Татьяна Каплун
Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Тайны Вулкана»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 17 «Незабудка»
Проект :
Тема: «Тайны Вулкана»
Подготовил воспитатель: Каплун Т. А.
2020 год.
Пояснительная записка
База внедрения проекта : воспитанники подготовительной группы, родители воспитанников
Сроки реализации проекта : 2 недели.
Образовательная область:
• «Социально - коммуникативное»
• «Речевое развитие»
• «Художественно-эстетическое развитие»
Публикация «Проект по познавательно-исследовательской деятельности „Тайны Вулкана“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
• «Познавательное развитие»
• «Физическое развитие».
Проблема: Идея создания проекта родилась во время исследовательской деятельности, когда детям рассказывалось про камни вулканического происхождения. Дети стали задавать вопросы: «Что такое вулкан? Как он выглядит?»
Тип проекта : исследовательский.
Гипотеза: возможно создание искусственного вулкана.
Участники проекта : воспитатель Каплун Т. А., дети, родители.
Объект исследования – вулканы.
Цель проекта : Реализация в образовательном процессе познавательной и экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, через ознакомление с природным явлением – вулкан.
Задачи проекта :
1. Дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения.
2. Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме.
3. Помочь воспитанникам понять, почему вулканы – это грозные явления природы.
4. Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, расширять кругозор воспитанников.
5. Закреплять умение детей работать с картой, глобусом.
6. Приобщать детей к «чтению» энциклопедий, знакомству с новыми явлениями, факторами.
7. Дать представление о действующих, спящих и потухших вулканах.
8. Активизировать и сформировать понятия: очаг магмы, жерло, кратер, лава, извержение
9. Поиск эффективных методов и приёмов, способствующих формированию представлений о целостности окружающего мира
10. Учить детей слушать друг друга, принимать и развивать идею сверстников и взрослых, творчески взаимодействовать.
11. Формирование у родителей активной позиции в воспитании и образовании детей.
План реализации проекта
Этапы внедрения проекта
Виды деятельности
Содержание деятельности
I этап
Подготовительный Информационный
• Сбор и анализ информации о потребностях и способностях детей;
• Подбор методов, способов и приемов исследования личностных изменений детей;
• Информирование родителей о реализации данного проекта;
• Подборка методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы;
• Оформление информационно – читательского уголка в группе;
• Мониторинг знаний детей по следующим вопросам;
Что такое вулкан?
Какие виды вулканов ты знаешь?
Чем отличаются действующие, спящие и потухшие вулканы?
Что такое лава?
Что такое магма?
Знаешь ли ты, что такое жерло?
Какой вред приносят вулканы?
Есть ли польза от вулканов?
Что такое извержение?
Знаешь ли ты, что такое кратер?
В каких странах и городах есть вулканы?
• Чтение энциклопедий по теме «Вулканы»;
• Обсуждение целей по данной теме;
• Активное слушание;
• Рассматривание иллюстраций;
• Отгадывание загадок, ребусов, чтение стихотворений Информация для родителей на информационном сайте:
«Как образуются вулканы», «Что происходит при извержении», «Какие бывают вулканы», «Какой вред приносят вулканы», «Есть ли польза от вулканов».
II этап
Практический Социальный Совместное планирование деятельности (с чего начать).
Подготовка познавательного ролика.
Организация деятельности, помощь в решении поставленных задач.
Разработка конспектов познавательных мероприятий.
Просмотр познавательных роликов «Камни из огня», «Что такое вулкан», «Название вулканов»;
Расположение вулканов на земле – работа с глобусом;
Совместная деятельность дома.
Посмотрите фотографии разных вулканов и почитайте интересные факты про них
*10 самых опасных вулканов планеты - https://www.geo-cafe.ru/Reviews/Articles/review350.php
*Все о вулканах - https://vulkany.com/interesnie_fakti.html
*Интересные факты о вулканах - https://katya.gorod.tomsk.ru/index-1163550018.php
*Прогулка по вулканам Южной и Северной Америки - https://www.geo-cafe.ru/Reviews/Articles/review154.php Познавательно - исследовательский
Организация исследовательской деятельности детей
Провести серию познавательных мероприятий.
Легенда про древнего Бога «Вулкана»
2. Как образуются вулканы?
3. Разрушительная сила вулканов.
4. Предсказание извержений
5. Превращение лавы.
Совместная деятельность дома.
Совместно с ребёнком создание вулканов из соленого теста.
Выучить стихотворение «Вулкан»
Вулканы начали "вулканить" -
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И Землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом, и золой.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.
Последний раз огнём дыхнул -
И на десятки лет уснул.
Пройдут века.
И вновь вулкан проснётся,
И лава из нутра его польётся.
Подготовить материал к проведению исследования
«Камни вулканического происхождения»
Практическая помощь детям, создание условий и мотивации
Направление и контроль за осуществлением проекта
Проведение познавательной беседы «Как же образуются вулканы?» У верхней границы мантии, где давление меньше, чем на больших глубинах, местами вещество мантии плавится, образуя очаг магмы. Если в земной коре образуется трещина, которая доходит до очага магмы, давление уменьшается. Магма, насыщенная газами, как бы вскипает, превращаясь в огненно – жидкую массу, устремляется вверх, расширяя трещину, и изливается на поверхность. Её температура более +1000С. Излившуюся магму называют лавой.
Участие в исследовании
«Камни вулканического происхождения» :
Материал: миска с водой, камни и кусочек пемзы.
Рассмотрите внимательно камни и пемзу. Сравните их друг с другом: в пемзе очень много дырочек. Спросите детей, как он думает, дырочки пустые или в них что-то есть? (в дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень). Предложите опустить кусочек пемзы в миску с водой. Есть ли пузырьки? Плавает или тонет пемза? Почему? Дети делают открытие: пемза - камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды.
Экспериментально – поисковый
Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности
Наблюдение за воспитанниками в проектной деятельности.
Проведение инструктажа по технике безопасности при экспериментальной деятельности
Совместная деятельность детей с педагогом
- проведение эксперимента «Извержение вулкана»;
Совместная экспериментальная деятельность
Совместно с ребенком вылепить из пластилина, макет вулкана, или сочинить стихотворение (сказку) о вулкане.
III этап
Завершающий
Контрольно - оценочный
Повторный сбор и анализ знаний воспитанников.
Анализ инновационного проекта в детском саду и ее результативности.
Подготовка презентации к педагогическому совету
Исполнительский Выступление с проектом на педагогическом совете.
Перспективное планирование по проекту.
Результат проекта
На основании проделанной работы по созданию условий и проведению в группе экспериментально – исследовательской деятельности по теме : «Тайна вулкана», можно сделать следующие выводы, что в сравнении с началом изучения данной темы и результатами, полученными после проведения опытов, у детей повысился уровень теоретических знаний и практических умений.
Поставленные цели и задачи проекта были реализованы, каждый ребенок самостоятельно выполнял эксперимент и наглядно видел результат своей деятельности.
Понедельник. Беседа с детьми о вулканах. Просмотр презентации «Извержение вулкана». Разгадывание загадок. Дети совместно с воспитателем Каплун Т. А.
Вторник. Прослушивание детской информации о вулканах.
Среда. ИЗО. Вулканы. Дети совместно с воспитателем.
Четверг. Лепка. Вулканы.
Пятница. Просмотр фотографий на тему «Вулканы». Чтение научной литературы. Дети совместно с воспитателем.
Понедельник. Рассматривание схемы «Строение вулкана». Дети совместно с воспитателем.
Вторник. Прослушивание информации о профессии Вулканолог.
Среда. Просмотр фотографий на тему «Вулканы». Чтение научной литературы.
Четверг. НОД. Эксперимент «Извержение вулкана». Дети и воспитатель.
Актуальность данного проекта можно определить по итогам проведения такого рода исследовательско – экспериментальной деятельности. Проведение таких нетрадиционных мероприятий, вызывает у детей много позитивных эмоций, более ярких, запоминающихся впечатлений, формирует стремление вызывать много нового, интересного, наглядно – представлять то или иное явление. Расширяет кругозор детей, формирует разнообразные знаний умения и навыки детей, как теоретические, так и практические.
Таким образом, сделанные в ходе выполнения проекта, выводы – свидетельствуют о его научности и практической значимости. О перспективах дальнейшего развития детей, их познавательной активности.
Вывод.
В ходе исследовательской деятельности гипотеза, подтвердилась: можно создать искусственный вулкан путем опытно – экспериментальной деятельности.