Алсу
Проект «Создание модели личности школьного библиотекаря с творческим потенциалом»
▼ Скачать + Заказать документы
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
АЛЬКЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПРОЕКТ
«Создание модели личности школьного библиотекаря с творческим потенциалом»
Зайнуллина Алсу Рафиковна
методист управления образованием
Алькеевского муниципального района
Республики Татарстан
2019 год
Актуальность:
Публикация «Проект „Создание модели личности школьного библиотекаря с творческим потенциалом“» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Актуальность проекта состоит в том, что реализация современного образования невозможна без школьного библиотекаря, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом.
Публичные профессии, в том числе и профессия школьного библиотекаря, связаны с популярностью и авторитетом среди широких слоев населения, а их профессиональная успешность определяется привлекательным имиджем. Таким специалистам в целях профессионального самосовершенствования необходимо овладеть технологией формирования и корректировки своего имиджа.
Диагностика и методический анализ выявили следующие проблемы:
• у библиотекарей не высокий статус;
• в основном низкий уровень их творческой активности обусловлен процессом «низкой самооценки»;
• снижение уважения к школьным библиотекарям снижает уровень обучения;
• снижение ценности профессии библиотекаря влияет на ослабление общества.
Задачи:
1. Создать в общеобразовательных организациях района оптимальные условия, необходимые для выявления, изучения, обобщения и распространения перспективного библиотечного опыта.
2. Помочь библиотекарю определить целесообразность, конкретность, целостность представленного опыта.
3. Исключить возможные ошибки, возникающие у библиотекарей в процессе работы над обобщением опыта.
4. Классифицировать эффективные подходы к организации работы по выявлению, изучению, обобщению и распространению перспективного библиотечного опыта.
5. Способствовать организации исследовательской деятельности, направленной на осмысление изучаемого опыта, анализ и сравнение его результатов, ознакомление с перспективным опытом широкой общественности.
6. Привлекать опытных школьных библиотекарей района к участию в профессиональных конкурсах.
Участники проекта :
• Школьные библиотекари
Этапы реализации проекта :
1 этап - 2019 – 2020г. г. «Познай самого себя»
2 этап - 2020 – 2021 г. г. «Самосовершенствование»
3 этап - 2021 – 2022 г. г. «Реализация творческого потенциала»
Инновационными составляющими проекта являются :
• Диагностика и анализ творческой активности школьных библиотекарей района.
• Реализация:
- формирования имиджа школьного библиотекаря
- формирования «своего Я» библиотекаря, как способа оценки его самого себя
самим;
- профилактика низкой самооценки педагогов-библиотекарей путем осознания собственного несовершенства и готовность к изменениям;
• Создание модели личности творчески работающего библиотекаря, претендующего на обобщение перспективного педагогического опыта
• Создание системы методического сопровождения поиска, изучения, обобщения и распространения перспективного библиотечного опыта :
- план реализации проекта
- применение технологии коучинга в работе с творчески работающими библиотекарями;
- применение методики тьюторства в работе с творчески работающими библиотекарями;
- применение методики постановки целей и их реализации в работе творчески работающими библиотекарями.
• Создание системы определения уровня перспективного библиотечного опыта :
- заседания секции творчески работающих библиотекарей;
- проведение муниципального конкурса «Вернисаж библиотечных идей»;
- присвоение уровня перспективного библиотечного опыта с выдачей сертификатов.
Формы работы:
• анкетирование
• мини – тренинги
• ролевые игры
• круглый стол
• решение разных рабочих ситуаций
• мастер – классы
• дискуссии
• консультации
• конференции
• литературные чтения
• конкурс «Вернисаж библиотечных идей»
Ожидаемые результаты:
• создание условий для активизации творческого потенциала школьных библиотекарей района;
• повышение активности и результативности участия в конкурсах профессионального мастерства;
• распространение перспективного библиотечного опыта.
Приложение 1. Диагностика профессиональной активности школьных библиотекарей :
1. ничего нового продемонстрировать не могу
2. стесняюсь выступать перед коллегами
3. устаю на работе
4. не умею выступать
Приложение 2.
Модель личности библиотекаря, претендующего на обобщение перспективного педагогического опыта.
Приложение 3
Карта участника конкурса «Вернисажа библиотечных идей»
1. Полное название ОО___
2. Ф. И. О. (полностью) участника___
3. Стаж работы___
4. Работа по совместительству___
5. Награды___
6. Проблема, над которой работает библиотекарь___
7. Инновационные формы работы, технологии, которые использует библиотекарь___
8. Конкретная тема предложенного для обобщения опыта___
9. Уровень опыта___
10. Достижения предложенного опыта___
11. Значение опыта для библиотечной деятельности___
___
ВВЕДЕНИЕ
Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.
Публичные профессии, в том числе и профессия школьного библиотекаря, связаны с популярностью и авторитетом среди широких слоев населения, а их профессиональная успешность определяется привлекательным имиджем. Таким специалистам в целях профессионального самосовершенствования необходимо овладеть технологией формирования и корректировки своего имиджа. Реализация современного образования невозможна без библиотекаря, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.
Важным показателем уровня профессионализма школьного библиотекаря является развитость его творческих качеств, творческой индивидуальности, умение быть не просто исполнителем, а субъектом деятельности. Исследования признаков, общих для библиотекарей, проявляющих качества творческой индивидуальности, показывают, что их объединяет интерес к новшествам, им нравится наблюдать других, замечать уникальные способности, им свойственна широта увлечений. Они проявляют искренний интерес к своей профессиональной деятельности, строят свою работу, основываясь на особенностях детей, а не только на требованиях должностных инструкций. Становление творческой индивидуальности школьного библиотекаря - достаточно длительный процесс, требующий выработки умения самостоятельно находить способы действия, влиять на поведение детей, нести ответственность за результаты обучения и воспитания.
1. ПРОБЛЕМНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Не секрет, не у всех у школьных библиотекарей высокий статус. Как следствие – снижение посещаемости детьми библиотеки, интереса к книгам, уровня образования, что влияет на ослабление общества.
В нашем районе была выявлена проблема - низкая активность участия школьных библиотекарей в конкурсах профессионального мастерства, организации работы по изучению и обобщению перспективного педагогического опыта. Была проведена диагностика профессиональной активности библиотекарей района. В результате опроса были определены причины их низкой активности, которые отражены в диаграмме. (Приложение 1) Основными причинами являются усталость на работе и неумение выступать перед аудиторией.
Приложение 1. Диагностика профессиональной активности школьных библиотекарей :
1. ничего нового продемонстрировать не могу
2. стесняюсь выступать перед коллегами
3. устаю на работе
4. не умею выступать
В школах работают несколько поколений школьных библиотекарей. Были проанализированы и определены возрастные характеристики их профессиональной деятельности с точки зрения горизонтальной карьеры.
Стаж работы 1-10 лет – 45%. Их профессиональная деятельность характеризуется расширением и совершенствованием методов своей работы.
Стаж работы 10–20 лет – 50 %. Наблюдается повышение уровня увлечения работой
Более 20 лет – 5 %. Для них становятся характерными критичность и настороженность во взаимодействии с другими специалистами
Более 25 лет - 5%. Появляется невосприимчивость к новому, психоэмоциональное перенапряжение
ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ УСПЕХА.
Создание новой системы подтверждения уровня профессионализма, включающую профессиональные компетентности - основа для обновления процедур выявления, обобщения и распространения перспективного библиотечного опыта.
Созданная система организации методической деятельности по поиску, изучению, обобщению и распространению перспективного библиотечного опыта включает следующие методические составляющие:
• План действия изучения и обобщения перспективного библиотечного опыта
• создание базовой технологии поиска, изучения ППО на районном уровне «Инновации сегодня – традиции завтра»
• система организации обобщения ППО
• составление спектрального каталога ППО
С целью повышения статуса школьного библиотекаря была выработана модель личности библиотекаря, претендующего на обобщение перспективного педагогического опыта.
Приложение 2.
В ходе реализации методического проекта могут использоваться следующие формы работы:
• Семинар - практикум
• «Круглый стол»
• Мастер - класс
Запланированы следующие этапы реализации проекта :
1 этап - 2019 – 2020г. г. «Познай самого себя»
2 этап - 2020 – 2022 г. г. «Самосовершенствование»
3 этап - 2022 – 2024 г. г. «Реализация творческого потенциала»
С целью систематизации деятельности по выявлению, изучению, обобщению и распространению перспективного библиотечного опыта в ОО района в 2019 году разработан «Методический навигатор» - план действий.
Составлена карта участника «Вернисажа педагогических идей».
Приложение 3
Карта участника «Вернисажа библиотечных идей»
5. Полное название ОО___
6. Ф. И. О. (полностью) участника___
7. Стаж работы___
8. Работа по совместительству___
12. Награды___
13. Проблема, над которой работает библиотекарь___
14. Инновационные формы работы, технологии, которые использует библиотекарь___
Конкретная тема предложенного для обобщения опыта___
Уровень опыта___
Достижения предложенного опыта___
Значение опыта для библиотечной деятельности___
Карта участника дает возможность быстро и четко проанализировать с претендентом на обобщение перспективного библиотечного опыта его профессиональную деятельность, найти либо не найти тот особый ресурс, называемый в последующим перспективным.
По итогам Вернисажа определяется уровень перспективного опыта педагога, выдается сертификат, даются методические рекомендации по дальнейшей деятельности.
Основополагающей технологией проекта является коучинг.
Смысл педагогического коучинга :
• движение к цели
• полное раскрытие потенциала человека и команды
В результате использования коучинговой технологии в методическом сопровождении обобщения перспективного библиотечного опыта библиотекари намного эффективнее формулируют свои цели, а (как следствие) тему своего опыта, нарабатывают стратегии и осуществляет наиболее удачную из них, достигают своих целей, формируют ясность в выборе своего развития.
Главный путь - создать условия для того, чтобы библиотекарь сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь цели, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения цели.
3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕННОГО ОПЫТА
Инновационная составляющая проекта включает следующее :
• Диагностика и анализ творческой активности библиотечных работников района
• Реализация:
- формирования имиджа педагога
- формирования Я - концепции школьного библиотекаря, как способа оценки его самого себя самим;
- профилактика «низкой самооценки» библиотекарей путем осознания собственного несовершенства и готовность к изменениям
• Создание модели личности творчески работающего библиотекаря, претендующего на обобщение перспективного библиотечного опыта.
• Создание системы методического сопровождения поиска, изучения, обобщения и распространения перспективного библиотечного опыта :
- план реализации проекта;
- применение технологии коучинга в работе с творчески работающими библиотекарями;
- применение методики тьюторства в работе с творчески работающими библиотекарями;
- применение методики постановки целей и их реализации в работе творчески работающими библиотекарями.
• Создание системы определения уровня перспективного педагогического опыта:
- заседание секции творческих школьных библиотекарей;
- проведение районного конкурса «Вернисаж педагогических идей»;
- присвоение уровня перспективного библиотечного опыта с выдачей сертификатов.