Получи документы

Проект «Создание развивающей предметно — пространственной среды в процессе знакомства дошкольников с профессиями»

Жильцова Галина
Проект «Создание развивающей предметно — пространственной среды в процессе знакомства дошкольников с профессиями»
▼ Скачать + Заказать документы

Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка.

Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость. Для того чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результата и тех мотивах, которые ведут людей к трудовой деятельности.

Публикация «Проект „Создание развивающей предметно — пространственной среды в процессе знакомства дошкольников с профессиями“» размещена в разделах

Наша задача - не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

Для того чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «Создание развивающей предметно – пространственной среды в процессе знакомства дошкольников с профессиями». Этот проект поможет на примере ближайшего социального окружения познакомить дошкольников с профессией швеи, пекаря, плотника и т. д. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех ребенка в будущем.

Актуальность

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Это подтолкнуло нас на усовершенствование РППС по профессиональному ориентированию и ознакомлению детей с современными профессиями в нашем детском саду.

В наши дни профессий стало очень много. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире.

Цель, задачи и гипотеза проекта

Цель проекта : Создание развивающей предметно - пространственной среды, способствующей ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта :

Расширять представления о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы;

Закреплять умение детей выражать в игровой деятельности свои впечатления, полученные представления о профессиях;

Знакомить детей с градообразующими предприятиями города Сатка;

Воспитывать уважение к людям различных профессий;

Побуждать родителей активно участвовать в совместной деятельности с детьми;

Повышать методическую компетентность педагогических работников ДОУ по вопросам ранней профориентации дошкольников.

Гипотеза проекта : если создать условия для ранней профориентационной работы, оснастить развивающую предметно - пространственную среду в данном направлении, с мотивировать педагогов на творческий поиск новых методов и современных технологий работы с детьми, то это всё разнообразит познавательную деятельность детей, будет способствовать формированию устойчивого интереса к профессиям, пониманию значимости их в жизни общества, приобретению элементарного опыта профессиональных действий на уровне ребенка-дошкольника, повысит компетентность педагогов в данном направлении, а также поможет оснащению развивающей предметно - пространственной среды в группе в соответствии с современными требованиями.

Общий план реализации проекта

Этапы реализации проекта :

I этап - подготовительный

На данном этапе для реализации идеи по ранней профориентации старших дошкольников была сформирована творческая группа. Цель работы творческой группы: подбор и изучение методической литературы, методических рекомендаций, опыта работы по данному направлению; разработка ключевых направлений проекта; разработка календарного плана мероприятий проекта; подбор настольно-печатных и дидактических игр, наглядных пособий; организация и обогащение игровых центров по профессиям- атрибутами, костюмами, подбор материалов.

II этап – основной

На втором этапе предполагалось создание условий направленных на раннюю профориентацию дошкольников в мире профессий средствами предметно – игровой среды : организация и проведение мероприятий с детьми (чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций, беседы, экскурсии, наблюдения, рисование, аппликации, изготовление поделок, дидактические игры); изготовление настольно-печатных и дидактических игр; организация практической деятельности воспитанников в центрах (учили детей коммуникативному взаимодействию во время сюжетно-ролевых игр по профессиям); Например центр конструирования-конструирование гаража, дома; центр лаборатория – опыты, выращивание кристалла, ателье - разработка моделей новых платьев, центр здоровья-умение детей пользоваться схемами, новыми тренажёрами); вовлечение в совместную образовательную деятельность всех участников образовательных отношений.

III этап - заключительный (результативный)

На данном этапе осуществлялся: анализ результатов работы по созданию условий для профессионального самоопределения воспитанников ДОУ; диагностика познавательной активности, т. е. умение организовать и использовать полученные знания в игре.

представления опыта работы коллегам ДОУ

• фотоотчет на сайт ДОУ

• участие в смотре-конкурсе «Лучшая предметно-пространственная среда ранней профориентации дошкольников»

Система работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста строится по трем направлениям:

Работа с детьми (беседа, наблюдение, чтение художественной литературы, тематические экскурсии, сюжетно-ролевые игры, виртуальные экскурсии, рассказы, фотовыставки, инсценировка сказки, опыт, выставка рисунков, проекты).

Работа с педагогами (беседа, консультация, книжная выставка, мастер-класс, картотека дидактических игр, банк методических материалов, педсовет, творческий отчёт).

Работа с родителями (беседа, консультация, день открытых дверей, анкетирование, информационные проспекты для родителей, совместное развлечение, мини-музей, выставка - детских работ, виртуальные занятия с родителями, проекты, домашние задания).

В результате нами создана соответствующая развивающая предметно – пространственная среда, при проектировании которой, мы учли следующие принципы: насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности, которую мы каждый год пополняем и меняем в соответствии с возрастной категорией детей.

Оформлены специальные центры по ознакомлению детей с профессиями. Были созданы игровые центры, которые включили в себя: соответствующий наглядный материал, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, картотеку познавательных видеороликов о современных профессиях. Создан методический «кейс» по ознакомлению детей с современными профессиями, который позволяет более точно рассмотреть все тонкости профессии. Так же создан лэпбук, круги Луллия, мнемотаблицы.

Для знакомства с градообразующими предприятиями города изготовлены тематические макеты АО «СЧПЗ» и комбинат «Магнезит».

В данных центрах дети упражняются в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, быть самостоятельными, учатся добиваться поставленных целей в своей самодеятельности.

Каждый центр представлен индивидуально, творчески, оригинально, с созданием условий для игрового сюжета.

Центр профессий «Кем быть?» знакомит детей с многообразием профессий, помогает представить ребятам, какими являются профессии настоящего, с какой отраслью связаны современные профессии, какими могу быть профессии будущего. В данном центре педагоги предлагают вниманию ребят книги с рассказами и стихами о профессиях, картотеки с пословицами, загадками, поговорками о профессиях и орудиях труда, фотоальбомы «Профессии моих родителей», «Азбука профессий Южного Урала», дидактические игры, интерактивные игры, которые позволяют познать особенности профессий, расширить представления детей о них : «Кто, чем занимается», «Угадай профессию по описанию», «Кто больше знает профессий», «Профессии», «Кому без них не обойтись?», «Кому это нужно?», «Угадай, что я делаю?», «Кому, что нужно для работы?», «Кто больше назовет действий», «Найди и расскажи по фото», и др.

Центр «Лаборатория» В лаборатории мы проводим опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями, воздухом, водой, песком, землей и т. д.). Дети знакомятся с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость). В процессе этих опытов не происходит научных открытий, но зато формируются элементарные понятия и умозаключения. Здесь мы познакомились с профессиями такие как : геолог, лаборант, ученный, химик, фармацевт).

Центр «Мы дежурим» помогает организовать и заинтересовать ребят регулярным выполнением трудовых обязанностей. Красочный, привлекательный с фотографиями дежурных, фартуками и колпаками, схемой дежурств и алгоритмом сервировки стола, красивыми салфетками вызывает интерес маленьких непосед и помогает сделать процесс труда лёгким и увлекательным.

Центр «Конструкторское бюро» представлен определёнными профессиями – от строителя дома, до архитектора. Они оснащены строительным материалом, конструктором типа «Лего» малым и крупным, объемным конструктором, гаечным, плоскостным, магнитным конструктором, строительными касками, жилетами, наборами инструментов. Ребятам предлагаются картотеки готовых алгоритмов различных архитектурных строений, автомобилей, машин специального назначения, а также детьми создаются алгоритмы их собственных построек. На своих мини заводах дошкольники создают макеты строений и улиц родного поселка. Развивается представление детей об окружающем мире, конструируемых объектах, значимости профессий архитекторов, строителей, машиностроителей.

Центр «Спортивный уголок» включает в себя различный спортивный инвентарь для индивидуальных занятий, для корригирующей гимнастики, материал для подвижных игр, нестандартное оборудование для игр, который находится на свободном доступе, осуществляя принципы безопасности и доступности среды. Здесь дети учатся самостоятельно организовывать, придумывать собственные игры, комбинировать движения, что способствует развитию интереса к физической культуре и спорту.

Центр «Путешествие к звездам» помогает знакомство с профессией астроном

Центр «Театр» В этом центре представлены различные виды театра: размещены различные маски для разыгрывания сценок, элементов костюмов, а также вязаный, на стаканчиках, теневой, перчаточный, настольный, театр «Би-ба-бо». Дети с удовольствием принимают на себя различные роли, что повышает интерес к сказкам, к их запоминанию и поднимает настроение.

Центр «Юный художник» стимулирует детей к опробыванию и реализации творческих способностей, дает детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные осушения. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д. В уголке находятся разнообразные материалы и инструменты для самостоятельного творчества.

Центр «Патриотический уголок» центр способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, города. Имеется различный материал: глобус, карта России, портрет президента РФ, оформлены альбомы «Моя Россия» ( где собран материал: труд человека, военная техника, природа Южного Урала, альбом «Геологическое древо семьи». Так же подобран наглядный материал.

Центр «Уголок природы» продолжаем формировать умение наблюдать, сравнивать, обобщать и классифицировать предметы по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становится рост и развитие растений. Дети узнают, что для роста растения необходимы условия (свет, флага, тепло и т. д.). Также каждое утро заполняем календарь природы, записываем число, месяц и отмечаем какая погода.

Огород на подоконнике «У бабули в огороде» Выращиваем различную рассаду, ведем дневник наблюдения за ростом и развитием растений. Важным составляющим компонентом такого центра является трудовая деятельность детей в цветниках, которые расположены на участке ДОУ.

Центр «Шахматное королевство» В группе создан уголок «Шахматное королевство». Проводиться кружок, детки с удовольствием его посещают. Участвуют в различных соревнованиях конкурсах.

Сюжетно–ролевая игра «Поликлиника», «Аптека», «Скорая помощь» Уже с детства малыши понимают всю важность такой профессии, как доктор. Игра в больницу — это неотъемлемая часть детского игрового досуга.

Сюжетно – ролевая игра Кондитерская «Сладости на радости» является одним из самых эффективных и многофункциональных пространств для сюжетно-ролевой игры. Дети могут исполнить роль продавца, покупателя, кассира, менеджера, поставщика продуктов – и этим перечень доступных ролей не ограничивается. Именно в уголке магазина в детском саду можно организовывать самые разные игры, в которых дети будут учиться важнейшим социальным навыкам. Считая деньги, ребёнок не только активно тренирует свои математические навыки, но и усваивает понятия о деньгах, как о важнейшем элементе быта современного человека. Именно финансовая сторона сюжетно-ролевой игры в магазин делает её такой привлекательной и наделяет выдающимся развивающим эффектом.

Сюжетно – ролевая игра «Спасательная служба», «Парковка (гараж)»

Представлен уголками полицейского, служб спасения. Центры в группах наполнены атрибутами одежды и принадлежностей для работы сотрудников полиции, служб ЧС, грузовые машины, машины специального назначения. Также в данном центре вниманию ребят предлагаем дидактические и интерактивные игры: «Безопасность жизнедеятельности», «Правила дорожной безопасности», «Правила поведения в экстренных ситуациях», «Опасные и безопасные ситуации». Центр позволяет расширить представление детей о профессиях данного рода, об их необходимости.

«Пожарная часть» представлен уголком юного пожарного,

Сюжетно – ролевая игра «Дом», «Кафе» Расширяем представление детей о кулинарных профессиях : повар, официант. Развиваем диалогическую речь детей, умение отображать в игре знания об окружающей жизни.

Сюжетно – ролевая игра «Ателье» В центре расположены всевозможные модели, нитки, ножницы, метр, коллекция «Виды тканей», пуговицы, наперстки, швейные машинка, ножницы, выкройки, сантиметровая лента, фартуки, журнал мод, выставка «Одежда».

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты», «Массажный кабинет» Салон красоты — это островок женственности и красоты. Каждая девочка обратит на него внимание и будет играть там с большим удовольствием. Есть все необходимые инструменты – прямо как в настоящем салоне. Важным элементом является — пелерина для клиента и фартук для сотрудника парикмахерской. Через эти предметы дети перевоплощаются в свои роли и начинают проигрывать их в сюжете. Девочки расчесывают, придумывают прически, моют голову. Все есть. И мальчишки не отстают. Всем нравится такая игра. Здесь мы познакомились с профессиями парикмахер, стилист, визажист, мастер по маникюру, массажист.

Сюжетно-ролевая игра «Школа», «Детский сад» Знакомимся с профессиями учитель, воспитатель. Формируем позитивное отношение к обучению в школе. Уважительное дружеское отношение детей друг с другом.

Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство» Углубление знаний детей об окружающем. Формирование понятий о том, что на нашей планете много разных стран. Вызвать познавательный интерес к путешествию.

Сюжетно-ролевая игра «Почта» Ребята знакомятся с профессиональными действиями почтальона. Клиент, приходя в почтовое отделение отправляет посылки, покупает конверты, газеты и открытки, отправляет денежные переводы. Соблюдает правила поведения в общественном месте. Почтальон берет на почте письма, газеты, журналы, открытки разносит их по домам, отпускает корреспонденцию в почтовый ящик.

Центр медиа «Фотограф», «Журналист», «Программист» позволяет детям открывать себя в роли ведущих, журналистов, фотографов, программистов. Результатом деятельности, которых является съемка сюжетов, создание интерактивных папок. Развивающая предметно-пространственная среда в данном центре наполнена муляжами микрофонов, видеокамер, телефонов, фотоаппаратов, уголками ряжений. В этом центре ознакомление детей с трудом взрослых строится с учетом современных образовательных технологий, с использованием ИКТ и является самым интересным для сегодняшних дошкольников.

В результате проделанной работы можно отметить следующие результаты:

Повысилась познавательная активность детей, дети с интересом используют полученные знания в сюжетно-ролевых играх

Расширились представления детей о труде взрослых (большинство детей называют профессии родителей, чем занимаются на работе и какую пользу, приносят обществу).

Повысилась заинтересованность родителей в совместной работе по данной теме и активность участия в мероприятиях.

С педагогами:

Расширилась профессиональная компетентность педагогов по ранней профориентации дошкольников.

Правильно созданная РППС, является эффективным условием реализации задач по ранней профориентации детей, стимулом развития самостоятельности, инициативы, активности ребенка, обеспечением развития возможностей детей, эмоционального благополучия, а так же позволяет углубить практические знания воспитанников, выявить их интересы и склонности, развивать интерес и умение осуществлять действия. Мы надеемся, что именно наши ребята не ошибутся в выборе будущей профессии.

Публикации по теме:

Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУСоздание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Принцип создания предметно-пространственной развивающей среды - окружающая среда не только развивающая, но и развивающаяся, не только обогащающая,.

Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды по духовно-нравственному воспитанию» Тип проекта: творческий, практико-ориентированный. По количеству участников: групповой Длительность проекта: среднесрочный (3 месяца) Участники.

Проект предметно-пространственной развивающей среды в первой группе раннего возрастаПроект предметно-пространственной развивающей среды в первой группе раннего возраста .

Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до»Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до» Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС ДО» Автор: Шубенкова Т. Е.

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» Актуальность проекта. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Создание предметно-пространственной среды «Игры на развитие речевого дыхания» для детей дошкольниковСоздание предметно-пространственной среды «Игры на развитие речевого дыхания» для детей дошкольников Уважаемые коллеги и гости моей странички, я предлагаю вашему вниманию игры, на развитие речевого дыхания, которые можно сделать своими руками.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе «Наш чудесный огород нас прокормит целый год»Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе «Наш чудесный огород нас прокормит целый год» Ко Дню огорода на подоконнике на МААМ. Приглашаем народ: – Заходите в огород! Огород мы садим с ребятами каждый год. Как же без огорода.

Создание развивающей предметно-пространственной среды. Центр экологии и экспериментированияСоздание развивающей предметно-пространственной среды. Центр экологии и экспериментирования В работах многих учёных — педагогов и психологов предметное окружение определяется как основа структуры образовательной среды. Соприкасаясь.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возрастаСоздание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возраста В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и.

Создание развивающей предметно-пространственной среды участка оздоровительной направленностиСоздание развивающей предметно-пространственной среды участка оздоровительной направленности В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) к структуре общеобразовательной программы дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Создание развивающей предметно — пространственной среды в процессе знакомства дошкольников с профессиями»
Опубликовано: 7 июня 2022 в 09:55
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Создание развивающей предметно — пространственной среды в процессе знакомства дошкольников с профессиями»» (включая файлы) размещена пользователем Жильцова Галина (УИ 2777851) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД