Олеся Жураковская
Проект «Сундучок русских народных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
1. Паспорт проект 3 -4
2. Пояснительная записка 5 - 6
3. Стратегия достижения поставленных задач 7
4. План реализации проекта 8 - 9
5. Ожидаемые результаты 10
6. Обеспечение проекта 11
7. Перспективы дальнейшего использования 12
8. Список литературы 13
9. Приложение 14
1 Паспорт проекта
1. Наименование проекта «Сундучок Русских народных сказок»
2. Разработчик проекта Жураковская Олеся Сергеевна
Публикация «Проект „Сундучок русских народных сказок“» размещена в разделах
3. На какую возрастную и социальную группу нацелен проект Дети младшего дошкольного возраста
4. Цели и задачи проекта Цель :
приобщение детей к художественной литературе на примере сказок, накопление у детей запаса литературных художественных впечатлений, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Задачи:
1. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажей сказок, знать название и автора, пересказывать содержание и выражать своё отношение к героям сказки.
2. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, в подготовке совместно с педагогом и родителями необходимых атрибутов и декораций для будущего спектакля, распределении ролей.
3. Закреплять и совершенствовать умения использовать средства выразительности (поза, жест, мимика, интонация, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный) .
4. Возобновить традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта.
5. Сроки реализации проекта 5 дней
6. Тип проекта Информационно-творческий,групповой.
7. Участники проекта Дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, старшие школьники, классные руководители старшеклассников.
2 Пояснительная записка
Актуальность проекта
Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного, доброго человека, умеющего постоять за свое достоинство.
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная, ни любая творческая деятельность ребенка в период дошкольного детства.
Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы. В современном обществе к сказкам теряется интерес. Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение. Если в семье не читают, не рассказывают ребёнку сказку, у него не разовьётся интерес к чтению в будущем. А сказка пользуется у детей огромной любовью. Она учит, вселяет в жизнь ребёнка оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.
Гипотеза
Русские народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:
дружба помогает победить зло («Зимовье»);
добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Совершенствование психических процессов:
-формирование эмоциональной заинтересованности;
-развитие мышления и воображения;
-речевое развитие;
-формирование и развитие творческих, артистических способностей
Линии развития личности:
Социальное развитие:
-формирование способов общения;
-развитие информационно-коммуникативной культуры;
-развитие самопознания и положительной самооценки;
-осознание функций речи.
Познавательное развитие:
-обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
-систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей.
Эстетическое развитие:
-развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
-овладение художественной деятельностью.
3 Стратегия и достижения поставленных задач
Подготовительный этап
Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Использование компьютерных технологий, подбор научной литературы журналов, газет, иллюстративного материала, художественной литературы, пословиц, поговорок. Изучение опыта работы педагогов по данной теме. Обработка информационного материала. Намечается план движения к поставленной цели, который обсуждается и с детьми, и с родителями. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются : вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач. Формулируется проблема о моральной стороне сказок и привитии любви к сказкам и театральной деятельности. После чего дети вовлекаются в решение проблемы «Чему нас учат сказки?» через игровую ситуацию и дидактические игры, способствуя возникновению мотивации к творческой деятельности.
Основной этап
Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных). Совместная деятельность воспитателей, детей, их родителей. Оформление выставок поделок и рисунков «В гостях у сказки», создание мини музея «Сказки моего детства». Подготовка консультаций для родителей по данной тематике. Проведение тематического родительского собрания «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка» Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров. Ежедневное чтение сказок с рассматриванием иллюстраций художников к русским народным сказкам. Рисование иллюстраций к сказкам детьми. Лепка героев и сюжетов сказок. Открытие зимней мастерской для родителей, дошкольников, школьников.
При реализации данного проекта использовались принципы интеграции образовательных областей, связь с реальной жизнью, с семьей.
Заключительный этап
Музыкально-театрализованное представление- «Сундучок народных сказок»
При реализации данного проекта использовались принципы интеграции образовательных областей, связь с реальной жизнью, с семьей.
4 План реализации проекта
Этапы Действия детей Действия педагогов Действия членов семьи
Подготовительный этап
- Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
-Участие в беседе:
«Мои любимые сказки»
-Слушание музыкальных фрагментов,
иллюстрирующих народные сказки, просмотр мультфильмов.
Расширение знаний по теме проекта пополнение предметно-пространственной развивающей среды;
-изучение литературы по теме,
-ознакомление с передовым опытом,
-уточнение формулировок проблемы, темы, целей, задач
- подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала;
-разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по возобновлению традиций семейного чтения;
-введение в проблему организации условий для театрализованной деятельности детей в группе младшего возраста.
-анкетирование
родителей;
- повышение
психолого-педагогических знаний родителей;
Основной этап -знакомство с пополнением книжного уголка
- Чтение разных сказок.
- Слушание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
-отгадывание загадок, участие в различных играх
-конкурс рисунков
«Колобок»
(приложение№2)
Иллюстрирование прочитанных сказок.
Совместное с родителями изготовление снеговиков.
Участие в совместной акции со старшеклассниками
по украшению площадки и оформлению книжного уголка в дошкольной группе.
Разучивание в игровой деятельности ролей сказочных героев,
танцевальных,
пластических движений.
Оформление книжного уголка и книжной выставки «Наши любимые сказки»
Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседы по прочитанной книге
Проведение настольно-печатных, дидактических и речевых игр
-изготовление книжек самоделок, - выставка пластилиновых сказочных героев (приложение
№3,4)
Зимняя сказочная мастерская :
-выставка сказочных снеговиков «А весной я не растаю»
(приложение№5)
изготовление сказочных льдинок для украшения зимней площадки,
-Акция «Дети –детям»(приложение
№6,7)
Подготовка к презентации театрализованной деятельности
«Сундучок народных сказок»
Подбор материала для консультаций для родителей по проблеме семейного чтения Оформление
предметно-развивающей среды в дошкольных группах и дома
Включение родителей в совместную деятельность с детьми (совместное
участие в мастерской)
Изготовление декораций,
костюмов
сказочных героев,
атрибутов
•
Обобщение опыта семейного воспитания «за круглым столом» по теме «Мама, расскажи мне сказку!».
Заключительный этап
Презентация музыкально-театрализованной деятельности «Сундучок народных сказок»
(Приложение№9) -Выступление на ШМО воспитателей «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания ребенка в детском саду и семье»(приложение№8
-Обновление театрального уголка.
- Создание картотеки русских народных сказок в соответствии возрасту
- развитие театрализованной деятельности детей;
-осуществление музыкального сопровождения к театрализованным постановкам.
Участие в театрализован
ном
представлении.
5. Ожидаемыерезультаты
1. Дети познакомились с русскими народными сказками, заинтересованно слушают сказку, высказывают своё отношение к героям сказки;
2. Дети первой 2 младшей группы научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям.
3. Во время дидактических игр дети закрепили знания цветов, количество, счет.
4. Дети были участниками драматических и кукольных спектаклей с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;
5. Дети научились создавать в творческих работах образы прочитанного.
6. Дети чувствуют и понимают эмоциональное состояние героев, вступают в ролевое взаимодействие с другими персонажами, выступают перед сверстниками, родителями.
7. Умеют отобразить на бумаге, в лепке и других изобразительных средствах героя сказки.
6 Обеспечение проекта
Кадровый ресурс Педагоги:
Воспитатели дошкольных групп
Музыкальный руководитель
Классные руководители старшеклассников, заместитель директора по воспитательной работе.
Материально технический ресурс - технические средства обучения (DVD проигрыватель, музыкальный центр и т. д.);
-наглядно-методические пособия;
- методическая литература.
Ресурс социума Библиотека сельского дома культуры
Родительский ресурс Взаимодействие с семьями воспитанников через следующие формы:
- консультации;
- индивидуальные беседы;
- рекомендации по каждому конкретному ребенку;
- семейные выставки
Информационный ресурс - использование ИКТ;
- обмен опытом работы (семинары, выставки, консультации и т. д.);
- изучение методической литературы;
- участие в конкурсах и выставках различного уровня.
7 Перспективы дальнейшего использования
Макет данного проекта можно реализовать по любому литературному произведению, выбранному детьми в любой группе, ведь театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. А сказка научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Список литературы:
1. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М. : Т Ц «Сфера», 2001
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М. : ТЦ Сфера, 2003 г.
3. Доронова Т. Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т. Н. Доронова. - 2-е изд. -М. : Просвещение,2005г.
4. Кудрявцева Н. Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.
5. Новиковская О. А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб. : «Паритет» 2007г.
6. Поляк Л. Я. Театр сказок : Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. «Детство-пресс», 2008
7. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста» Куревина О. А. М., 2003г.
8. «Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого» Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И., М. 2003г.
9. Петрова Т. Н., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
10. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2011г.
11. Шорохова О. А. Играем в сказку. Москва 2006г.
12. Рик Т. Сказки и пьесы для семьи и детского сада. Москва, 2008г.