Ольга Белая
Проект «Морские тайны»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Морские тайны»
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад №3 «Звездочка»
г-к Анапа
Проект "Морские тайны"
в старшей группе детского сада
Автор:Белая Ольга Анатольевна,
воспитатель МБДОУ д/с №3 «Звездочка», г-к. Анапа.
Содержание
1. Тип проекта
2. Образовательная область
3. Цель проекта
4. Проблема
5. Гипотеза проекта
Публикация «Проект „Морские тайны“» размещена в разделах
6. Задачи проекта
7. Ожидаемые результаты реализации проекта
8. План реализации проекта
9. Методы проекта
10. Заключение
11. Литература
12. Приложение
.
Тип проекта : исследовательский, познавательный, творческий
Образовательная область: «Познание»
Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Социализация», «Здоровье», «Познание», «Художественное творчество», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».
Методический паспорт проекта
Цель проекта : Создание условий для познавательной и творческой активности, для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей, положительного эмоционального состояния, развитие нравственных качеств детей через совместную познавательную, продуктивную и трудовую деятельность.
Обобщить и систематизировать знания воспитанников об обитателях морей. -Закрепить умение использовать знания о морских обитателях при создании творческих работ в продуктивной деятельности.
Проблемы: В настоящее время мало внимание уделяется экологическому воспитанию детей. Ведь именно через природу, через живое можно сформировать у детей нравственные качества, такие как доброта, забота, любовь, сострадание и сочувствие, что необходимо развивать и воспитывать начиная с младшего возраста. Недостаток знаний детей о водном мире нашей планеты о морских обитателях.
Гипотеза проекта : Если вместе с детьми заботиться о морских обитателях, у детей появится интерес к ним, чувства доброты, любви и они будут бережнее относится к природе,к своему родному краю, сохранению экосистемы Черного моря.
Задачи.
Обучающие:
• Познакомить детей с разнообразием подводного мира Черного моря.
• Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей морского дна.
Развивающие:
• Развивать нравственные качества, желание не засорять природу, заботиться о ее обитателях.
• Способствовать развитию любознательности, познавательной и творческой активности, умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
• Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
• Воспитательные:
• Воспитывать любовь, бережное отношение к природе,желание прийти на помощь морским обитателям, в меру своих возможностей.
• Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность и любознательность ко всему живому.
• Ожидаемые результаты реализации проекта :
• Появятся знания у детей о внешнем виде морских обитателях, их различии и способах их передвижения (плавает, ползает, о взаимосвязи с другими обитателями, дети овладеют понятиями «Морские животные», «Рыбы», «Моллюски»
• Иметь представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
• Развитие у детей познавательной активности, любознательности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
• Сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели.
Информационные ресурсы:
- Детская энциклопедия для любознательных "Почемучка"
- Фотографии
-Книги
- Интернет
Время работы над проектом : 2 месяца
Режим работы :средней продолжительности
Вид: исследовательский
Мотивация к познанию:
- личный интерес дошкольников
План реализации проекта
На подготовительном этапе
• Определение уровня знаний детей об обитателях Черного моря.
• Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
• Сбор информации по данной теме.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
В один из дней воспитатель приносит в группу письмо от обитателей Черного моря
Здравствуйте, дорогие ребята!
Пишут Вам рыбы, моллюски и морские животные, которые обитают в Черном море. Мы знаем, что вы, юные экологи, всё знаете, всё умеете, у вас доброе сердце. Злые рыбы-пираньи пробрались в наше подводное царство и взбаламутили все население. Они требуют, чтобы мы покинули наше море и уплыли жить в речку. Помогите, нам пожалуйста разобраться,кто должен жить в море, а кто – в речке.
Так у ребят возникает интерес к морским обитателям. Обсуждение письма подводит детей к цели: надо помочь животным разобраться в данной ситуации.
На основном этапе. Реализация проекта
- Организация развивающей среды в группе – создание уголка «Подводное царство».
- Отбор и внедрение эффективных методик и технологий по развитию познавательного интереса, творческих способностей детей. Составление картотеки игр, песен, загадок о морских обитателях направленных на развитие логического мышления. Для осуществления поставленной цели создаётся команда спасателей “Морской десант ”. Девиз спасателей – “Спасатели вперед! Победа смелых ждет!” Дети придумывают себе эмблему. А затем продумывают план деятельности.
Методы проекта :
Рассказ воспитателя, наблюдения, беседы; чтение стихов, работа с загадками; пальчиковые, дидактические и подвижные игры; рассматривание иллюстраций, репродукций картин; вопросы к детям; изготовление поделок, макета «Подводного царства», макета «Заповедник Утриш» продуктивная деятельность детей.
Для эффективного решения задач проекта происходит через :
- Организацию развивающей среды в группе – уголка «Подводное царство».
- Отбор и внедрение эффективных методик и технологий по развитию познавательного интереса, творческих способностей детей. Составление картотеки игр, песен, загадок о морских обитателях направленных на развитие логического мышления, умения.
Образвательная деятельность.
Предварительная работа:
• поисковая работа по подбору иллюстративного материала, по теме «Морские обитатели», «Море».
• знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»; Н. Шемякина «Сказка про Кита», чтение стихов И. Сударевой «На дне морском».
• разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, загадывание загадок.
• рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни».
• прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море», Равель М. «Игра воды».
• просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо».
Сотрудничество с родителями: Изготовление коллективной работы «Путешествие по морскому дну»,
Деятельность по образовательным областям:
Познавательная деятельность.
Цель: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин, закрепить знания детей о разнообразии подводного мира; поощрять навыки поисковой деятельности; обогащать речь детей; формировать бережное отношение к природе.
1. Беседа: «Какие разные моря!» с использованием тематического слайд-шоу.
2. Беседа: «Морские рыбы и морские животные». Использование презентации по теме.
3. НОД «Морской мир» по ознакомлению с природным окружением.
«4. НОД по изо деятельности: «На дне морском»- лепка, «Рыбки играют, рыбки сверкают» - рисование,; аппликация из ткани «Золотая рыбка»; оригами «Рыбки»
5. НОД по ФЭМП «По морям, по волнам».
6. Викторина «Тайны подводного мира»
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
7. Физкультминутка: «Морское путешествие».
8. Физкультурный досуг
«Остров сокровищ»
Чтение художественной литературы.
Цель: Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль произведения.
1. Чтение художественной литературы А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Т. Домаренок «Морские спасатели», С. Сахарнов «Кто в море живет?», И. Сударева «На дне морском», Г. Косова «Азбука подводного мира»
2. Рассматривание картин: И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море».
3. Загадки о морских обитателях.
4. Разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок.
5. Просмотр мультфильмов «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».
Музыкальная деятельность.
Цель: Учить воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений. Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей. Прививать любовь к различным музыкальным жанрам.
Прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море», Равель «Игра воды, игра с пением «Рыбка – окунечек» р. н. п.
Музыкальные игры
Цель: Устойчивое внимание, точное выполнение словесных инструкций, двигательнослуховая координация, распределение внимания, ритмизированная речь, дикция, слуховое внимание.
«Веселые рыбки», «Русалочки», «Рыболовы»
Дидактические игры.
Цель: Уточнить и закрепить и знания об обитателях моря. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.
«Русалочка», «Четвертый лишний», «Чей силуэт?», «Собери дельфина», «Кто здесь живет?», «Про кого рассказ?»
Настольно-печатные игры
«Парные картинки», «Узнай, что изменилось», «Найди такую же», «Лото»
«Соедини точки»
Словесные игры
Цель: Развивать умения описывать водоем, его обитателей по описанию. Развивать умение узнавать обитателей по описанию. Расширять словарь детей: медуза, осьминог, креветка, рыба-пила, краб, морской конёк, касатка.
«Опиши животное», «Отгадай загадку», «Кто, что слышит?», «Назови одним словом?».
Подвижные игры
Цель: Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания.
«Удочка», «Море волнуется раз», «Караси и щука»
Сюжетно-ролевые игры
«Пароход», «Путешествие на корабле» «Моряки». «Подводная экспедиция»
(опыты и эксперименты, «Путешествие на корабле в сказочную страну»
Взаимодействие с родителями
Консультации для родителей: «Как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира»;
Участие в выставке рисунков и поделок «Море и морские тайны» совместное творчество родителей и детей.
Продуктивные виды деятельности:
Выставка рисунков, выполненных нетрадиционным способом рисования «Подводный мир».
Цель: Обучение детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.
Аппликация «На дне морском», пластелинография «Необыкновенные рыбки», рисование пальчиковой техникой «Волшебный подводный мир», лепка из теста «Рыбка клоун», конструирование корабля из модулей, оригами «Морские рыбки»
Итог проекта – НОД «Путешествие по заповеднику»
Заключение.
Знания,полученные во время реализации проекта, помогли повысить уровень представлений воспитанников о рыбах. Дети владеют понятиями морские животные, рыбы, моллюски. Составляют описательный рассказ о морских обитателях, формируют выводы о месте обитания рыб. У воспитанников сформированы навыки экологического поведения в природе, повысился уровень знаний о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды. Укрепятся детско-родительские отношения.
Литература:
1. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;
2. Ш. Фельдчер, С. Либерман. "400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет".
Интернет-ресурсы:
1. https://автор Усольцева О. В. ;
2. https://www.photo-sborka.ru/photos/big/obitatel-glubin
3. https://www.ellf.ru/photos/23621-obitateli-morejj-i-okeanov-23-foto.html
4. https://dekatop.com/archives/1538
5. https://www.zveryshki.ru/2008/11/10/morskie-obitateli.html
Приложение :
НОД «Путешествие по заповеднику»
Программное содержание:
расширять и систематизировать представление детей о заповеднике, для чего они создаются; закрепить знание детей о значимости Красной книги, о растениях и животных Краснодарского края, занесенные в нее;
учить узнавать и различать их по внешнему виду;
формировать ответственное, бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите;
воспитывать у детей интерес к природе родного края, желание больше узнать о ней; совершенствовать диалогическую и монологическую речь, четко произносить слова и звуки.
Оборудование:фотографии обитателей заповедника Большой Утриш занесенные в Красную книгу, построенный из модулей пароход;
Предшествующая работа: экскурсия в заповедник, рассматривание фотографий, открыток о заповеднике и животных, занесенных в него; чтение художественной литературы.
Ход занятия.
Воспитатель: много на земле растений и животных, которых мы можем видеть каждый день в лесу, парке, дома. Есть такие животные, которых мы можем увидеть в зоопарке. Но есть такие растения и животные, которых на земле осталось очень-очень мало. Их также называют – редкие растения и редкие животные. Поэтому их надо беречь и охранять. Вот для этой цели создаются заповедники. Если бы их не было, то многие растения и животные просто бы не существовали. Что же такое заповедник?
Дети: Это место, где вся природа охраняется человеком. В заповеднике нельзя рубить деревья, рвать цветы, стрелять птиц и зверей.
Воспитатель: Правильно, ребята. Заповедник – это такие участки природы, которые сохраняются в естественном состоянии. В заповедниках проводится научно – исследовательская работа. Там работают ученые. Они изучают многообразие животного и растительного мира. Многие виды животных и растений, которые находились под угрозой исчезновения, восстановили свою численность и расселены за его приделы. В заповедник приезжают только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест. Вот сегодня мы отправимся на прогулку в наш Астраханский заповедник. А отправимся мы на пароходе. Проходите, занимайте места (Дети проходят на построенный из модулей пароход). А чтобы нам в пути не было скучно, мы споем песню.
(Дети исполняют песню «Морская качка» муз. Гладченко).
Вот мы и прибыли на место, сходите на берег (дети выходят и встают возле воспитателя).
-В: -Давайте, отправимся с вами в небольшое путешествие. Вы хотите побывать в самом красивом месте нашего района. Ехать туда недолго, можно на машине, а можно и на теплоходе.
На чём поедем? (выбор детей).
- В зависимости от выбора подбирается музыка (Мы едем, едем….)
Первая остановка ( звучит диск :Звуки природы)
-В:-Куда мы попали? Как вы думаете?
-Д: В лес.
-В:-Правильно, но это необычный лес, расположенный на берегу нашего Чёрного моря. Это заповедник -Большой Утриш.
-А кто знает,что такое заповедник? (ответы детей)
Заповедник-это. место, где природа имеет право жить по своим законам, человек здесь – гость, а животные –хозяева. У меня для вас есть сюрприз. .Это макет небольшого уголка нашего заповедника. Давайте его рассмотрим.
_Как вы думаете,каким цветом на макете изображен лес? (зеленым)
А что изображено синим цветом? (море)
_Коричневым? (суша, земля)
Представьте себе трехэтажный дом: на первом этаже живут морские обитатели.
На втором и третьем – звери и птицы. Все они живут дружно и не ссорятся между собой. Я сейчас загадаю загадки, а вы догадайтесь, о ком я говорю.
Он зубами «щелк», да «щелк»
Рыщет в чаще серый ….
(волк)
Как вы считаете, где на нашем макете они найдут себе домики (показ детей, расставление животных на макете.)
А кто знает как называются домики животных (логово, нора, у зайчика нет домика, живет под кустом)
В заповеднике животных охраняют, берегут, здесь для них растет много корма.
Дидактическая игра: «Где мы были мы не скажем, а что видели покажем»
(группа детей имитирует движения и повадки животных, другая группа – угадывает).
Давайте рассмотрим картинки,которые я принесла. Выберите тех животных,которые обитают в нашем заповеднике Большой Утриш.
-Как их называют?- (волк, лиса, заяц.)
Физ. минутка:
Наши руки – это волны, ветер гонит их вперед
Наши руки- это чайки, небо их к себе зовет
Наши руки- это рыбки, плавают туда-сюда
Наши руки –это крабы, разбежались кто куда.
Дидактическая игра: «Летают,плавают,бегают» (Воспитатель называет птиц-руки вверх; рыбы-ладошки сложены и изображают движение рыб; животные- ходьба на месте)
(Слышится плач) Воспитатель обращает на это
внимание детей.
-Что случилось? Кто плачет (выставляются картинки, где у волка перевязана мордочка, у лисы- хвост, у зайца- лапа)
- Дети, как вы думаете, что случилось с животными. Кто их обидел?
-Д. - Наверное, кто- то в лесу набросал стекла от бутылок, или сломал ветки, а может кто- то разжег костер и забыл его потушить, и звери обожгли свои лапки.
-В. - Надо срочно звать на помощь «Зеленый патруль»
(Детям надевают зеленые косынки)
«Зеленый патруль» –это люди, которые следят за чистотой в природе.
Обратите внимание на наш макет. Сколько мусора, его срочно нужно собрать в мусорные пакеты и вывезти в контейнеры.
-А как вы думаете, что может случиться с природой, морем, если человек будет мусорить, не убирать после себя?
-Д. - Природа заболеет.
-В. Посмотрите, как рады зверушки тому, что мы навели порядок в их доме и в благодарность за это хотят с вами поиграть.
Сегодня мы с вами поговорим о некоторых растениях, животных и птицах нашего заповедника, занесенных в Красную книгу.
А что это за книга?
Дети: В Красную книгу занесены растения и животные, которых на земле почти не осталось. Обложка у нее Красного цвета, а Красный цвет – сигнал опасности, тревоги. Он как бы призывает, всех людей: растения и животные в беде, помогите им.
Воспитатель: Какие растения, растущие в заповеднике, занесены в Красную книгу
А как мы можем помочь в охране и защите окружающей нас природы?
Не рвать растения.
Не ломать ветки деревьев.
Не разорять птичьих гнезд.
Не ловить насекомых.
А что для этого нужно делать?
Сажать деревья.
Подкармливать животных.
Развешивать кормушки.
Выращивать цветы, специально для букетов.
Молодцы, ребята. А теперь немного отдохнем (проводится физминутка).
Мы сегодня не скучали,
В заповеднике гуляли,
(идут друг за другом по кругу)
Травку трогали руками
(присаживаются на корточки и «гладят» травку)
Любовались облаками.
(встают и смотрят вверх)
Нам деревья песни пели,
На ветру листвой шумели.
(поднимают руки вверх и качаются в стороны)
Птицы часто подлетали,
Все кружились, ворковали.
(«машут крыльями» и кружатся)
Рыба в озере играла,
Молча хвостиком виляла.
(ладони рук сомкнуты и вытянуты перед собой, делают волнообразные движения)
Звери шли не слышным шагом,
(идут по кругу друг за другом на носочках)
И скакали по оврагам.
(прыгают на двух ногах друг за другом по кругу)
Мы скакали, мы играли
Наши ноженьки устали.
(идут друг за другом по кругу, останавливаются и гладят ноги)
На прогулке мы с утра
Возвращаться нам пора.
(ходьба на месте, лицом в круг)
-В. Наше путешествие по заповедику подошло к концу и нам пришла пора возвращаться домой. На чем поедем обратно? (едем снова под музыку).