва, много вулканов, мало солнечного света, так как планету окутывают кислотные облака) и Нептуне (низкая температура, много замороженной воды, состоит из снега и льда, мало солнечного света, есть полярные ночи и полярные сияния).
Когда дети достаточно узнали про планеты и про то, какие там могли бы обитать животные, подошло время для следующего этапа: создания продукта. Детям захотелось слепить макеты планет и воображаемых животных из соленого теста. Дети его самостоятельно замешивали, выбирали цвета и окрашивали. Чтобы сделать соленое тесто, они брали 2 стакана муки, стакан соли, стакан воды и гуашь нужного цвета.
Сначала они слепили макеты Венеры и Нептуна. Для Нептуна им понадобился голубой цвет, белый и синий. Для Венеры – желтый, красный, оранжевый.
Затем мы снова обратились к родителям. Вместе с детьми дома они должны были слепить фантастических зверей, обязательно учитывая взаимосвязь внешнего вида животных и зон их природного обитания. Второе задание – составить рассказ – описание по следующей схеме:
- название;
- части тела;
- как приспособился
Для Венеры Для Нептуна
- к жаре
- отсутствию воды
- кислотным дождям
- сильному ветру - к холоду
- полярной ночи
- сильным ветрам
- чем питаются;
- как называются их детеныши.
В результате наши планеты оказались заселенными хвостозубами, слонорогами, синяшами и красняшами, голубыми медведями и панцирниками. Дети с удовольствием рассказывали о своих животных. По их рассказам мы сделали вывод, что они понимают взаимосвязь между внешним видом животных и условиями их обитания, что и было нашей основной целью.
Заключительный этап нашего проекта – презентация. Мы организовали образовательную ситуацию, в течение которой участники проекта рассказывали о своей работе другим детям подготовительной группы. Они уверенно пользовались схемами, показывали свои макеты, описывали животных. По вопросам, которые задавали остальные дети, было понятно, что и их заинтересовала эта проблема. Альбомы про пустыню и север мы поместили в уголок природы, и не раз замечали, что дети обращаются к ним. Макеты Венеры и Нептуна оказались чудесными атрибутами для игр-драматизаций, а сюжет про воображаемых животных до сих пор обыгрывается детьми в сюжетно-ролевой игре.