Ольга Тихонова
Проект «Трубчевск — мой родной и любимый город»
▼ Скачать + Заказать документы
Среди равнин и косогоров
Былинный город - на Десне
Поднял до туч главы собора
Такой один на всей земле! …
Светлана Шкодина
Цель: Формирование у детей чувства любви, патриотизма к своей малой родине, городу.
Проблема: Что мы знаем о нашем родном и любимом городе? Можем ли мы стоять у истоков в воспитании патриота, гражданина великой страны – Россия.
Публикация «Проект „Трубчевск — мой родной и любимый город“» размещена в разделах
Актуальность: Одной из острейших проблем современной России является утрата значительной частью населения такой величайшей духовной ценности, как патриотизм. Поэтому в настоящее время в нашей стране воспитание патриотической личности является одной из главных, приоритетных задач. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских, мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к близким людям, родному дому, городу, стране. В
чувстве патриотизма формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие. Мы, педагоги, находимся в постоянном поиске средств и методов воспитания достойного гражданина великой страны - Россия. Любовь к стране начинается с любви к своей семье, дому, родному городу. «Территориальный» принцип отбора содержания и построения методики патриотического воспитания обусловлен возможностями ближайшего окружения. Использование доступного для непосредственного ознакомления материала по краеведению обеспечивает реальный результат в воспитании чувства любви к родному городу. Эти знания дают дошкольникам возможность активного взаимодействия с окружающим миром.
Аннотация проекта : Проект разработан воспитателями Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Трубчевский детский сад комбинированного вида «Дельфин» Тихоновой О. И., Хоменко Л. М. и может быть использован воспитателями дошкольных учреждений.
В реализации проекта участвовали дети 6-7 лет, посещающие подготовительную группу, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель, старший воспитатель. Мы накапливаем опыт организации педагогических мероприятий, направленных на усвоение и закрепление знаний об истории, культуре и сегодняшнем дне города (экскурсии, целевые прогулки, чтение литературы, рассматривание фотографий, творческие встречи, передвижные выставки, организованная образовательная деятельность). Переполненные новыми знаниями, дети выражают свои чувства в общении со сверстниками и родителями, в беседах со взрослыми, в рисунках.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических усилий по патриотическому гражданскому воспитанию дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к природе, народу, истории и культуре малой Родины.
Для реализации цели проекта был использован метод проектирования, так как он способствует развитию творческой активности и открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности старших дошкольников, педагогов и родителей.
Проект «Трубчевск – мой родной и любимый город» предусматривает изучение краеведческого материала с учетом принципа постоянного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого для него материала к менее близким культурно-историческим фактам.
Тип проекта : коллективный, средней продолжительности.
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный.
Участники проекта : дети 6-7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Гипотеза: проживая в нашем городе, на территории уникальных мест, мы очень редко посещаем их, мало о них знаем. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных в России и даже за рубежом. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут новые необходимые знания об истории своего города, символике, достопримечательностях, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни, больше любоваться красотой природы родного края, и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Задачи проекта :
Формировать интерес к прошлому и настоящему города.
Расширять представления о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках.
Обогащать и систематизировать знания детей об истории города и его культурных ценностях.
Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножать богатства своего родного края и страны.
Воспитывать любовь к родному городу, чувства гордости за свой родной край, город.
Этапы реализации проекта.
1 этап – организационно-подготовительный:
- подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
- изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
- пополнение предметно-развивающей среды.
2 этап – рефлексивно-диагностический:
- анализ педагогами резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта;
- выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
- формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
3 этап – практический:
№ Направление Образовательная область Тема Ответственные Дата реализации
1 Познавательное Ознакомление с социальным миром Обзорная экскурсия в краеведческий музей Воспитатели Тихонова О. И. Хоменко Л. М. В течении проекта
2 Познавательное Ознакомление с социальным миром Экскурсия в детскую библиотеку. Творческой встреча с поэтом-земляком Б. Ю. Лозовым Воспитатели Тихонова О. И. ,Хоменко Л. М. В течении проекта
3 Познавательное Ознакомление с социальным миром Экскурсия в парк Воспитатели Тихонова О. И. Хоменко Л. М. В течении проекта
4 Познавательное Ознакомление с социальным миром Целевые прогулки к старинным зданиям и сооружениям: пожарная часть и детская школа искусств имени А. Вяльцевой, целевые прогулки к памятникам исторической, культурной, боевой и воинской славы. Воспитатели Тихонова О. И. Хоменко Л. М. В течении проекта
5 «Речевое развитие» Приобщение к художественной литературе Разучивание стихотворения Т. Боковой «Родина слово большое, большое» Воспитатели Тихонова О. И. Хоменко Л. М. В течении проекта
6 «Речевое развитие» Приобщение к художественной литературе Знакомство с творчеством Трубчевских поэтов заучивание стихотворений Воспитатели группы В течении проекта
7 Художественно-эстетическое развитие Аппликация «Герб Трубчевска» Воспитатели группы В течении проекта
8 Художественно-эстетическое развитие Аппликация, рисование. Изготовление фотоальбома «Люблю тебя мой город, мой Трубчевск!» Воспитатели группы В течении проекта
9 Художественно-эстетическое развитие Рисование «Родной мой город».
Воспитатели группы В течении проекта
10 Художественно-эстетическое развитие Музыка Разучивание песен «Трубчевский вальс», «Любимый край», «Край родной» Музыкальный руководитель, Воспитатели группы В течении проекта
11 Работа с родителями Совместный поиск информации по теме в интернет источниках, прессе, литературе. Воспитатели группы,родители В течении проекта
12 Работа с родителями Наглядная информация для родителей, папка передвижка. Воспитатели группы В течении проекта
13 Работа с родителями Выставка детских рисунков «Родной мой город».
Воспитатели Тихонова О. И., Хоменко Л. М. В заключении проекта
Презентация фотоальбома «Люблю тебя мой город, мой Трубчевск!»
4 этап – заключительный:
- подведение итогов проекта;
- презентация проекта для обобщения и распространения опыта работы;
- анализ достижения целей и полученных результатов.
Выводы и результативность:
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей. В ходе реализации проекта отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик на получение новых знаний о нашей малой Родине. Дети проявляли большой интерес и желание участвовать в экскурсиях, посещать достопримечательности и памятные места нашего города, с удовольствием участвовали в познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной деятельности. Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагогов и родителей. Родители принимали активное участие в реализации проекта. Совместно со взрослыми дети собирали информацию по теме, приносили фотографии, отражали свои знания, впечатления в художественно-продуктивной деятельности: рисовали, делали коллективную работу по аппликации, заучивали стихи, разучивали песни.
Информационные ресурсы:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. –М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.
2. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. –М. : Айрис-пресс,2016.
3. Гулидова Т. В. Проектная деятельность в детском саду. – Издательство «Учитель»,2015.
4. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. –М. : ТСфера,2016.
5. Михеева Е. В. Современные технологии образования дошкольников. - Издательство «Учитель»,2015.
6. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ, Т. Н. Карачунская, М., 2015г.
7. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников, Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева, Волгоград – 2013 г.
8. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо- туристической деятельности, М., 2013 г.
9. Интернет ресурсы.
,