Ирина Прусс
Краткосрочный проект «Тайны космоса»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
1. Тема: «Тайны космоса».
2. Вид проекта : познавательно – исследовательский.
4. По характеру контактов: дети, педагоги, родители ДОУ.
5. По количеству участников: групповой.
6. По продолжительности: краткосрочный (3 недели, март-апрель).
7. Предмет исследования: космос и история его освоения.
Актуальность:
Публикация «Краткосрочный проект „Тайны космоса“» размещена в разделах
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за своего земляка, К. Э. Циолковского, и российских космонавтов – первооткрывателей космоса, нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т. д.).
При реализации проекта «Тайны космоса» были использованы следующие подходы:
- в процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая речь;
- совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата;
- реализуя игровой проект, участники образовательного процесса “родители – дети – воспитатели” создают триаду содружества;
- у детей развивается собственное, личностное отношение к увиденному, услышанному, чувство радости от соприкосновения с космической красотой и т. д.
Проблема:
Калуга – город, который является колыбелью космонавтики. И наши дошкольники, как никто, задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах и о первооткрывателях космоса, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Цель:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве и освоении космоса человеком.
Задачи:
1. Вызвать у детей интерес к познанию космического пространства; познакомить детей с историей развития космонавтики и с великим учёным, основоположником космонавтики, нашим земляком К. Э. Циолковским; а также дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.
2. Развивать воображение, творческое мышление, внимание, память, логическое мышление; формировать речевое развитие детей, навыки творческого рассказа.
3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину. Формировать социально-активную, творческую личность, способную понимать и ценить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним.
Предполагаемые результаты:
Усвоение детьми знаний, представлений о космосе.
Повышение уровня мотивации.
Развитие активной, самостоятельной, творческой личности.
Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Дети должны знать и называть:
Наша планета – Земля
Другие планеты нашей Солнечной системы
Основоположник космонавтики, калужанин - Константин Эдуардович Циолковский
Первые живые существа в космосе – собаки
Имя первого космонавта – Юрий Гагарин
Название спутника Земли – Луна
На чем люди летают и работают в космосе – ракета, космический корабль
Этапы работы над проектом :
подготовительный, разработка проекта
практический
заключительный: Праздник «На космических просторах»
1 этап. Разработка проекта :
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по теме «Тайны космоса».
3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной деятельности.
4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
5. Составить план мероприятий.
2 этап. Практический.
План мероприятий
Образовательная область Мероприятие Содержание
Познание
Познавательные беседы:
«Неизвестная Вселенная»,
«Планеты Солнечной системы».
НОД:
«Земля-какая она?»
«Первооткрыватели космоса
Экскурсии:
«В музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского»;
«В планетарий».
Наблюдения:
За звездным небом, за Луной новолуние, за движением Солнца по небосводу, за частями суток; «Что необходимо для жизни на земле?».
Эксперименты:
«Звёзды светят постоянно»;
«Почему всё падает на Землю?»
Сформировать у детей понятие «космос», «Вселенная»; объяснить, что представляет собой Вселенная.
Объяснить, что представляет собой Солнечная система; ввести понятия «спутник», «планеты», «орбита».
Подвести детей к пониманию, что наша планета Земля имеет форму шара; познакомить с представлениями древних людей о форме Земли; формировать умение устанавливать и понимать причинно-следственные связи.
Познакомить детей с русским учёным, калужанином, К. Э. Циолковским, который стоял у истоков развития русской космонавтики; закрепить знания детей о том, что первым космонавтом Земли был гражданин России Юрий Гагарин; подвести к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек.
Закрепить знания детей о лётчиках-космонавтах, о космических препаратах. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первыми живыми существами в космическом пространстве- собаками.
Закрепить знания о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о звёздах, созвездиях; их разнообразии; о строением Солнечной системы; о нашей Галактике, млечном пути, планетах (Земля, Марс, Венера, Меркурий, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон, Юпитер); их особенностях; элементарные знания о Луне – спутнице Земли.
Уточнить представление о звёздах и созвездиях; о Луне как спутнике Земли. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между солнцестоянием и длиной дня. Формировать познавательный интерес к природе.
Социализация Сюжетно-ролевые игры:
«Исследователи новой планеты»;
«Космодром».
Дидактические игры:
«Найди ошибку», «Звёзды на небе», «Когда это бывает?», «Найди лишнее». Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр. Развивать творческое воображение. Способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.
Развивать социально-личностные качества каждого ребё нка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, на
Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.
Чтение художественной литературы - А. Леонов «Я выхожу в космос», цикл познавательных статей в энциклопедиях;
- Е. П. Левитан "Твоя Вселенная";
- Е. П. Левитан "Звёздные сказки";
- К. А. Порцевский “Моя первая книга о Космосе”;
- Любовь Талимонова "Сказки о созвездиях";
- К. Булычёв «Тайна третий планеты», «Девочка с Земли»;
Поэтическая гостиная:
Чтение стихов о космосе, о вселенной, о солнечной системе.
Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
Коммуника-ция Сочинение рассказов на тему: «Космические истории».
Отгадывание загадок. Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх.
Осуществлять словарную работу, Активизировать речь детей словами: космодром, космонавт, скафандр, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. Развивать умение связно, последовательно составлять рассказы по мнемотаблицам. Развивать память, мышление, воображение.
Физическая культура НОД: «Тренировка будущих космонавтов» Развлечение «Дорога в космос».
Физминутки.
Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.
Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
Художественное творчество Рисование:
«Космическое пространство»;
«Космические корабли и космонавты»;
«Звёздная фантазия».
Аппликация:
«Звездное небо»;
Лепка: «Инопланетяне, какие они?»;
Развивать потребность в творческой деятельности. Совершенствовать умение изображать «Космос», и передавать характерные особенности средствами рисунка.
Развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках.
Формировать желание фантазировать, воплощать в реальности свои фантазии, оценивать свою деятельность.
Музыка Праздник «Парад планет»;
Слушание музыкальных произведений;
Разучивание танцев: «Роботы», «Небесные огни» Формирование эстетического отношения к окружающему миру через музыку и движения.
Учить слышать и понимать музыкальный образ, характер и настроение, выраженные в музыке.
Развивать пластику и выразительность движений
Работа с родителями
Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию. Размещение справочной информации по тематике проекта и советы. Конкурс семейных работ «Космические корабли».
Изготовление костюмов для участия в развлечении «Парад планет».
Заключительный этап работы над проектом является развлечение «Парад планет», где дети демонстрируют костюмы, изготовленные родителями.
В ходе реализации проекта при проведении нод, игр, продуктивной деятельности дети объединяются общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, у них формируется чувство гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повышается мотивационная составляющая: дети задают больше вопросов, интересуются познавательной литературой.
Мониторинг знаний детей по теме «Тайны космоса» проводится в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задаются индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагается ответить на следующие вопросы:
Какие планеты есть в нашей Солнечной системе?
Кто летает в Космос?
Кто первый полетел в космос?
Как звали первого космонавта?
На чем летают в космос?
Зачем люди летают в Космос?
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Литература:
1. Программа «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, М. «Мозаика-Синтез», 2010.
2. Г. Юрмин, А. Дитрих. Почемучка. Веселая энциклопедия. - Москва, 1999.
3. Калашников В. О звездах и планетах.
4. Космос. Детская энциклопедия. -Москва, 2000.
5. Леонов А. Я выхожу в космос. - Москва,1985.
6. Левитан Е. П. Малышам о звездах и планетах. - Москва,1981.
7. Почемучка. Под ред. А. Алексина. - Москва, 1992.
8. Скоролупова О. А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007.
9. Паникова Е. А., Инкина В. В. Беседы о космосе. Методическое пособие. - М. ,ТЦ Сфера,2012.
-